Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:01, дипломная работа
Целью данного исследования является выяснение, что представляет из себя агрессия в дошкольном возрасте и почему так важно вовремя ее предупредить.
Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:
1) изучение литературы;
2) определить методы исследования. Выбор методов и методик осуществлялся по тому, насколько данная методика определяет степень агрессивности у детей. Так как методик несколько, то можно быть более уверенным, что данные результаты будут наиболее высокими.
Введение……………………………………………………………………….….3
I раздел. Теоретическая часть………………………………………………….5
Глава I. Агрессия в дошкольном возрасте………………………….……..5
Происхождение агрессивности…………………………………….5
Ситуативные предпосылки агрессивности…………………….15
Развитие агрессивности в детском возрасте……………………18
Социализация агрессивности…………………………………….25
Психологический механизм формирования агрессивности……………………………………………………….31
Глава II. Проблемы психического здоровья в дошкольном возрасте……………………………………………………………...33
2.1 Термин психического здоровья……………………………………..33
2.2 Психическое здоровье в дошкольном возрасте…………………...35
II раздел. Практическая часть………………………………………………..43
Описание методик (тестов)……………………………………….43
Экспериментальное исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста………………………….50
Заключение……………………………………………………………………...63
Список использованной литературы………………………………………..65
Приложения……………………………………………………………………..67
Таким образом, предполагается, что в подростковом, юношеском или более позднем возрасте выросший ребенок будет чувствовать себя спокойнее, проявляя агрессивность лишь по отношению к сверстнику или равному по статусу человеку, а не по отношению к какому-либо авторитетному лицу (педагогу, руководителю, начальнику). Более того, у него, вероятнее всего, будет формироваться и укрепляться чувство вины всякий раз, когда он проявит агрессивные чувства или действия против старшего либо сверстников того же возраста.
Р. Сирс, С. Маккоби и Х. Левин отмечали, что в социализации агрессии присутствуют два важных момента:
1) снисходительность (степень готовности родителей прощать поступки ребенка);
2) строгость
наказания родителями
Приведенная здесь таблица 1. хорошо иллюстрирует зависимость санкций родителей и субъективные переживания детей по поводу агрессивности в более зрелом возрасте.
Таблица 1.
Поведение родителей |
Реакция ребенка в более зрелом возрасте |
Агрессивность по отношению к родителям или другим взрослым разрешается |
Не испытывает какой-либо вины (или испытывает в незначительно степени) за агрессивное поведение по отношению к старшим. |
Агрессивность по отношению к старшим не разрешается |
Испытывает чувство вины при проявлении агрессивности по отношению к старшим |
Агрессивность по отношению к “заслуживающим” этого сверстникам разрешается |
не испытывает чувства вины (или испытывает в незначительной степени) при проявлении агрессивности по отношению к сверстникам |
Агрессивность по отношению к сверстникам не разрешается |
Испытывает чувство вины при проявлении агрессивности по отношению к сверстникам |
Гипотеза была такова: поскольку снисходительность сама по себе не способствует возникновению тревоги и чувства вины, можно ожидать, что агрессивность ребенка окажется пропорциональной снисходительности матери. Иными словами, чем больше снисходительность родителя, тем больше агрессивность ребенка. Если считать, что наказания подавляют нежелательное поведение, то можно ожидать, что, чем строже наказывается агрессия, тем меньше она проявляется. Однако на практике такие предложения оказались сильно упрощенными. Эти психологи на основе ответов матерей, прибегавших к разным методам воспитания ребенка и затем оценивших уровень детской агрессивности, получили результаты, которые представлены ниже в таблице 2.
Таблица 2.
Гр. |
Стиль поведения родителей |
Число агрессивных детей (%) | |
мальчики |
девочки | ||
А |
Низкий уровень снисходительности, низкий уровень склонности к наказаниям |
3,7 |
13,3 |
В |
Низкий уровень снисходительности, высокий уровень склонности к наказаниям |
20,4 |
19,1 |
С |
Высокий уровень снисходительности, низкий уровень склонности к наказаниям |
25,3 |
20,6 |
Д |
Высокий уровень снисходительности, высокий уровень склонности к наказаниям |
41,7 |
38,1 |
Эти данные показывают, что наиболее снисходительнее (группа С) и наиболее требовательные (группа В) родители имели детей, чей уровень агрессивности мало различался. Родителями наименее агрессивных детей оказались те из них (гр. А), кто не был ни снисходительным, ни склонным к применению наказаний. Их позиция заключалась в осуждении агрессии и доведении этого до сведения ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка.
Родители наиболее агрессивных детей (гр. Д) вели себя так, как будто любое поведение детей приемлемо, не показывая своего отрицательного отношения к агрессивным поступкам, однако когда ребенок совершал поступок - он бывал строго наказан. Здесь напрашивается вывод, что суровое наказание в неопределенной ситуации вызывает у ребенка враждебность (т.к. он не понимает, за что его наказали) и дальнейшую агрессивность. Кроме того, склонный к наказанию родитель, хотя и не намеренно, подает ребенку пример агрессивного поведения. Ребенок постепенно привыкает к тому, что агрессия - это нормальный путь преодоления фрустрации. Строгость родителя, если она последовательна и достаточно чувствительна для ребенка, может привести к подавлению агрессивных импульсов в присутствии родителя, но вне дома ребенок будет вести себя более агрессивно, чем дети, которые воспитывались иначе16.
Таким образом, формирование агрессивных тенденций, которые затем могут наблюдаться и на более поздних ступенях развития, происходит несколькими путями:
1. Родители поощряют
агрессивность в своих детях
непосредственно либо
2. Родители наказывают детей за проявление агрессивности. В ряде исследований было установлено что:
а) родители, которые
очень резко подавляют
б) родители, которые не наказывают своих детей за проявление агрессивности, вероятнее всего, воспитывают в них чрезмерную агрессивность;
в) родители, разумно подавляющим агрессивность у своих детей, как правило, удается воспитать умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение.
1.5 Психологический
механизм формирования
Агрессивность ребенка чаще всего возникает как однотипная реакция на неудовлетворенную потребность. Например, нередко бывает так, что родители или кто-нибудь из близких запрещают что-либо, лишают его предмета возникшей потребности или не позволяют удовлетворять ее тем способом, каким желает ребенок. В этом случае напряженность, возникающая из-за потребности (игрушки, конфеты), или на тех, кто мешает ребенку удовлетворить его потребности (мать, сестра, бабушка). Процесс неосознанного снятия напряжения (злость, ненависть) обычно принимает форму физического или психического действия ребенка на окружающих - агрессию.
Однако агрессивность в чистом виде встречается редко. Она, как правило, является проявлением и выражением определенных нарушений функций центральной нервной системы - церебральной недостаточности. Сама же церебральная недостаточность нередко обуславливается инфекционными, токсическими и наследственными заболеваниями.
Как видим, агрессивность детей имеет иерархизированную причинность, поэтому диагностика, психокоррекция и лечение требуют квалифицированного подхода. Перейдем к рассмотрению педагогические приемов по предупреждению агрессивных действий таких детей. Обратимся к советам английского педагога Джекки Лешли.
1. Предупреждение агрессивных действий детей:
а) никогда не следует поощрять ребенка за проявленную агрессивность;
б) в необходимых случаях такого ребенка успокаивает временная изоляция с кратким разъяснением причины;
в) если конфликт возникает среди детей, то стоит его временно оставить среди них: пусть почувствует, что такое проявить агрессивность без явной причины на нее;
г) если ребенок проявляет агрессивность по отношению к своим сестрам и братьям, то пусть они придумывают меру наказания и наказывают его;
д) если ребенок готов к нанесению удара (укусу и т.д.), то лучше быстро остановить его и резко предупредить его “Нельзя!”.
е) изредка стоит дать ребенку почувствовать и испытать подобное действие со стороны близких с последующим разъяснением.
2. Обращение с ребенком после агрессивного поведения:
а) подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его проступка;
б) искать выход по переориентации его энергии по социально правильному руслу;
в) следует помнить: частые наказания неэффективны, а безнаказанность еще больше портит;
г) придумать новые приемы переключения ребенка на новые виды отношений (игра, самообслуживание и т.д.)17
Глава II. Проблемы психического здоровья в дошкольном возрасте
2.1 Термин психического здоровья
В последнее время отечественные психологи стали все больше и больше понимать, что целью практической психологической работы с детьми могут быть психическое здоровье ребенка, а его психическое и личностное развитие - условием, средством достижения этого здоровья.
Такое понимание основано, во-первых, на анализе отечественной и зарубежной литературы по вопросам психического здоровья; во-вторых, на критическом анализе и обобщении нашей собственной теоретической и опытно-экспериментальной работы в этом направлении; в-третьих, на результатах изучения основных проблем, трудностей, удач и неудач, сомнений, достижений, разочарований практических психологов, работающих в детских учебно-воспитательных учреждениях.
Осмысливая содержательную суть психологической службы, психологи почувствовали необходимость введения в научный психологический лексикон нового термина - “психологическое здоровье”. Если термин “психическое здоровье” имеет отношение, прежде всего к отдельным психическим процессами механизмам, то термин “психологическое здоровье” относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья и других аспектов18.
Психологическое здоровье делает личность самодостаточной. Не мы извне задаем ей рамки, нормы, ориентиры, не мы ее оцениваем привычным образом: эта личность - развитая, эта - не очень, эта - на среднем уровне. Мы вооружаем (вернее, должны вооружать) ребенка в соответствии с его возрастом - средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира. По существу эту же мысль высказывает А.Ф. Лосев, говоря о том, что “Личность есть такая единственность и неповторимость, которая является не только носителем сознания, мышления, чувствования и т.д., но вообще субъектом, который сам же себя соотносит со своим окружением”19.
Таким образом, психологи высказывают предположение, что именно психологическое здоровье детей и школьников можно рассматривать и как цель, и как критерий эффективности психологической службы государственного образования.
Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Сам термин “психическое здоровье” неоднозначен, он прежде всего как бы связывает собою две науки и две области практики - медицинскую и психологическую. В последние десятилетия на пересечении медицины и психологии возникла особая отрасль - психосоматическая медицина, в основе которой лежит понимание того, что любое соматическое нарушение всегда так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии. В некоторых случаях психические состояния становятся главной причиной заболевания, в других случаях они являются как бы толчком, ведущим к болезни, иногда особенности психики воздействуют на протекание болезни, иногда физические недуги вызывают психические переживания и психологический дискомфорт.
Термин “психическое здоровье” был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В докладе Комитета экспертов ВОЗ “Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей” (1979) сказано, нарушения психического здоровья связаны с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями.
Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают материальными средствами, необходимыми семье. В то же время следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения.
Все эти и другие вопросы требуют серьезного рассмотрения и изучения. Ясно лишь одно: психологическое здоровье неразрывно связано со здоровьем психическим, состояние и развитие которого еще не занимает подобающего ему места в педагогических и психологических программах работы с ребенком20.
2.2 Психическое здоровье в дошкольном возрасте
Один из самых интересных и замечательных периодов в развитии ребенка - это дошкольное детство (примерно от 3 до 6 лет), когда фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы в первую очередь обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребенка. Теперь он может не только ориентироваться и действовать в плане конкретных сиюминутных стимулов, но и устанавливать связи между общими понятиями и представлениями, которые не были получены в его непосредственном опыте. Таким образом, мышление ребенка отрывается от чисто наглядной основы, т.е. переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному. Подобное развитие памяти и мышления дошкольника позволяет перейти к новым типам деятельности - игровой, изобразительной, конструктивной. У него, по замечанию Д.Б. Эльконина, “проявляется возможность идти от замысла к его воплощению, от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли”21.