Агрессия в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:01, дипломная работа

Описание

Целью данного исследования является выяснение, что представляет из себя агрессия в дошкольном возрасте и почему так важно вовремя ее предупредить.
Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:
1) изучение литературы;
2) определить методы исследования. Выбор методов и методик осуществлялся по тому, насколько данная методика определяет степень агрессивности у детей. Так как методик несколько, то можно быть более уверенным, что данные результаты будут наиболее высокими.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
I раздел. Теоретическая часть………………………………………………….5
Глава I. Агрессия в дошкольном возрасте………………………….……..5
Происхождение агрессивности…………………………………….5
Ситуативные предпосылки агрессивности…………………….15
Развитие агрессивности в детском возрасте……………………18
Социализация агрессивности…………………………………….25
Психологический механизм формирования агрессивности……………………………………………………….31
Глава II. Проблемы психического здоровья в дошкольном возрасте……………………………………………………………...33
2.1 Термин психического здоровья……………………………………..33
2.2 Психическое здоровье в дошкольном возрасте…………………...35
II раздел. Практическая часть………………………………………………..43
Описание методик (тестов)……………………………………….43
Экспериментальное исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста………………………….50
Заключение……………………………………………………………………...63
Список использованной литературы………………………………………..65
Приложения……………………………………………………………………..67

Работа состоит из  1 файл

агрессия.doc

— 528.00 Кб (Скачать документ)

Для более объективного анализа изменения агрессивного поведения детей старшего дошкольного  возраста было проведено анкетирование воспитателя, работающего с данными детьми (См. Приложение № 6). Ответы воспитателя на вопросы анкеты позволили сделать следующие выводы: дети с агрессивным поведением стали более спокойными, уступчивыми. Во время конфликтов не прибегали к недопустимым в обществе формам проявления гнева (то есть не ломали мебель, не били и не кусали детей). Стали более вежливыми, уменьшились пререкания на замечание воспитателя. Некоторые агрессивные дети активно играли в сюжетно-ролевые игры, в случае возникновения конфликта сами разрешали его. Часто дети после занятий проигрывали упражнения «Колодец», «Я – лев!» и т.д. В частности Гриша П. стал очень много рисовать, на вопрос воспитателя, что ты рисуешь, отвечал: «Я рисую свою злость, чтоб не причинят ее другим».

Таким образом, можно сказать, что дети научились системе управления своей агрессией, хотя это только механический, то есть управление агрессией еще не стало внутренним процессом ребенка. Для этого нужна более длительная работа не только с детьми, но и с родителями. Так как механизмом становления агрессии в первую очередь, является семья.

В связи с  этим мы наметили дальнейшие перспективы  работы  с агрессивными детьми. Одной  из важных перспектив является работа с их родителями:

  1. Знакомство с семьями агрессивных детей. Выяснение причин агрессивности ребенка у родителей.
  2. Консультации с родителями.
  3. Анкетирование родителей.
  4. Проведение семинаров. Цель: изменить установку родителей на своего ребенка; объяснить родителям механизм появления гнева, а так же агрессивности как эмоционального нарушения.
  5. Проведения психотерапевтической работы с родителями. Цель: вызвать воспоминания родителей о собственном детстве, и собственных агрессивных поступках; проанализировать их. Научить родителей управлять собственной агрессией и проявлять ее конструктивно.

Вторая перспектива  – составить и опробовать на практике коррекционную программу с учетом конкретных причин возникновение агрессии у детей и его индивидуальных особенностей.

Исходя из результатов  полученных в ходе контрольного эксперимента, были даны рекомендации родителям и воспитателям агрессивных детей.

Рекомендации  родителям и воспитателям для  общения с агрессивными детьми.

  1. Помните, что запрет и повышение голоса – самые не эффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята.
  2. Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.
  3. Показывайте ребенку личный пример эффективного повеления. Не допускайте при нем вспышек гнева или нечестных высказываний о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести».
  4. Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.

 

 

Заключение

Несмотря на всю активность и кажущуюся самодостаточность, которую проявляют дети в процессе освоения пространства окружающего мира, ни в коем случае нельзя сказать, что в этом деле они вполне могут обойтись без квалифицированной помощи взрослых.

На основании  всего вышесказанного можно считать  проблему психологического и психического здоровья детей центральной в разработке научных основ детской практической психологии и в практике психологической службы образования. Безусловно, такая реальность, как психическое здоровье, требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической психологической работы с детьми на всех этапах их онтогенетического развития. Еще более слышной является задача научного и практического обоснования возможности и необходимости понимать психическое здоровье как один, пусть и очень существенный, из элементов более широкого явления - психологического здоровья, рассматриваемого в целостном контексте личностного развития, в тесной связи с высшими проявлениями человеческой личности.

Новое понимание цели психологической службы как обеспечение психологического здоровья детей и школьников требует пересмотра программ подготовки детских практических психологов и в особенности психологов образования в плане включения в эти программы указанной проблематики.

Хотелось бы отметить, что один из наиболее перспективных  путей оптимизации взаимоотношений  детей и педагогов - это применение активных групповых (игровых) методов  в работе психолога с педагогами. Необходимо, чтобы психолог мог уделять  внимание не только детям, но и педагогам, с целью дать им как можно больше информации о психических процессах каждого периода в жизни детей.

Во-вторых, для  каждого психолога было бы интересно  узнать что-то новое, полезное для своей  работы, а именно, здесь говорится о проведении различных семинаров, докладов, бесед с приглашением на них всех желающих школьных психологов, которые они сами же будут организовывать.

 

Список использованной литературы

 

  1. Бауэр Т. Психическое развитие младенца /Пер. с англ. А.Б. Леоновой, Под общ. ред. А.В. Запорожца и Б.М. Величковского. - М.: Прогресс, 1998г.
  2. Богданович В.И. Психокоррекция в повседневной жизни. - Спб.: ТОО “Респеке”, 2001г.
  3. Буянов М.М. Нервный ребенок. М.: Знание, 2001г.
  4. Внешняя среда и психическое развитие ребенка /Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Тольмер. - М., 1998г.
  5. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.Н. Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1998г.
  6. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - Спб., 2000г.
  7. Зюбин Л.М. Психология воспитания. - М., 1999г.
  8. Изучение развития и поведения детей /Под ред. П.П. Липситта, И.К. Спайкера. - М.: Просвещение, 1999г.
  9. Киреева Л.А., Мамайчук И.И. Психолого-педагогическая помощь семье. - Л., 1999г.
  10. Липник В.Н. Взрослые за детей в ответе. - Л.: Знание, 1998г.
  11. Лоренц К. З. Агрессия: (Так называемое “зло”) /Пер с нем. Г.Ф. Швейника. - М.: Прогресс, 2000г.
  12. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - Спб.: Издательство “Питер”, 2002г.
  13. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1999г.
  14. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1999г.
  15. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы /Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 2000г.
  16. Сафин В.Ф. Психические отклонения в развитии детей и методы их психокорреции. - Уфа: Китап, 1999г.
  17. Смирнова Е.О. Психология ребенка: от рождения до 7 лет. - М., 2000г.
  18. Фредман Л.М. Психология воспитания, - М., 2002г.
  19. Фром А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации. - Екатеринбург, 1999г.
  20. Фурманов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. - Минск, 1998г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1

Интерпретация:

Фамилии

Фрагменты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

И т о г

1

Г.

К.

-

-

-

-

+

-

+

+

-

-

+

-

-

-

-

-

-

-

4

2

И.

С.

+

-

-

+

+

-

+

+

-

-

+

+

+

+

-

+

-

+

11

3

М.

М.

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-

+

-

-

-

-

-

3

4

П.

Г.

-

-

+

+

+

+

+

-

-

-

+

+

+

-

+

-

+

+

11

5

П.

М.

-

-

-

-

-

+

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

6

С.

Д.

-

+

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

7

С.

В.

-

+

+

+

-

+

-

+

-

-

+

-

+

-

-

-

+

+

9

8

С.

Д.

-

+

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

9

С.

Н.

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

10

С.

Д.

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

11

У.

Е.

-

+

+

+

-

+

-

+

-

-

+

-

+

-

-

-

+

+

9

12

Щ.

Н.

+

-

-

+

+

-

+

+

-

-

+

+

+

+

-

+

-

+

11


 

Примечание:  «+» – ДА, присутствуют; «-» - НЕТ, отсутствуют.

ФРАГМЕНТЫ:

  1. Рассерженный «впадает в бешенство».
  2. Держится в дали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет или в чем то подозревается.
  3. Ведет себя подобно «настороженному животному».
  4. Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны педагога.
  5. Рассказывает фантастические, вымышленные истории с элементами насилия.
  6. В ответ на приветствие выражает злость или подозрительность.
  7. Портит общественную и личную собственность.
  8. Негативно относится к замечаниям.
  9. Раз или два был замечен в воровстве сладостей, ценных предметов.
  10. «Дикий взгляд». Смотрит исподлобья.
  11. Очень непослушен, не соблюдает дисциплины.
  12. Кричит, угрожает, оскорбляет.
  13. Ведет себя непристойно.
  14. «Играет героя», особенно когда ему делают замечание.
  15. Подражает хулиганским проделкам других.
  16. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.
  17. Пристает к более слабым.
  18. Дерется не соответствующим образом.

 

Приложение 2.

В ней ось X  означает количество детей, а ось Y фрагменты поведения. Темным цветом отмечены результаты наблюдения детей с высоким и средним уровнем проявления агрессивного поведения.

Название: Методика рисунок  несуществующего животного (РНЖ).

 

Приложение 3.

Ось X – количество детей, ось Y – баллы. Дети с высоким уровнем агрессии попадают за границу 0,5 баллов.


 

 

Приложение 4

 

Ф.И.    инициалы

   

Ц

В

Е

Т

А

 

Г.К.

ж

кр

си

се

з

ч

ф

ко

И.С.

ч

ж

кр

ф

ко

з

се

си

М.М.

си

ж

се

си

кр

з

ко

ч

П.Г.

кр

ко

ч

ф

си

з

се

ж

П.М.

се

ж

си

з

кр

ко

ф

ч

С.Д.

ж

си

кр

з

се

ф

ко

ч

С.В.

ф

з

ч

ко

кр

си

ж

се

С.Д.

кр

ж

си

се

з

ко

ф

ч

С.Н.

си

ж

з

кр

се

ч

ко

ф

С.Д.

з

кр

ж

ф

се

си

ко

ч

У.Е.

ч

ф

з

ко

си

кр

ж

се

Щ.Н.

з

ч

ф

ко

кр

си

се

ж


 

 

 

Приложение 5.

 

Ф.И.    инициалы

   

Ц

В

Е

Т

А

 

Г.К.

Ж

з

кр

Си

се

ко

Ф

ч

И.С.

Ж

кр

ч

З

ф

се

Ко

си

М.М.

Се

ж

з

Ф

кр

ко

Си

ч

П.Г.

Ко

кр

ч

Си

з

ф

Ж

се

П.М.

Ж

си

з

Кр

се

ф

Ко

ч

С.Д.

Ж

кр

з

Си

се

ф

Ко

ч

С.В.

Си

з

кр

Ж

се

ко

Ф

ч

С.Д.

Кр

ж

се

Си

з

ко

Ч

ф

С.Н.

З

ж

кр

Си

се

ч

Кр

Ф

С.Д.

З

кр

ж

Ф

си

се

Ко

Ч

У.Е.

Ф

ч

з

Ко

си

кр

Се

Ж

Щ.Н.

З

ж

ч

Ф

се

ко

Кр

си

Информация о работе Агрессия в дошкольном возрасте