Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:01, дипломная работа
Целью данного исследования является выяснение, что представляет из себя агрессия в дошкольном возрасте и почему так важно вовремя ее предупредить.
Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:
1) изучение литературы;
2) определить методы исследования. Выбор методов и методик осуществлялся по тому, насколько данная методика определяет степень агрессивности у детей. Так как методик несколько, то можно быть более уверенным, что данные результаты будут наиболее высокими.
Введение……………………………………………………………………….….3
I раздел. Теоретическая часть………………………………………………….5
Глава I. Агрессия в дошкольном возрасте………………………….……..5
Происхождение агрессивности…………………………………….5
Ситуативные предпосылки агрессивности…………………….15
Развитие агрессивности в детском возрасте……………………18
Социализация агрессивности…………………………………….25
Психологический механизм формирования агрессивности……………………………………………………….31
Глава II. Проблемы психического здоровья в дошкольном возрасте……………………………………………………………...33
2.1 Термин психического здоровья……………………………………..33
2.2 Психическое здоровье в дошкольном возрасте…………………...35
II раздел. Практическая часть………………………………………………..43
Описание методик (тестов)……………………………………….43
Экспериментальное исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста………………………….50
Заключение……………………………………………………………………...63
Список использованной литературы………………………………………..65
Приложения……………………………………………………………………..67
Для более объективного анализа изменения агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста было проведено анкетирование воспитателя, работающего с данными детьми (См. Приложение № 6). Ответы воспитателя на вопросы анкеты позволили сделать следующие выводы: дети с агрессивным поведением стали более спокойными, уступчивыми. Во время конфликтов не прибегали к недопустимым в обществе формам проявления гнева (то есть не ломали мебель, не били и не кусали детей). Стали более вежливыми, уменьшились пререкания на замечание воспитателя. Некоторые агрессивные дети активно играли в сюжетно-ролевые игры, в случае возникновения конфликта сами разрешали его. Часто дети после занятий проигрывали упражнения «Колодец», «Я – лев!» и т.д. В частности Гриша П. стал очень много рисовать, на вопрос воспитателя, что ты рисуешь, отвечал: «Я рисую свою злость, чтоб не причинят ее другим».
Таким образом, можно сказать, что дети научились системе управления своей агрессией, хотя это только механический, то есть управление агрессией еще не стало внутренним процессом ребенка. Для этого нужна более длительная работа не только с детьми, но и с родителями. Так как механизмом становления агрессии в первую очередь, является семья.
В связи с этим мы наметили дальнейшие перспективы работы с агрессивными детьми. Одной из важных перспектив является работа с их родителями:
Вторая перспектива
– составить и опробовать на практике
коррекционную программу с
Исходя из результатов полученных в ходе контрольного эксперимента, были даны рекомендации родителям и воспитателям агрессивных детей.
Рекомендации родителям и воспитателям для общения с агрессивными детьми.
Заключение
Несмотря на всю активность и кажущуюся самодостаточность, которую проявляют дети в процессе освоения пространства окружающего мира, ни в коем случае нельзя сказать, что в этом деле они вполне могут обойтись без квалифицированной помощи взрослых.
На основании всего вышесказанного можно считать проблему психологического и психического здоровья детей центральной в разработке научных основ детской практической психологии и в практике психологической службы образования. Безусловно, такая реальность, как психическое здоровье, требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической психологической работы с детьми на всех этапах их онтогенетического развития. Еще более слышной является задача научного и практического обоснования возможности и необходимости понимать психическое здоровье как один, пусть и очень существенный, из элементов более широкого явления - психологического здоровья, рассматриваемого в целостном контексте личностного развития, в тесной связи с высшими проявлениями человеческой личности.
Новое понимание цели психологической службы как обеспечение психологического здоровья детей и школьников требует пересмотра программ подготовки детских практических психологов и в особенности психологов образования в плане включения в эти программы указанной проблематики.
Хотелось бы
отметить, что один из наиболее перспективных
путей оптимизации
Во-вторых, для каждого психолога было бы интересно узнать что-то новое, полезное для своей работы, а именно, здесь говорится о проведении различных семинаров, докладов, бесед с приглашением на них всех желающих школьных психологов, которые они сами же будут организовывать.
Список использованной литературы
Приложения
Приложение 1
Интерпретация:
Фамилии |
Фрагменты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
И т о г | |
1 |
Г. |
К. |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
2 |
И. |
С. |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
11 |
3 |
М. |
М. |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
4 |
П. |
Г. |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
11 |
5 |
П. |
М. |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
6 |
С. |
Д. |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
7 |
С. |
В. |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
9 |
8 |
С. |
Д. |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
9 |
С. |
Н. |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
10 |
С. |
Д. |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
11 |
У. |
Е. |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
9 |
12 |
Щ. |
Н. |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
11 |
Примечание: «+» – ДА, присутствуют; «-» - НЕТ, отсутствуют.
ФРАГМЕНТЫ:
Приложение 2.
В ней ось X означает количество детей, а ось Y фрагменты поведения. Темным цветом отмечены результаты наблюдения детей с высоким и средним уровнем проявления агрессивного поведения.
Название: Методика рисунок несуществующего животного (РНЖ).
Приложение 3.
Ось X – количество детей, ось Y – баллы. Дети с высоким уровнем агрессии попадают за границу 0,5 баллов.
Приложение 4
Ф.И. инициалы |
Ц |
В |
Е |
Т |
А |
|||
Г.К. |
ж |
кр |
си |
се |
з |
ч |
ф |
ко |
И.С. |
ч |
ж |
кр |
ф |
ко |
з |
се |
си |
М.М. |
си |
ж |
се |
си |
кр |
з |
ко |
ч |
П.Г. |
кр |
ко |
ч |
ф |
си |
з |
се |
ж |
П.М. |
се |
ж |
си |
з |
кр |
ко |
ф |
ч |
С.Д. |
ж |
си |
кр |
з |
се |
ф |
ко |
ч |
С.В. |
ф |
з |
ч |
ко |
кр |
си |
ж |
се |
С.Д. |
кр |
ж |
си |
се |
з |
ко |
ф |
ч |
С.Н. |
си |
ж |
з |
кр |
се |
ч |
ко |
ф |
С.Д. |
з |
кр |
ж |
ф |
се |
си |
ко |
ч |
У.Е. |
ч |
ф |
з |
ко |
си |
кр |
ж |
се |
Щ.Н. |
з |
ч |
ф |
ко |
кр |
си |
се |
ж |
Приложение 5.
Ф.И. инициалы |
Ц |
В |
Е |
Т |
А |
|||
Г.К. |
Ж |
з |
кр |
Си |
се |
ко |
Ф |
ч |
И.С. |
Ж |
кр |
ч |
З |
ф |
се |
Ко |
си |
М.М. |
Се |
ж |
з |
Ф |
кр |
ко |
Си |
ч |
П.Г. |
Ко |
кр |
ч |
Си |
з |
ф |
Ж |
се |
П.М. |
Ж |
си |
з |
Кр |
се |
ф |
Ко |
ч |
С.Д. |
Ж |
кр |
з |
Си |
се |
ф |
Ко |
ч |
С.В. |
Си |
з |
кр |
Ж |
се |
ко |
Ф |
ч |
С.Д. |
Кр |
ж |
се |
Си |
з |
ко |
Ч |
ф |
С.Н. |
З |
ж |
кр |
Си |
се |
ч |
Кр |
Ф |
С.Д. |
З |
кр |
ж |
Ф |
си |
се |
Ко |
Ч |
У.Е. |
Ф |
ч |
з |
Ко |
си |
кр |
Се |
Ж |
Щ.Н. |
З |
ж |
ч |
Ф |
се |
ко |
Кр |
си |