Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:17, курсовая работа
Цель: изучить понятие агрессии и проявления агрессивности в спорте.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования агрессивности.
2. Выявить виды агрессивного поведения.
3. 3анализ процесса развития личностных качеств в подростковом возрасте и выделение особенностей их формирования в процессе физического воспитания.
1. Агрессивность подростков как психолого-педагогическая
проблема ………………………………………………………………...5
1.1. Проблема агрессивности ……………………………………………………5
1.2. Проявление агрессивности в личностных характеристиках
и поведении старших подростков ……………………………………………..12
1.3. Причины и специфика проявления агрессивности на разных стадиях подросткового возраста и типология агрессивного поведения современных подростков……………………………………………………………………….19
2. Агрессивность в спорте……………………………………………………..24
2.1. Виды агрессивности в спорте………………………………………………24
2.2. Влияние спортивной деятельности на уровень агрессивности………….28
Рекомендации
Заключение………………………………………………………………………33
Литература……………………………………………………….........................36
Экстраспортивное поведение – прямая, непосредственная, физически примитивная нарушающая правила агрессия (серьезные нарушения, драки), непрямая открытая агрессия (оскорбление спортивных судей), экспрессивная агрессия (реакция против зрителей, прочие словесные и физические реакции аффекта).
Эмпирическое исследование Фольмакера футбольных игр послужило предпосылкой для дальнейшего изучения агрессии в спорте, понимает спортивное соревнование вообще как «отрегулированное агрессивное действие». Агрессивными действиями он называет любое неспортивное поведение, которое выходит за рамки игры, прямо или персонально направлено против других игроков или судей, так же как и поведение, которое мешает игре, т.е. нанесение ударов противнику, удары ногами, оскорбление судьи или сильный удар по мячу во время штрафного удара.
Многие тренеры считают, что люди с ярко выраженной «спортивной злостью» и стремлением к доминированию – более перспективные спортсмены. В результате зарубежных и отечественных исследований, посвященных изучению личности спортсменов, было установлено, что многие высококвалифицированные спортсмены, особенно обладатели высших титулов и наград, являются более агрессивными по сравнению с другими испытуемыми.
Аналогичные результаты, полученные, в частности, Л.Н. Гоголевой, приводят к выводу, что агрессивные действия в спорте не следует понимать только как отрицательное явление, так как отсутствие у команды или у игроков спортивного азарта оценивается спортсменами как существенный недостаток. Без этого невозможно выполнение основной спортивной задачи – борьбы за победу над противником.
Соревнование представляет собой искусственно созданный на основе договора между участниками конфликт, пути разрешения которого четко определены.
Экспериментальные обследования высококвалифицированных ватерполистов, пловцов и прыгунов в воду показали, что агрессивность спортсменов не может оцениваться однозначно и зависит от того, в каком контексте других качеств личности она находится. Высокий уровень доминантных качеств личности должен сочетаться с такими морально-психологическими качествами, как коллективизм, ответственность перед командой, готовность помочь товарищу, корректность поведения в спорте, дисциплинированность в быту. (Р. Бэрон).
Агрессивные тенденции в спортивных ситуациях, допускающих проявление контролируемой враждебности, в одних случаях могут усиливаться, а в других – снижаться. Если спортсмен имеет большую потребность в агрессивных действиях, а спортивная деятельность не вызывает у него физической усталости или его попытки проявлять агрессивность приводят к фрустрации из-за штрафов за нарушения правил или проигрыша, то агрессивность у него, скорее всего, сохранится. Но если у спортсмена невысокая потребность к агрессивности, игра вызывает у него хотя бы среднюю усталость или его поощряют за выигрыш или достигнутый успех, то его агрессивность снижается (Б. Кретти).
Проигрывающие команды совершают больше нарушений, чем выигрывающие. Очевидно, фрустрация, вызванная возможностью поражения, вызывает агрессивное поведение.
Команды, играющие на своем поле, допускают меньше нарушений, чем играющие на чужом.
Тренер, который умеет прогнозировать проявления чрезмерной агрессивности своих спортсменов, хорошо знает их причины, имеет все возможности стать хорошим руководителем и наставником молодежи.
По мере того как такой субъект достигает высокого уровня активации (а может быть, и фрустрации), в определенных ситуациях спортивной деятельности агрессивность может концентрироваться на сопернике, команде или тренере, что в свою очередь, может привести к непосредственной агрессивности в рамках правил соревнований. Спортсмен может толкнуть соперника сильнее при единоборстве, но сам прием при этом будет выполнен с запозданием или технически неправильно. И, наконец, концентрация агрессивных тенденций и характер спортивной ситуации могут привести к такому физическому проявлению агрессивности, которое запрещается правилами соревнований. Допустимы или недопустимы подобные проявления, зависит от особенностей конкретного вида спорта, принципов судейства и терпимости товарищей по команде, тренера соперников к крайним формам агрессивного поведения («в рамках правил»). Приводим схематическое изображение уровней агрессивности и агрессивного поведения, наблюдаемых и проявляемых в спорте.
2.2. Влияние спортивной деятельности на уровень агрессивности
Многочисленные философы, натуралисты, психологи и психиатры пытались определить, каким образом спортивная деятельность влияет на уровень агрессивности в спорте. В целом они пришли к выводу, что не во всех случаях спорт может быть эффективным средством снижения агрессивности и напряженности в группах и у отдельных индивидов.
Другая точка зрения на то, каким образом агрессивность в спорте может повлиять на агрессивные тенденции у человека, основана на наблюдении изменчивости агрессивности в зависимости от физических усилий индивида, который ее проявляет, и, что особенно важно, от результатов, к которым приводят агрессивные действия. Агрессивное поведение может снизить фрустрацию или способствовать проигрышу соперника. С другой стороны, оно может усилить фрустрацию (за нарушение правил соперник получает право на штрафной бросок или свободный удар и побеждает). На основании этих положений была построена модель, в соответствии с которой снижение агрессивности зависит от агрессивных потребностей субъекта, от величины физического напряжения, а также от результатов агрессивных действий.
Рис.1 Модель для изучения агрессивности в спорте
На основе этой модели можно предположить, что агрессивные тенденции снижаются, если проявление агрессивности связано с физическим утомлением и если агрессивные действия в определенной спортивной ситуации поощряются. Более того, у субъектов с выраженным стремлением к агрессивности вероятность снижения этих тенденций благодаря занятиям спортом не снижается, в отличие от людей с незначительно выраженными или средними агрессивными установками и потребностями.
Недавно проведенное исследование агрессивности в спорте определило ситуации и условия, которые обычно вызывают агрессивное поведение спортсменов. И хотя в исследовании принимали участие только немецкие футбольные команды (наблюдение проводилось в течение 1800 матчей), полученные результаты позволяют раскрыть причины и условия проявления агрессивности спортсменами в различных ситуациях.
Фолькамер, проводивший исследования, рассматривает спортивную команду как своеобразное общество в миниатюре, содержащее в себе фрустрации, поощрения и взаимодействия, которые наблюдаются и в социальных группах. Он предсказал (и в большинстве случаев правильно), в каких именно спортивных ситуациях можно ожидать агрессивного поведения спортсменов. К агрессивным действиям он отнес персональные (неэтические) нарушения правил (фолы), вербальную (словесную) и физическую агрессию. Он получил следующие данные:
1. Проигрывающие команды совершают больше нарушений, чем те, которые выигрывают. Очевидно, фрустрация, вызванная возможностью поражения, вызывает агрессивное поведение. (Профессор Фолькамер указывает, что нарушение правил могут возникать также из-за проблем координации и не всегда являются результатом чрезмерно агрессивного поведения.)
2. Команды, играющие на своем поле, допускают меньше нарушений, чем те, которые играют на чужом. Фолькамер объясняет это незнакомой средой, а также тенденцией приезжих команд воспринимать себя во враждебной среде. Поэтому нарушения совершаются ими не только против их соперников, но и косвенным образом против болельщиков, поддерживающих их соперников. Следовательно, делает предположение автор, многие нарушения представляют собой утонченную форму агрессивности, направленной спортсменами как против зрителей, так и против соперников.
3. Нарушений обычно бывает меньше, когда команда имеет большое число очков или забитых голов, по сравнению с менее результативными матчами. Фолькамер считает, что при каждом забитом голе происходят снижение психического напряжения и перестройка отношений в команде, тогда как при небольшом количестве забитых голов напряжение сохраняется на довольно высоком уровне, что приводит к агрессивности и большему числу нарушений.
4. Команды, занимающие более низкое место в турнирной таблице, обычно допускают больше нарушений, чем команды, занимающие более высокие места. Это обстоятельство автор объясняет более высоким уровнем фрустрации у проигрывающих команд, а также возможным отсутствием у них умения играть агрессивно, не нарушая правил. Оказалось также, что команды, занимающие более низкие места в турнирной таблице, действуют более агрессивно, даже когда они выигрывают.
5. При встречах команд, занимающих различные места в турнирной таблице, команда, которая находится выше, допускает большее число нарушений. Это является подтверждением так называемого «закона кто кого клюнет», наблюдаемого у животных. Там агрессивность особи более высокого статуса допускается, особенно если она направлена на других членов группы с более низким статусом. (Пятый пункт не противоречит четвертому. Когда играют команды, занимающие 8-е и 9-е места, то первая команда допускает нарушений больше, чем вторая. Аналогичная картина наблюдается при встречах команд, занимающих 12-е и 13-е места. Однако сумма нарушений, допущенных командами, занимающими 12-е и 13-е места, больше, чем сумма нарушений у команд, занимающих 8-е и 9-е места)
В этом обстоятельном исследовании были выявлены и другие, косвенные, факторы, влияющие на число нарушений, совершаемых спортсменами. Например, когда встречались команды, занимающие верхние и нижние места в турнирной таблице, то наблюдалось больше нарушений, чем в случае, когда играли команды, занимающие места в середине таблицы. Автор выдвигает предположение, что игроки лучших команд обычно напряжены и более агрессивны, поскольку они боятся потерять возможность выиграть чемпионат или потерять призовое место, тогда как более слабые команды боятся лишь одного - оказаться последним в турнирной таблице и покинуть данную лигу. С другой стороны, команды, находящиеся в середине турнирной таблицы, свободны от этих переживаний и поэтому допускают меньше нарушений.
Кроме того, соотношение в счете в каждой конкретной игре, по-видимому, также влияет на число допущенных нарушений. В играх с примерно равным счетом, как и в тех, где практически нет борьбы, обычно наблюдается меньше нарушений и грубости, чем тогда, когда разница в счете больше выражена. В первом случае спортсмены стремятся выиграть и поэтому следят за тем, чтобы не допускать излишней агрессивности (грубости). И, наоборот, когда разница в счете настолько велика, что ни одна из команд не сомневается в окончательном исходе игры, то потребность в проявлении агрессии минимальна.
Фолькамер также указывает на несколько проблем, связанных с уровнем агрессивности в спорте, выявленным в ходе анализа количества нарушений. Например, он отмечает «цепную реакцию» в нарушениях правил - если игра началась с серьезного нарушения, то затем следует целая серия нарушения правил из-за ухудшения морального духа команды.
Обобщая полученные результаты, Фолькамер делает вывод, что агрессивность (нарушение правил) в спортивных командах с социологической и психологической точек зрения представляет собой «нормальное» явление. На нарушения правил игры влияют по крайней мере четыре фактора: 1) выигрывает или проигрывает команда; 2) играет ли команда на своем или чужом поле; 3) велика ли разница в счете; 4) какое место в турнирной таблице занимает команда соперников.
Трудно определить, выбирает ли индивид с агрессивными наклонностями сам вид спорта и игровое амплуа в команде, требующее проявления агрессивности, или занятия определенным видом спорта каким-то образом способствуют формированию должной агрессивности у человека. Как тренеры, так и зрители и спортсмены ожидают от участников, выполняющих в команде определенное амплуа, проявления агрессивности, если последние добиваются признания и успеха.
По крайней мере, в одном из исследований, проведенном Уильямсом и Иозефом, была предпринята попытка выяснить, придерживаются ли тренеры определенных стереотипов относительно личностных характеристик, имея в виду агрессивность у игроков, выполняющих различные амплуа.
Результаты психологического тестирования, хотя и не имели решающего значения, но все же в известной мере подтвердили зависимость стереотипного ранжирования игроков от выполняемой ими роли в команде. Авторы высказывают предположение, что на результаты исследования мог повлиять один из двух факторов: а) тренеры могли считать спортсмена агрессивным только потому, что он выполнял определенное амплуа в команде; б) сами игроки могли выполнять соответствующие роли, зная, каких действий ждут от них.
Далее было высказано предположение, что ожидания тренера и его восприятие поведения, которое должен демонстрировать игрок определенного амплуа, может не соответствовать тому, что представляет собой спортсмен на самом деле или, по крайней мере, каким он сам себя воспринимает. Это последнее обстоятельство может разочаровать тренера.
На основе имеющихся литературных данных тренеры могут сделать практические выводы о том, как понимать, направлять по нужному руслу и контролировать агрессивность спортсменов.
1. Развитие агрессивного поведения зависит от характера общения ребенка с родителями. Как правило, характер агрессивности связан с санкциями родителей - в зависимости от того, какой интенсивности и направленности агрессивное поведение поощряется или наказывается. Тренер может в этом разобраться при обсуждении со спортсменом его поведения, при наблюдении за общением своих воспитанников с родителями, когда те приходят на тренировки или соревнования, и при анализе автобиографических данных спортсмена.