Агрессия в спорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:17, курсовая работа

Описание

Цель: изучить понятие агрессии и проявления агрессивности в спорте.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования агрессивности.
2. Выявить виды агрессивного поведения.
3. 3анализ процесса развития личностных качеств в подростковом возрасте и выделение особенностей их формирования в процессе физического воспитания.

Содержание

1. Агрессивность подростков как психолого-педагогическая
проблема ………………………………………………………………...5
1.1. Проблема агрессивности ……………………………………………………5
1.2. Проявление агрессивности в личностных характеристиках
и поведении старших подростков ……………………………………………..12
1.3. Причины и специфика проявления агрессивности на разных стадиях подросткового возраста и типология агрессивного поведения современных подростков……………………………………………………………………….19

2. Агрессивность в спорте……………………………………………………..24
2.1. Виды агрессивности в спорте………………………………………………24
2.2. Влияние спортивной деятельности на уровень агрессивности………….28
Рекомендации

Заключение………………………………………………………………………33
Литература……………………………………………………….........................36

Работа состоит из  1 файл

агрессия в спорте.doc

— 307.00 Кб (Скачать документ)

2.                  Не все молодые спортсмены, являющиеся членами команд в видах спорта, где агрессивность поощряется, считают ее нормальным явлением. В силу особенностей воспитания для них может быть характерно выраженное чувство вины, которое будет мешать их выступлениям. В данном случае целесообразно обсудить с молодым спортсменом причины его неумения проявить агрессивность во время игры, а не направлять на него «агрессию тренера».

3.                  На тренера ложится моральная ответственность за оказание помощи спортсмену в конце его спортивной карьеры, чтобы тот мог направить в другое русло свою энергию и агрессивность, если ему приходилось проявлять чрезмерную и потенциально-опасную агрессивность, занимаясь спортом. Эту проблему достаточно подробно рассмотрел Байссер. В целом же подобная перестройка может потребовать профессиональной помощи со стороны психологов или психиатров.

4.                  Наблюдение агрессивности, в свою очередь, может вызвать агрессивность. Запасных игроков, подключающихся к игре после наблюдения за агрессивными действиями партнеров по команде, иногда нужно предупреждать против чрезмерного проявления своих эмоций. Наиболее критическим моментом в игре для всех участников является ситуация после проявления агрессивности, независимо от того, была она наказана судьями или нет. Тренер, сохраняющий при этом полное спокойствие и успокаивающий игроков, не только оказывает положительное влияние на нравственные и психологические потребности своих воспитанников, но и способствует улучшению их последующего выступления на соревнованиях.

5.                  Направленность агрессивности может быть самой различной. Нередко он меняет свой объект. Тренер не должен всякий раз проявлять ответную агрессивность, если спортсмен реагирует на него агрессивно. В этом случае тренер должен спросить себя: а не связано ли поведение спортсмена вообще с его отношением к авторитету и старшим? Не напоминает ли он спортсмену его отца? Не переносит ли спортсмен на тренера свою враждебность но отношению к товарищам по команде или соперникам? ( Разумеется, тренер не должен исключать возможность того, что спортсмен действительно зол именно на него)

6.                  Необходимо научить спортсменов проявлять агрессивность, но в соответствии с правилами соревнований и общепринятыми нормами поведения, особенно в играх против более сильных соперников и при проигрыше. В некоторых видах спорта, требующих проявления агрессивности, отдельные спортсмены нуждаются в значительной помощи при овладении умением проявлять нужную агрессивность, контролировать ее и не испытывать угрызений совести после подобных действий.

7.                  Агрессия может быть вызвана как внутренними, так и внешними стимулами. Поэтому тренер не должен удивляться, если спортсмен вдруг неожиданно проявит чрезмерную агрессивность, казалось бы, в безобидной ситуации. Прогнозирование подобного рода вспышек значительно облегчится, если тренер будет хорошо знать личностные особенности спортсмена, его прошлое, положение в настоящее время и те моменты, которые вызывает у него чрезмерную агрессивность в жизни и в спортивной деятельности.

8.                  Тренеры не должны поддаваться влиянию стереотипов агрессивности при оценке реального уровня агрессивности, которым обладает данный спортсмен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Анализ проблем агрессивности как определенного личност­ного отношения и особенностей его проявления показал нали­чие принципиально разных теоретических подходов, что серь­езно препятствует пониманию реальных психологических при­чин агрессивности растущих людей и выработке действенных средств ее предотвращения и нивелирования.

Наиболее продуктивным представляется подход, исходящий из обусловленности агрессивных проявлений в личностных ха­рактеристиках и поведения детей не столько органическими, сколько социально-психологическими причинами.

Данное обстоятельство четко раскрывается у детей подрост­кового возраста, когда особенно выпукло проявляются осо­бенности личностного становления, в том числе отношений де­тей, их зависимость не от генетической предрасположенности, а от качественного изменения социальной позиции.

              Первые агрессивные тенденции проявляются в детстве и формируются под влиянием соответствующих реакций родителей на агрессивное поведение ребенка в зависимости от того, наказывается оно или поощряется ими и в каком направлении проявление агрессивности позволяется. По мере того как ребенок становится подростком, у него формируется потребность проявлять агрессивность и выражать свое отношение, когда агрессивность проявляют другие. Нередко при агрессивном поведении у него возникает чувство вины под воздействием имеющихся возможностей и общего психического и физического развития.

              Агрессивные тенденции в спортивных ситуациях, допускающих проявление контролируемой враждебности, в одних случаях могут усиливаться, в других снижаться. Если спортсмен имеет большую потребность в агрессивных действиях, а спортивная деятельность не вызывает у него физической усталости или его попытки проявлять агрессивность приводят к фрустрации (штраф за нарушение правил или проигрыш), то агрессивность у него скорее всего сохранится. С другой стороны, если у спортсмена невысокая потребность к агрессивности, игра (или другая деятельность) вызывает у него хотя бы среднюю усталость или его поощряют за выигрыш или достигнутый успех, то его агрессивность снижается.

              Агрессивность можно измерить с помощью проективных методик, личностных тестов или с помощью специально организованных экспериментальных ситуаций, в которых агрессивность стимулируется по отношению к другому испытуемому. Эти методики помогают выявить глубокие агрессивные тенденции, которые трудно заметить при наблюдении за обычной деятельностью спортсмена. С помощью этих методик можно определить и тип направленности агрессивного поведения спортсмена - на себя или на других.

              Управление агрессивностью представляется одной из важных задач во многих видах спорта, включая и те, где физический контакт поощряется и где агрессивность можно направить на мяч, копье или другой объект. Тренер, который умеет прогнозировать проявление чрезмерной агрессивности у своих спортсменов, хорошо понимает их и природу самой агрессивности, имеет все возможности стать хорошим руководителем и наставником молодежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.      Андреева Г. М. Социальная психология.- М., 1988.

2.      Асмолов А. Г.  Личность как предмет психологического исследования.- М., 1984.

3.      Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток.- С- Пб., 1991.

4.      Бодалев А. А.Личность и общение.- М., 1994.

5.      Божович Л. И. Психология формирования личности.- М., 1995.

6.      Белкин А. С. Отклонение в поведении школьников.- Свердловск, 1973.

7.      Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – С-Пб., 1999.

8.      Бэтнер К. Жить с агрессивными детьми.- М., 1991.

9.      Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта М., 2000

10. Изард К.Э. Психология эмоций.- СПб., 1999.

11. Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии/ Под ред. М. И. Лисиной М., 1980.

12. Кемпбелл Р. Как справиться с гневом.- СПб. 1977.

13. Кон И. С. Психологии ранней юности.- М., - 1989.

14. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского- М., 1985.

15. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет.- С- Пб., 1997.

16. Личко А. Е. Эти трудные подростки.- Л., 1983.

17. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. М.: Высшее образование, 1999

18. Матвеев Л.П. Общая теория спорта М., Физкультура и спорт, 1997

19. Новикова Е. В., Кочубей Б. И. Эмоциональная устойчивость школьника. М., 1998.

20. Прихожан А. М. Развитие эмоциональной стороны самосознания // Формирование личности в переходный период/ Под ред. И. В. Дубровиной.- М., 1987.

21. Проблемы психологии современного подростка./ Под ред. Д. И. Фельдштейна – М., 1982.

22. Психология формирования и развития личности/ Под ред. Д. И. Фельдштейна – М., 1981.

23. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова- М., 1997.

24. Паренс Г. Агрессия наших детей.- М., 1998.

25. Румянцева Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии- 1991 №1.

26. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции.- М., 1998.

27. Солдатенко Н. Г. Психология трудного подростка - Рига, 1980.

28. Отто Кернберг Агрессия при расстройствах личности - М., 1998.

29. Фельдштейн Д. И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии- 1983- №1.

30. Фурманов И. А. Детская агрессивность: психо- диагностика и коррекция.- Минск, 1996.Холличер В. Человек и агрессия.- М., 1973.

31. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта М.: Академия, 2001  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 



Информация о работе Агрессия в спорте