Акцентуации характера в структуре и формировании личности студента педагогического колледжа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:27, курсовая работа

Описание

Объект исследования – студенты – подростки педагогического колледжа №1 г.Иркутска.
Предмет исследования - проявление акцентуаций характера у студентов – подростков.
Цель исследования – дать количественную и качественную оценку акцентуаций характера у студентов –подростков.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Характер как система устойчивых черт личности 5
1.1 Сущность понятия «характер» и его основные составляющие 5
1.2 Типология характера 7
1.3 Акцентуации характера 9
1.4 Классификация характеров 11
1.5 Психопатии и акцентуации характера у подростков 13
1.6 Формирование характера 15
Глава 2. Исследование акцентуаций характера у студентов педагогического колледжа 18
2.1 Диагностика акцентуаций характера, типа личности у студентов педагогического колледжа №1 г.Иркутска 18
2.2 Результаты исследований и педагогические рекомендации 21
Заключение 22
Список использованной литературы 26
Приложение 1 27

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ - АКЦЕНТУАЦИЯ.doc

— 231.00 Кб (Скачать документ)

      ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО  ПО  ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ  ВПО

      БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА (БГУЭП)

   Кафедра  социальной  и  экономической  психологии 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Курсовая работа

      по  общей психологии 

«Акцентуации характера в структуре и формировании

личности  студента педагогического  колледжа» 
 
 
 

        Выполнила:

студентка   Группы П-08 1                                                             Бизимова А. А.

Проверил:    

кандидат психологических  наук, доцент                                                             Вишневая Н.Э.

      
 
 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение. 
 

        
 
 
 

 

Введение

        В структуре личности характер  занимает главное место, так  как влияет на познавательные  процессы — восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через  черты характера. В характерологических  чертах отражаются такие психологические свойства личности, как общительность, готовность к сотрудничеству, доброжелательное отношение к людям, эмоциональная стабильность, эмоционально-волевые качества, высокий самоконтроль и самосознание личности.

        Характер определяет индивидуальность и своеобразие личности. От других черт личности характер отличается устойчивостью, ранним формированием. Формирование характера предопределяется образом жизни человека. Он проявляется в манере поведения, в привычках, поступках, действиях и обуславливает осознанные поступки людей в соответствии с их морально-этическими и нравственными нормами, социальными ценностями, потребностями и интересами.

         Одной из важнейших проблем  современной психологической науки  является проблема развития акцентуаций личности. Исследование личностей с чертами акцентуации дает возможность получить ценные данные для прогнозирования их успешности в профессиональной деятельности, позволяет выделить группы повышенного риска, с нежелательным уровнем акцентуаций, характеризующиеся высокой вероятностью возникновения адаптационных нарушений в профессиональной сфере.

        Актуальность темы исследования  состоит в том, что особенности  поведения человека находится  под прямым влиянием характера.  Характер человека связан с его интересами, потребностями и более всего проявляется в том, что для человека значимо.

        Характерологические особенности,  определяющие структуру личности, могут быть определены с помощью  диагностики. Диагностика характера  весьма актуальна при разработке психолого-педагогических рекомендаций.

Немаловажную  роль играет и диагностика акцентуаций  характера, которые под воздействием психотравмирующих факторов способны переходить в патологическое состояние. Зная особенности характера легче  понять поведение человека, обосновать его поступки и дать оценку.

              Объект исследования – студенты – подростки педагогического колледжа №1 г.Иркутска.

       Предмет исследования - проявление акцентуаций характера у студентов – подростков.

       Цель исследования – дать количественную и качественную оценку акцентуаций характера у студентов –подростков.

       Задачи исследования:

  • рассмотреть структуру характера, общие сведения о характере, черты; 
  • проанализировать связь характера и поведения;
  • рассмотреть типологии акцентуаций характера;
  • изучить диагностические методики по данной теме.

       Гипотеза — особенности характера, акцентуации характера студентов – подростков оказывают существенное влияние на поведение и формирование качеств личности.

       Методы исследования — теоретический метод (анализ педагогической и методической литературы), практические методы — наблюдение, тестирование. 
 

 

Глава 1.  Характер как  система устойчивых черт личности 

1.1 Сущность понятия «характер»  и его основные составляющие

       Характер - слово греческое, означает  «царапать на твердом материале», или  инструмент для клеймения,  чеканки.

       Характер - это каркас личности, в  который входят только наиболее  выраженные и тесно взаимосвязанные  свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера - это черты личности, но не все черты личности - черты характера.

      Характер - индивидуальное сочетание  устойчивых, свойств личности, определяющих  отношение субъекта к окружающей  действительности.  

      К. Леонгард при исследовании характера выделял ряд обобщенных проявлений – акцентуаций.

      Изучая черты характера можно выделить четыре крупных блока черт, характеризующих отношение человека к разным сторонам жизни. Структура характера рассматривается прежде всего по сложившимся у человека типам отношений:  

Наименование  отношения Особенности поведения и черты  личности
Отношение к людям Общительность, откровенность, чуткость, доброта, замкнутость, застенчивость, высокомерие, властолюбие и т.п.
Отношение к деятельности Добросовестность, трудолюбие, инициативность, небрежность, консерватизм, безответственность и т.п.
Отношение к общественной и личной собственности Аккуратность, бережливость, экономность, неряшливость, скупость и т.п.
Отношение к себе Скромность, самокритичность, требовательность, самолюбие, самоуверенность, тщеславие, эгоизм и т.д.
 

        В отличие от темперамента  как динамической стороны поведения  характер позволяет оценить содержательную  социальную сторону поведения субъекта, его ценностные ориентации.

        Характер является результатом  развития личности в онтогенезе  в связи с закреплением в  поведении индивида различных  проявлений психических процессов:  познавательных, эмоциональных, волевых. 

               Поэтому в связи с генезисом характера различают три группы черт:

  • интеллектуальные черты (критичность, наблюдательность, мечтательность и др.);
  • эмоциональные черты (чуткость, тщеславие, честность и др.);
  • волевые черты (целеустремлённость, принципиальность, настойчивость и др.).
 

                 По отношению к уровню нормы  характер может быть:

  • нормальным, сбалансированным, т.е. отвечать адекватными реакциями на различные стимулы;
  • акцентуированным, с чрезмерным проявлением некоторых черт (например, экзальтированность, гипертимность, неуправляемость и др.);
  • психопатическим, когда некоторые черты проявляются на уровне патологии.
 
 

 

      1.2 Типология характера

       Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера.

     В структуре характера выделяют две группы черт.

     Под чертой характера понимают те или  иные особенности личности человека, которые систематически проявляются  в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.

     К первой группе относят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений.

     Ко  второй группе относят интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера. В самом общем виде характер может быть определен как система устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях человека к себе, к людям, к выполняемой работе, к досугу и т. д.  

     В характере можно выделить ряд  подсистем или свойств (черт), как  раз и выражающих различное отношение  личности к отдельным сторонам действительности.

     В первой подсистеме содержатся черты, проявляющиеся в деятельности (инициативность, работоспособность, трудолюбие, или же, наоборот, безынициативность, ленивость и т. д.).

     Ко  второй подсистеме относятся черты  личности, проявляющиеся в отношениях человека с другими людьми, т. е. в общении (тактичность-бестактность, вежливость-грубость, чуткость-черствость и т. д.).

     Третью  подсистему составляют черты, которые  проявляются в отношении человека к самому себе (самокритичность - завышенное самомнение, скромность-наглость и т. д.).

     Четвертая подсистема - это совокупность отношений человека к вещам (аккуратность-безалаберность, щедрость-скупость и др.). [2] 

     Возможна  и другая классификация черт характера, например:

     свойства, определяющие поступки человека в выборе целей деятельности и общения (расчетливость, рациональность и т. д., или альтернативные им черты);

     свойства, относящиеся к действиям, направленным на достижение поставленных целей (настойчивость, целеустремленность, последовательность и др., а также противоположные им качества);

     свойства, имеющие чисто инструментальное значение, непосредственно связанные с темпераментом (интроверсия-экстра-версия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, пластичность -ригидность и т. д.).         

     В мировой психологической науке нет единой типологии характеров, но подавляющее большинство психологов исходили из следующих основных общих идей:

     а) довольно рано сформировавшись, характер человека проявляет себя в период дальнейшей жизни как более или менее устойчивое психическое образование;

     б) входящие в характер сочетания черт не являются случайными. Они в совокупности представляют системы, четко различимые по типам, что и позволяет строить типологию характеров;

     в) в соответствии с типологией характеров большинство людей может быть разделено на определенные группы.

     Наиболее  известны следующие типологии характера:

     конституционные теории, связывающие особенности  характера с внешним видом человека, с его конституцией, габитусом (Ростан, Ломброзо, Сиго, Кречмер, Шелдон и др.).

     Акцентуальные теории, связывающие особенности  характера его акцентуацией - чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и их совокупностей, представляющей крайние варианты психической нормы, пограничные с психопатиями (Леонгард, Личко и др.).

     социальная  типология характеров, в основе которой - отношение человека к жизни, обществу, моральным ценностям (Фромм).  
 

 

1.3 Акцентуации характера 

         Характер можно определить как иерархизированную, упорядоченную совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности, которые формируются в процессе жизнедеятельности и проявляются в способах типичного реагирования личности в деятельности, поведении и общении. В процессе жизни те или иные черты характера могут претерпевать определенные, иногда существенные изменения.

          Однако черты характера не могут изменяться быстро и легко, так, например, как настроение человека. Изменение характера - это чаще всего сложный и длительный процесс. Характер тесно связан с системой отношений личности к миру, к окружающей действительности. Иногда говорят даже, что характер - это и есть определенная система отношений человека, только отношения эти стали достаточно устойчивыми.

Информация о работе Акцентуации характера в структуре и формировании личности студента педагогического колледжа