Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:27, курсовая работа
Объект исследования – студенты – подростки педагогического колледжа №1 г.Иркутска.
Предмет исследования - проявление акцентуаций характера у студентов – подростков.
Цель исследования – дать количественную и качественную оценку акцентуаций характера у студентов –подростков.
Введение. 3
Глава 1. Характер как система устойчивых черт личности 5
1.1 Сущность понятия «характер» и его основные составляющие 5
1.2 Типология характера 7
1.3 Акцентуации характера 9
1.4 Классификация характеров 11
1.5 Психопатии и акцентуации характера у подростков 13
1.6 Формирование характера 15
Глава 2. Исследование акцентуаций характера у студентов педагогического колледжа 18
2.1 Диагностика акцентуаций характера, типа личности у студентов педагогического колледжа №1 г.Иркутска 18
2.2 Результаты исследований и педагогические рекомендации 21
Заключение 22
Список использованной литературы 26
Приложение 1 27
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО
БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА (БГУЭП)
Кафедра
социальной и экономической
психологии
Курсовая
по
общей психологии
«Акцентуации характера в структуре и формировании
личности
студента педагогического
колледжа»
Выполнила:
студентка
Группы П-08 1 Проверил: кандидат психологических
наук, доцент |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Введение
В структуре личности характер
занимает главное место, так
как влияет на познавательные
процессы — восприятие, внимание,
воображение, мышление и
Характер определяет
Одной из важнейших проблем
современной психологической
Актуальность темы
Характерологические
Немаловажную роль играет и диагностика акцентуаций характера, которые под воздействием психотравмирующих факторов способны переходить в патологическое состояние. Зная особенности характера легче понять поведение человека, обосновать его поступки и дать оценку.
Объект исследования – студенты – подростки педагогического колледжа №1 г.Иркутска.
Предмет исследования - проявление акцентуаций характера у студентов – подростков.
Цель исследования – дать количественную и качественную оценку акцентуаций характера у студентов –подростков.
Задачи исследования:
Гипотеза — особенности характера, акцентуации характера студентов – подростков оказывают существенное влияние на поведение и формирование качеств личности.
Методы исследования — теоретический
метод (анализ педагогической и методической
литературы), практические методы — наблюдение,
тестирование.
Глава
1. Характер как
система устойчивых
черт личности
1.1 Сущность понятия «характер» и его основные составляющие
Характер - слово греческое, означает
«царапать на твердом
Характер - это каркас личности, в
который входят только
Характер - индивидуальное сочетание
устойчивых, свойств личности, определяющих
отношение субъекта к
К. Леонгард при исследовании характера выделял ряд обобщенных проявлений – акцентуаций.
Изучая черты характера можно выделить
четыре крупных блока черт, характеризующих
отношение человека к разным сторонам
жизни. Структура характера рассматривается
прежде всего по сложившимся у человека
типам отношений:
Наименование отношения | Особенности поведения и черты личности |
Отношение к людям | Общительность, откровенность, чуткость, доброта, замкнутость, застенчивость, высокомерие, властолюбие и т.п. |
Отношение к деятельности | Добросовестность, трудолюбие, инициативность, небрежность, консерватизм, безответственность и т.п. |
Отношение к общественной и личной собственности | Аккуратность, бережливость, экономность, неряшливость, скупость и т.п. |
Отношение к себе | Скромность, самокритичность, требовательность, самолюбие, самоуверенность, тщеславие, эгоизм и т.д. |
В отличие от темперамента
как динамической стороны
Характер является результатом
развития личности в
Поэтому в связи с генезисом характера различают три группы черт:
По отношению к уровню нормы характер может быть:
1.2 Типология характера
Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера.
В структуре характера выделяют две группы черт.
Под
чертой характера понимают те или
иные особенности личности человека,
которые систематически проявляются
в различных видах его
К первой группе относят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений.
Ко
второй группе относят интеллектуальные,
волевые и эмоциональные черты характера.
В самом общем виде характер может быть
определен как система устойчивых свойств
личности, проявляющихся в отношениях
человека к себе, к людям, к выполняемой
работе, к досугу и т. д.
В характере можно выделить ряд подсистем или свойств (черт), как раз и выражающих различное отношение личности к отдельным сторонам действительности.
В первой подсистеме содержатся черты, проявляющиеся в деятельности (инициативность, работоспособность, трудолюбие, или же, наоборот, безынициативность, ленивость и т. д.).
Ко второй подсистеме относятся черты личности, проявляющиеся в отношениях человека с другими людьми, т. е. в общении (тактичность-бестактность, вежливость-грубость, чуткость-черствость и т. д.).
Третью
подсистему составляют черты, которые
проявляются в отношении
Четвертая
подсистема - это совокупность отношений
человека к вещам (аккуратность-безалаберность,
щедрость-скупость и др.). [2]
Возможна и другая классификация черт характера, например:
свойства, определяющие поступки человека в выборе целей деятельности и общения (расчетливость, рациональность и т. д., или альтернативные им черты);
свойства, относящиеся к действиям, направленным на достижение поставленных целей (настойчивость, целеустремленность, последовательность и др., а также противоположные им качества);
свойства, имеющие чисто инструментальное значение, непосредственно связанные с темпераментом (интроверсия-экстра-версия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, пластичность -ригидность и т. д.).
В мировой психологической науке нет единой типологии характеров, но подавляющее большинство психологов исходили из следующих основных общих идей:
а) довольно рано сформировавшись, характер человека проявляет себя в период дальнейшей жизни как более или менее устойчивое психическое образование;
б) входящие в характер сочетания черт не являются случайными. Они в совокупности представляют системы, четко различимые по типам, что и позволяет строить типологию характеров;
в) в соответствии с типологией характеров большинство людей может быть разделено на определенные группы.
Наиболее известны следующие типологии характера:
конституционные теории, связывающие особенности характера с внешним видом человека, с его конституцией, габитусом (Ростан, Ломброзо, Сиго, Кречмер, Шелдон и др.).
Акцентуальные теории, связывающие особенности характера его акцентуацией - чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и их совокупностей, представляющей крайние варианты психической нормы, пограничные с психопатиями (Леонгард, Личко и др.).
социальная
типология характеров, в основе которой
- отношение человека к жизни, обществу,
моральным ценностям (Фромм).
1.3 Акцентуации характера
Характер можно определить как иерархизированную, упорядоченную совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности, которые формируются в процессе жизнедеятельности и проявляются в способах типичного реагирования личности в деятельности, поведении и общении. В процессе жизни те или иные черты характера могут претерпевать определенные, иногда существенные изменения.
Однако черты характера не могут изменяться быстро и легко, так, например, как настроение человека. Изменение характера - это чаще всего сложный и длительный процесс. Характер тесно связан с системой отношений личности к миру, к окружающей действительности. Иногда говорят даже, что характер - это и есть определенная система отношений человека, только отношения эти стали достаточно устойчивыми.