Акцентуации характера в структуре и формировании личности студента педагогического колледжа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:27, курсовая работа

Описание

Объект исследования – студенты – подростки педагогического колледжа №1 г.Иркутска.
Предмет исследования - проявление акцентуаций характера у студентов – подростков.
Цель исследования – дать количественную и качественную оценку акцентуаций характера у студентов –подростков.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Характер как система устойчивых черт личности 5
1.1 Сущность понятия «характер» и его основные составляющие 5
1.2 Типология характера 7
1.3 Акцентуации характера 9
1.4 Классификация характеров 11
1.5 Психопатии и акцентуации характера у подростков 13
1.6 Формирование характера 15
Глава 2. Исследование акцентуаций характера у студентов педагогического колледжа 18
2.1 Диагностика акцентуаций характера, типа личности у студентов педагогического колледжа №1 г.Иркутска 18
2.2 Результаты исследований и педагогические рекомендации 21
Заключение 22
Список использованной литературы 26
Приложение 1 27

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ - АКЦЕНТУАЦИЯ.doc

— 231.00 Кб (Скачать документ)

            Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем  без разбора,  а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные интересы, они почти не думают о своем будущем.

            Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, некритическое, а часто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо - “быть, как все”. Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет оправдание своему поступку, причем нередко не одно.

            Гипотим. Доминирующей чертой его является постоянно пониженное настроение, склонность к депрессивным аффектам. Настроение у гипотима так же постоянно меняется как и у гипертима, но только эти изменения со знаком минус. В детстве такой ребенок почти всегда вялый, живет без особых радостей, обижен на всех и прежде всего на своих родителей. Гипотим наделен совестливостью и критическим взглядом на мир, но вместе с тем склонен к обидчивости, раним, ищет у себя проявление недомоганий, различных заболеваний, проявляет почти полное отсутствие интересов и увлечений.

            Параноик. Доминирующей чертой характера у этого типа является высокая степень целеустремленности. Такой подросток подчиняет свою жизнь достижению определенной цели( при чем достаточно большого масштаба), при этом он способен пренебрегать интьересами окружающих его людей, влкючая родителей. Для достижения своей цели способен отказаться от благополучия, развлечений, комфортаю. Наряду с высокой энергичностью, независимостью, самостоятельностью ему присущи агрессивность, раздражительность, гневливость, когда он встречает помеху на пути достижения своей цели.

           Акцентуация характера при воздействии неблагоприятных условий может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии.

          Психопатия (от греч. psyche - душа и pathos - “болезнь”) - патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной  адаптации в социальной среде. В отличие от акцентуаций психопатии, носят постоянный  характер, проявляются во всех ситуациях и препятствуют социальной адаптации индивида. Реакция личности с заостренными особенностями характера по сравнению с реакциями психопата теснее связаны с писихотравматическими факторами, при этом сохраняется определенный самоконтроль. Для психопата ограничений не существует.

          Когда говорят о наличии у кого-то определенного характера, тем самым указывают на известную однобокость его психической организации, известную дисгармонию психики, По сути дела, о нормальном “идеальном” человеке нельзя сказать, какой у него характер, т.к. все его поведение является простой реакцией на внешние воздействия.

         Нужно отметить расплывчатость и неопределенность границ и между отдельными психопатиями. Выделяемые формы психопатий большей частью представляют собой искусственный продукт схематической обработки того, что наблюдается в действительности. В то же время поведение психопатов одного типа может быть различным: один параноик может быть всеми признанным ученым, другой - душевнобольным и т.п.

         Исходя из того, что в нерезкой форме те или иные психопатические особенности присущи всем нормальным людям, понятно, чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей психопатические черты.  Вероятно, поэтому среди людей высокоодаренных, с богато развитой эмоциональной жизнью и легко возбудимой фантазией имеется значительное количество несомненных психопатов. 
 

 

          1. Формирование характера 
 

      Формирование  характера начинается с раннего  детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ  поведения, определенные отношения  к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.

         Большое значение имеют простейшие  виды доступной дошкольнику трудовой  деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению.[3]

         С поступлением в школу начинается  новый этап формирования характера. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах.

         Эти правила, обязанности развивают  у школьника организованность, систематичность,  целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом своего класса, школы, чувство товарищества, коллективизм.

          Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков. Подросток в значительно большой мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и общественной деятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться мотивами общественного порядка — чувством долга и ответственности перед коллективом, желанием поддержать честь школы, класса. [2]

К окончанию  школы характер фактически сформирован.   Характер влияет практически на все  иные свойства личности, на ее познавательные, волевые, эмоциональные процессы и состояния. От других черт личности характер во многом отличается своим ранним формированием и устойчивостью.

        Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты. 

 

Глава 2. Исследование акцентуаций характера у студентов педагогического колледжа 

2.1 Диагностика акцентуаций характера, типа личности у студентов педагогического колледжа №1 г.Иркутска 

       В исследовании принимали участие   студенты– подростки педагогического колледжа №1 г.Иркутска, обучающиеся на базе 9 классов (15-16 лет). Всего 23 человека. 

        Объект исследования – студенты – подростки педагогического колледжа №1 г.Иркутска.

       Предмет исследования - проявление акцентуаций характера у студентов – подростков.

       Цель исследования – дать количественную и качественную оценку акцентуаций характера у студентов –подростков педагогического колледжа №1 г.Иркутска.

       Задачи исследования:

  • рассмотреть структуру характера, общие сведения о характере, черты; 
  • проанализировать связь характера и поведения;
  • рассмотреть типологии акцентуаций характера;
  • изучить диагностические методики по данной теме.

       Гипотеза — особенности характера, акцентуации характера студентов – подростков оказывают существенное влияние на поведение и формирование качеств личности.

       Методы исследования — теоретический метод (анализ педагогической и методической литературы), практические методы — наблюдение, тестирование. 

Методика  проведения тестирования акцентуации  характера 

Тест  акцентуации характера «Чертова Дюжина»

         Сразу подчеркнем, что приводимый ниже тест не имеет цели поставить диагноз какой-либо психической болезни. У любого человека можно определить по одну сотню личностных черт, таких как доброта, принципиальность, целеустремленность и другие, которые особенно не выделяются и проявляются равномерно.

         Несколько ярких личностных черт составляют рисунок личности. В этом случае мы говорим: «Он человек целеустремленный и очень принципиальный, на него можно положиться с трудной ситуации» или «Он добрый, отзывчивый человек, всегда поможет».

         Если же это свойство характера, ярко выраженное в акцентуации личности, мешает человеку жить в обществе или обществу трудно принять этого человека, то в этом случае речь идет о психопатической личности, а если это свойство еще и усиливается с течением времени, то это уже проявление психического заболевания.

        Мы рассматриваем черты характера в рамках обычного рисунка личности и выделяем 13 типов акцентуации, т.е. ярко выраженных характеров — психотипов. 

Инструкция:

 «Заполняйте табличку (см. бланк для ответов). В клетки (1—104) вписывайте свои ответы — слева направо ряд за рядом. Отвечая на утверждения теста, оценивайте степень своего согласия, или несогласия следующими баллами: 

     +2 — совершенно верно, я, как правило, так и делаю;

     +1 — верно, но все же бывают  заметные исключения;

      О   — трудно сказать;

     -1  — не верно, но все же  иногда бывают такие ситуации;

     -2 — совершенно неверно, это  несвойственно для моей обычной жизни.

           Старайтесь не отвечать «Трудно сказать», отдайте предпочтение одному из остальных четырех ответов, соотнеся его со своими привычками, желаниями, поступками. Причем, любое из приведенных в тесте утверждений, нужно оценивать, исходя из принципа «как правило» и из обычного для вас образа жизни. Ведь мы все время от времени бываем или веселыми, или раздражительными». 

       Для проведения тестирования использовался бланк с вопросами (см. приложение) и бланк следующего вида: 

            Фамилия, имя                                                            Дата            

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39
40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65
66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78
79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91
92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XI XIII

Информация о работе Акцентуации характера в структуре и формировании личности студента педагогического колледжа