Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:20, курсовая работа
В своей повседневной работе каждый человек, то есть работник или руководитель, обязательно взаимодействует с другими участниками трудового процесса. Соответственно сама работа носит коллективный характер.
Поэтому, в курсовой работе "Социально-психологический климат организации и менеджмента» особое место занимают вопросы специальной психологии управления. Среди таких вопросов существуют такие как социально-психологический климат в организации и коммуникативные процессы, происходящие в организации.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что сотрудники организаций испытывают острую потребность в информации о происходящих в компании и вокруг нее событиях. В свою очередь, в зависимости от того, как происходит процесс обмена
Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Социально-психологический климат организации и менеджмента
1.1.1. Мотивация
1.1.2 Коммуникативное поведение в организации
1.2.1. Виды коммуникаций в организации
1.2.2. Коммуникативные барьеры в организации
Глава 2. Практическая часть
2.1. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф. Фидпера
2.2.Мотивация как фактор управления личностью
2.3. Организационная структура на примере компании ООО "ДИЗА"
2.4. Установление прав и ответственности
Заключение
Список литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СЫКТЫВКАРСКИЙ ФИЛИАЛ
Курсовая работа
По дисциплине: Основы менеджмента
На тему:
Социально-психологический
Выполнил: Анисимова Ольга Григорьевна
Сыктывкар 2009
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Социально-психологический
климат организации и
1.1.1. Мотивация
1.1.2 Коммуникативное поведение в организации
1.2.1. Виды коммуникаций в организации
1.2.2. Коммуникативные барьеры в организации
Глава 2. Практическая часть
2.1. Методика
оценки психологической
2.2.Мотивация
как фактор управления
2.3. Организационная структура на примере компании ООО "ДИЗА"
2.4. Установление прав и ответственности
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
В своей повседневной
работе каждый человек, то есть работник
или руководитель, обязательно взаимодействует
с другими участниками
Поэтому, в курсовой
работе "Социально-психологический
климат организации и менеджмента»
особое место занимают вопросы специальной
психологии управления. Среди таких
вопросов существуют такие как социально-
Актуальность данной темы обусловлена тем, что сотрудники организаций испытывают острую потребность в информации о происходящих в компании и вокруг нее событиях. В свою очередь, в зависимости от того, как происходит процесс обмена информацией, зависит и социально-психологический климат в организации. Соответственно, каков будет социально-психологический климат в организации, таков будет результат деятельности самой компании. Поэтому данная тема всегда будет являться одной из главных.
Целью написания данной контрольной работы является определение сущности социально-психологического климата в организации, способность показать природу и сложность коммуникаций, рассмотреть их значение в организации.
Объектом исследования являются организации и происходящие в них социально-психологические процессы, что в целом образуют социально-психологический климат организации. А также, информационные потоки, процессы и все что связано с коммуникациями, осуществляющимися в различных организациях.
К основным задачам данной контрольной работы относятся:
-Раскрыть понятие
социально-психологического
-Рассмотреть
основные социально-
-Выявить понятие коммуникаций;
-Раскрыть их значение в организации;
-Определить
последовательные этапы
-Рассмотреть различные виды коммуникаций;
-Выявить препятствия, стоящие на пути коммуникаций;
-Исследовать влияние психологических и физических факторов на поведение работников;
-Изучить психологические аспекты мотивации в процессе работы
- Сделать выводы.
психологическая мотивация коммуникация фидпер
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Социально-психологический климат организации и менеджмента
Система общественного
разделения труда сложилась исторически.
Члены общества могут заниматься
трудовой деятельностью как
С одной стороны, организация - это один из процессов управления социальной системой. С другой стороны, организация представляет собой один из видов социальной системы. Критерием, отличающим социальную организацию от всех других социальных групп, является определенная структура отношений и система взаимосвязанных интересов, мотивирующих трудовую деятельность. Эффективность организации определяется по ряду показателей. В целом, исследования социальных психологов показывают, что комплексная оценка эффективности организаций может быть произведена лишь в том случае, если учтены объективные (экономические) и субъективные (социально-психологические) факторы.
В зарубежной социальной психологии говорят об " организационной культуре" в организациях, которая опирается на формирование психологического климата отношений между работниками.
Отечественные исследователи - Ю.П.Платонов и др. на основе многолетних исследований в организациях выделяют в качестве социально-психологических факторов эффективности организаций следующие:
-целенаправленность, характеризующая цели совместного взаимодействия, т.е. потребности, ценностные ориентации членов организации, средства и способы взаимодействия;
-мотивированность,
раскрывающая причины трудовой,
познавательной, коммуникативной и
прочей активности членов
-эмоциональность, проявляющаяся в эмоциональном отношении людей к взаимодействию, в специфике эмоциональных, неформальных отношений в организации;
-стрессоустойчивость,
характеризующая способность
-интегративность,
обеспечивающая необходимый
-организованность,
обусловленная особенностями
Важным условием эффективности функционирования организаций является наличие в ней благоприятного социально-психологического климата, который включает многие вышеперечисленные факторы.
В отечественной социальной психологии термин "психологический климат" впервые использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы.
Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М.Шепель.
Психологический климат, по его мнению - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считал, что климат отношений между людьми в организации состоит из трех составляющих:
Первая составляющая - это социальный климат, который определяется осознанием общих целей и задач организации.
Вторая составляющая - моральный климат, определяющийся принятыми моральными ценностями организации.
Третья составляющая - это психологический климат, т.е. те неофициальные отношения, которые складываются между работниками.
В целом, этот феномен принято называть социально-психологическим климатом коллектива организации.
В исследованиях отечественных социальных психологов (К.К.Платонова, А.А.Ру-салиновой, В.М.Шепеля, Б.Д.Парыгина, А.Н.Щербань и др.) наметились четыре основных подхода к пониманию природы социально-психологического климата. Но все они сходятся во мнении, что феномен социально-психологического климата включает понятие состояния психологии организации как единого целого, которое интегрирует частные групповые состояния. Социально-психологический климат, как интегральное состояние организации включает целый комплекс различных характеристик. Разработана определенная система показателей, на основании которых оказывается возможным оценить уровень и состояние социально-психологического климата. При его изучении с помощью анкетного опроса за основные показатели обычно берутся следующие: удовлетворенность работников организации характером и содержанием труда, взаимоотношениями с коллегами по работе и менеджерами, стилем руководства фирмой, уровнем конфликтности отношений, профессиональной подготовкой персонала. Задавая вопросы анкетируемым, исследователь выясняет круг проблем организации. Математический анализ данных позволяет выявить характеристики и факторы благоприятного и неблагоприятного социально-психологического климата, формирование и совершенствование которого требует от менеджеров и психологов в фирмах понимания эмоционального состояния людей, настроения, отношений друг с другом.
Зарубежные исследователи выделяют такое важное психологическое понятие как доверие, являющееся основой организационного успеха (Роберт Брюс Шо). С одной стороны, доверие - это проблема отношений между людьми, т.е. важная составляющая социально-психологического климата организации. Но с более широкой точки зрения, доверие - это мощная универсальная сила, влияющая практически на все, что происходит внутри организации и в отношениях между организациями и одновременно являющаяся структурной и культурной характеристикой организации. Р.Б.Шо определяет факторы, формирующие доверие. Это - порядочность, компетентность, лояльность, открытость сотрудников фирмы. Все эти факторы рассматриваются во взаимосвязи как " социальный капитал", достигнутый в организации.
Взаимосвязь между эффективностью организации и ее социально-психологическим климатом - важнейшая проблема для руководителей компании, фирмы. Поэтому так важно знание важнейших составляющих социально-психологического климата организации, разработанных как отечественными, так и зарубежными исследователями. Благоприятный социально-психологический климат - это итог систематической работы и мероприятий руководителей, менеджеров, психологов и всех сотрудников организации.
1.1.1 Мотивация
По мнению Инны Можайской, приходя на работу в компанию, человек «приносит с собой» свою мотивацию (энтузиазм, надежды, желание добиться выдающихся результатов и т.д.). «Ошибки при подборе, конечно же, случаются. Но мотивация заниматься тем, ради чего пришел, пропадает в процессе работы, а не в процессе подбора».
Мотивация отвечает на вопрос: почему так, а не иначе поступает человек. Разобраться с этим вопросом мы можем только в том случае, если постараемся определить все внутренние и внешние движущие силы, объясняющие поведение человека. В качестве внутренних движущих сил рассматривают мотивы, потребности, цели, намерения, желания, интересы человека.
К внешним относят стимулы, исходящие из сложившейся ситуации.
Исходя из этого, сформулируем некоторые выводы, которые позволят выбрать методы управления мотивацией:
1) Мотивация представляет собой комплекс мотивов. Важно определить несколько мотивирующих факторов и учитывать, что мотивы связаны между собой. Воздействие на один мотив без учета другого неэффективно.
2) Мотивация
всегда индивидуальна. Как нет
двух людей с идентичными
3) Мотивы, интересы,
ценности подвержены
4) Мотивацию принято делить на материальную и нематериальную
(в некоторых
источниках материальная
Перестройка структуры мотивирующих факторов процесс долгий и трудный… Методы могут варьироваться от создания системы внутрикорпоративных мероприятий до изменения корпоративной культуры или структуры бизнес-процессов. По мнению Инны Можайской, процесс мотивации персонала должен быть системным. Системный подход предполагает управление мотивацией работников на всех уровнях (личностном, групповом, организационном) и включает совокупность взаимосвязанных элементов (изменение поведения сотрудников, перестройка содержания работы, управление по целям и т.д.).
Информация о работе Анализ социально психологического климата