Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 04:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование связи архетипа в сновидениях с процессом индивидуализации.
Для реализации этой цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
проанализовать толкование сновидений в классическом психоанализе;
исследовать связь личности с психологической реальностью сновидений;
выявит архитипическую символику процесса индивидуализации в сновидениях.
Объект исследования – процесс анализа сновидений.
Введение 3
1. Толкование сновидений в классическом психоанализе 5
1.1 Цели и функции снов по Фрейду 5
1.2 Основные принципы фрейдовского анализа символики сновидений. 6
2. Личность и психика в аналитической психологии 9
2.1 Психическая реальность сновидения 9
2.2 Сознание и бессознательное в человеческой душе 12
2.3 Архетипы коллективного бессознательного 20
3. Архитипическая символика процесса индивидуации 24
3.1 Структура души и развитие личности 24
3.2 Встреча с Тенью — сновидения и реальность 27
3.3 Архетип Персоны и сновидения, сопровождающие процесс психической инфляции 31
3.4 Образы Анимы и Анимуса в сновидениях 34
3.5 Самость 38
Выводы 43
Список использованной литературы 45
СОДЕРЖАНИЕ
Проблема скрытых сторон душевной жизни, отражающихся в сновидениях, продолжает интересовать психологов вот уже много десятилетий. Со времен З.Фрейда и К.Г.Юнга известно, что сновидения должны быть понимаемы символически, что их не следует толковать буквально, а нужно предполагать за ними скрытый смысл. Однако этот смысл разгадать непросто.
Психология деятельности сновидения представлена достаточно обширным корпусом научных знаний, даже беглый обзор которых способен составить толстый том.
Систематическое психологическое изучение сна и сновидений связывают с именем З.Фрейда. В 1900 году увидела свет его монография "Толкование сновидений", которая и поныне остается одной из наиболее фундаментальных работ в данной области. В этой книге подробно изложены психоаналитические представления о функциях сновидений и общих принципах их толкования. В дальнейшем Фрейд неоднократно обращался к теоретическим и практическим аспектам данной проблемы, сделав интерпретацию снов одним из основных терапевтических методов психоанализа.
В работах учеников и последователей З.Фрейда содержатся как принципы толкования сновидений, так и подробные описания конкретных случаев. Особенно много внимания уделяли снам Карл Абрахам,Фриц Виттельс, Отто Ранк, Лу Андреас-Саломе, Шандор Ференци. По отзывам самого Фрейда, непревзойденным толкователем снов был Вильгельм Штекель.
В
послефрейдовский период развития психоанализа
данная проблема имела своих приверженцев.
К их числу можно отнести Ф.
Из других направлений современной психологии, изучением сновидений и работой с ними заняты также гештальт-психология и гештальт-терапия. Эвристичные, интересные и оригинальные представления о символике сновидений выработаны в рамках структурно-семиотического подхода (Р.Барт, Г.Башляр, Ж.Делез, Ж.Лакан, К.Леви-Строс, С.Леклер, Ю.М.Лотман, М.Фуко, Р.О.Якобсон и др.). Именно структуралисты наиболее последовательно выделили и изучили функцию порождения специфических для бессознательного форм выражения. Крылатая фраза Ж.Лакана о том, что "бессознательное структурировано как язык" заложила основы продуктивного лингвистического и психологического изучения этого языка, его синтаксиса, семантики и прагматики.
Целью курсовой работы является исследование связи архетипа в сновидениях с процессом индивидуализации.
Для реализации этой цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
Объект исследования – процесс анализа сновидений.
Предмет исследования – архитипическая символика процесса индивидуализации.
Называя сновидения "царской дорогой к бессознательному", основатель психоанализа считал их первичными процессами, детерминированными принципом удовольствия и направленными на снижение либидинозных напряжений путем иллюзорного исполнения желаний. Основная цель сна, состоящая в выполнении желаний сновидца, наиболее явно выражена в том случае, когда эти желания не являются аморальными или деструктивными и, следовательно, не требуют сложной символической формы выражения.
Наиболее простыми для толкования являются детские или инфантильные сновидения, подобно приведенному выше, рисующие картину прямого исполнения желаний. Ребенок, который страстно мечтает о новой игрушке, об интересной прогулке, развлечении, видит во сне, как ему покупают вожделенную вещь, как он гуляет в горах или катается по озеру. Однако не все желания, особенно у взрослых, столь невинны, так что их исполнение в сновидении происходит иначе.
Фрейд считал, что основная масса желаний и влечений имеет сексуальную или агрессивную природу. Бессознательная часть личности, называемая Id (Оно), преисполнена сексуальной психической энергии (libido), однако инстинкты вынужденно подавляются. Сны, наряду с описками, оговорками, забываниями и другими ошибочными действиями, являются той отдушиной, через которую либидинозные влечения могут проявляться в обычной деятельности сознания (Эго), подчиненной принципу реальности — системе социальных требований, регулирующих человеческую жизнь, В системе личности, по Фрейду, имеется еще одна, высшая инстанция (Сверх-Я), представляющая собой совокупность религиозных, нравственных и моральных норм. Она формируется в детстве под влиянием родительских поучений, воспитательных воздействий и по существу является тем, что мы обычно называем совестью или нравственной основой существования.
Я
и Сверх-Я управляют
Эту функцию берет на себя особая психическая
инстанция, несущая ответственность за
искажение сновидений и вытеснение —
цензура. Будучи предшественником Сверх-Я,
цензура выполняет функцию запрета, недопущения
в сознание неподходящих бессознательных
желаний и возникших на их основе образований.
В системе психики цензура действует постоянно,
но становится более заметной в тех случаях,
когда ослабляет свою бдительность —
например, в снах. Сонное состояние не
позволяет бессознательным содержаниям
проявляться в двигательной активности,
так как это может нарушить сон, поэтому
цензура занята визуальным рядом — образами
и картинами сновидения.
Образы сновидения почти всегда имеют символическую природу, т.е. являются косвенным способом представления бессознательного конфликта или влечения. Символизация в психоанализе понимается как типичный защитный механизм, состоящий в замещении объекта влечения символом и в перенесении на него соответствующего отношения, чем достигается некоторая степень удовлетворения влечения. Сначала Фрейд считал, что сновидение использует только образы, но уже в анализе знаменитого сна об инъекции Ирме, с которого начинается "Толкование сновидений", он приходит к выводу о том, что сновидение использует также символический язык для того, чтобы сказать, или, точнее, намекнуть на желания сновидца.
Уже в "Этюдах об истерии" (1895) Фрейд последовательно различал ассоциативный и символический характер психосоматических симптомов. В его понимании картины сна символы появляются в ней как "немые" элементы, неспособные включаться в ряды ассоциаций. Постоянная отнесенность явного содержания к способам его символического перевода не зависит от личной инициативы сновидца: он выбирает между различными значениями символов, но сам новых не создает. Универсальность некоторых символов обусловлена единообразием человеческой способности видеть сходство между различными объектами [4].
Постоянство символики сновидений основано на аналогии (форма, размер, функция, ритм), а общая область символизируемого всегда ограничена: "Число предметов, изображаемых в сновидении символически, невелико. Человеческое тело в целом, родители, братья и сестры, рождение, смерть, нагота и еще немногое... " [2, с.95].
Психоанализ
придает сексуальности
Таким образом, по Фрейду сущность многих (если не большинства) сновидений состоит в исполнении сексуально-эротических желаний. При этом способ выражения работы сновидения возвращается примитивным стадиям развития языка и мышления. В психоанализе он называется архаическим или регрессивным. Инфантилизм в сновидениях взрослых, как указывает Фрейд, не только переводит в упрощенную форму выражения мысли, но и вновь оживляет все характерные черты примитивной душевной жизни, прежнее всемогущество Я, первоначальные сексуальные стремления и проявления.
Таким образом, толкование сновидений в психоанализе является достаточно сложным занятием, успех которого парадоксальным образом может привести к усилению сопротивления пациента, чьи сны аналитик растолковал и понял досконально. Последнее, однако, не так просто. Еще в "Толковании сновидений" Фрейд сомневался в том, может ли оно в принципе быть исчерпывающим. Почти всегда к уже имеющемуся толкованию, вполне связному и осмысленному, можно добавить новое: новые ассоциации приводят к расширению материала и оправдывают установление новых связей. Это явление называют сверхистолкованием, в его основе лежит многозначность образов сновидения, взаимоналожение различных слоев значений.
Возникает вопрос о том, что же является конечной точкой, или, иначе, пределом истолкования? Фрейд называл ее "сердцевиной" или средоточием сновидения. "Даже в прекрасно истолкованных сновидениях неизбежно приходится оставить что-то в тени, поскольку в ходе истолкования мы замечаем узел образов, который не удается распутать. Это и есть сердцевина сновидения — то место, в котором оно соприкасается с Неведомым. Смыслы сновидения, выявленные в ходе интерпретации, неизбежно остаются оборванными, вплетаясь в общую запутанную сеть наших мыслей и душевного мира" [3, с. 118].
Карл Густав Юнг, величайший ум XX столетия, был ученым-энциклопедистом — философом, психологом, психиатром, психотерапевтом, антропологом, исследователем религии, культуры и творчества. Созданное им научное направление получило название аналитической психологии. Это одна из самых сложных и интересных теорий современного человекознания, ее предметная область включает в себя исследования структуры и функций психики, сознания и бессознательного; психологическую типологию личности, анализ и описание универсальных психических образов (архетипов), берущих свое начало в глубинных слоях бессознательного. В качестве метапсихологии юнгианство реализует системный подход к изучению психики как совокупности сознательных и бессознательных процессов, чьим атрибутом являются постоянные изменения, рост и трансформация.
Размышления Юнга о природе психики, ее сущности и функциях, постепенно привели к трактовке ее как вселенской силы, основного (наряду с биологическим и духовным) измерения существования [1]. Эволюция таких основных для аналитической психологии понятий, как архетип, душа, психическая реальность, индивидуальное и коллективное бессознательное, синхронистичность сформировала идею единого, унитарного мира (Unus mundus), где существует внутренняя связь каждого слоя бытия со всеми другими слоями, а также специальный план для координации отдельных частей. Использование принципа unus mundus как абсолютного единства всего сущего в качестве действующего понятия в психологическом рассуждении приводит к пониманию того, что "физическое" и "ментальное" (психическое) суть человеческие категории, наложенные на реальность и не отражающие ее с необходимой точностью. Это просто слова, описывающие действительность, но отнюдь не она сама. Юнг одним из первых обратил внимание на вторичность феноменов сознания и ведущую роль метафоры в связывании внешних впечатлений и внутренних переживаний. Выделяемые мышлением противоположности свойственны не столько реальности, сколько ему самому.
Фактически эти противоположности могут являться фрагментами одной и той же реальности, свойствами того же самого объекта. Сотрудничая с известным физиком Вольфгангом Паули (в 1952 г. они совместно опубликовали книгу "Объяснение природы и психика"), Юнг убедился, что исследование физиками строения материи и постижение психологами сущности психики в известной степени оказываются лишь разными способами подхода к единой скрытой реальности. Введенный в физику Нильсом Бором, философский по своей природе, принцип дополнительности вполне применим и к проблеме тела и психики. Вероятно, физическое и психическое — просто разные аспекты единой реальности, наблюдаемой с разных точек зрения.
Информация о работе Архитипическая символика процесса индивидуации