Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 04:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование связи архетипа в сновидениях с процессом индивидуализации.
Для реализации этой цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
проанализовать толкование сновидений в классическом психоанализе;
исследовать связь личности с психологической реальностью сновидений;
выявит архитипическую символику процесса индивидуализации в сновидениях.
Объект исследования – процесс анализа сновидений.
Введение 3
1. Толкование сновидений в классическом психоанализе 5
1.1 Цели и функции снов по Фрейду 5
1.2 Основные принципы фрейдовского анализа символики сновидений. 6
2. Личность и психика в аналитической психологии 9
2.1 Психическая реальность сновидения 9
2.2 Сознание и бессознательное в человеческой душе 12
2.3 Архетипы коллективного бессознательного 20
3. Архитипическая символика процесса индивидуации 24
3.1 Структура души и развитие личности 24
3.2 Встреча с Тенью — сновидения и реальность 27
3.3 Архетип Персоны и сновидения, сопровождающие процесс психической инфляции 31
3.4 Образы Анимы и Анимуса в сновидениях 34
3.5 Самость 38
Выводы 43
Список использованной литературы 45
Интровертное сознание видит внешние условия и тем не менее выбирает в качестве решающей субъективную детерминанту. Оно руководствуется преимущественно субъективным фактором восприятия и познания. В нормальном случае интровертная установка сознания следует той, в принципе наследственно данной, психологической структуре, которая является присущей субъекту от рождения. Однако ее не следует отождествлять с эго субъекта — это психологическая структура до всякого развития эго. С другой стороны, преобладание субъективного фактора в сознании означает некоторую недооценку объективного фактора, так что бессознательная установка в качестве компенсации будет у данного типа экстравертивной: "Несмотря на иногда прямо-таки судорожное усилие, направленное на то, чтобы обеспечить за эго преобладание, объект и объективно данное оказывают слишком сильное влияние, которое оказывается тем более непобедимым, что оно овладевает индивидом и вследствие этого навязывается сознанию с непреодолимой силой" [15, с.461].
В структуре психики Юнг выделял два слоя — экзопсихику как систему отношений между содержаниями сознания и внешней реальностью, и эндопсихику, реализующую связь сознания с бессознательным. Это похоже на представления дикарей о внешней и внутренней душе. Но здесь речь идет именно о психике, потому что внутренняя и внешняя душа в аналитической психологии — это душа-анима и душа-персона. К экзопсихическим функциям относятся ощущение, мышление, чувство и интуиция, к эндопсихическим — память, субъективные компоненты сознательных функций, аффекты и вторжения (инвазии). Ощущение позволяет нам заметить, что нечто есть, присутствует, существует. Мышление говорит, что это такое, чувство — как мы его оцениваем, а интуиция догадывается, откуда оно взялось и чем станет в будущем.
Ощущение и интуицию Юнг называл иррациональными функциями, потому что они обе имеют дело непосредственно с тем, что происходит, с действительными или потенциальными вещами. Они порождены экзистенциальным фактором, коренятся в бытии и далеки от разумных объяснений.
Эндопсихические функции сознания связывают его с бессознательной областью психики. Первой из них является память, обеспечивающая возвращение того, что ушло из сознания, было вытеснено или подавлено. Способность воспроизводить бессознательные содержания позволяет сознанию взаимодействовать с тем, что в данный момент находится "не в фокусе". Далее идут субъективные компоненты сознательных функций, или индивидуально-специфические особенности восприятия, памяти, мышления и т. д. Они плохо, с трудом осознаются, а две оставшиеся функции — аффекты и вторжения — бессознательны практически полностью. Аффекты (здесь Юнг оговаривает, что речь идет скорее о душевных явлениях, а не о функциях в собственном смысле слова) неподвластны сознательному волевому контролю, попавший под их влияние человек становится одержимым, а в крайних случаях мы имеем дело уже с инвазиями, буквально вторжениями бессознательного в процессы сознания. Здесь проходит зыбкая грань между нормальным и болезненным функционированием психики: "Сами по себе такие процессы не являются патологическими; они принадлежат к нормальной феноменологии человека, однако когда они приобретают привычный и повторяющийся характер, это вполне справедливо называется неврозом" [18,с.21].
Юнг указывал, что обычно одна из экзопсихических функций является главной (высшей) или ведущей. Она высокодифференцирована, полностью подвластна сознательному волевому контролю и обеспечивает нормальное приспособление человека к миру Другая пара функций действует согласованно с ведущей и называется вспомогательной, она тоже достаточно уравновешена и сбалансирована. Вторая функция из пары, в которую входит высшая функция, обычно мало дифференцирована, бессознательна и плохо контролируется эго. Ее называют поэтому подчиненной или низшей. Юнг пишет, что "подчиненная функция всегда соответствует архаической части нашей личности; в своей подчиненной функции мы всегда остаемся первобытными людьми. С другой стороны, мы цивилизованы в своей дифференцированной функции. В пределах последней мы обладаем свободой воли, а в рамках подчиненной функции ни о какой свободе не может быть и речи…" [18, с. 17]. Низшая функция, таким образом является дестабилизирующим элементом в психике, постоянным источником душевной тревоги и беспокойства архетипах коллективного бессознательного.
Определений и объяснений природы и сущности архетипа в аналитической психологии очень много. Сам Юнг, неоднократно анализировавший это понятие, в итоге замечает, что психологам пора освободиться от иллюзий, будто архетип возможно объяснить — и тем самым с ним покончить. Естественное стремление выразить словами сущность архетипа окажется всего лишь переводом (более или менее успешным) на другой язык. Для этого (да и то с оговорками) пригоден лишь язык символов, понимание и расшифровка которых составляют львиную долю труда юнгианского аналитика. Архетип есть некоторый непредставимый наглядно фактор, некая диспозиция, которая в определенный момент развития человеческого духа начинает упорядочивать и выстраивать психические элементы в известные образы (их называют архетипическими). Вот описание архетипа в сравнительно поздней работе Юнга "Ответ Иову": "Архетипы коллективного бессознательного вызывают к жизни комплексы представлений, которые выступают в виде мифологических мотивов. Представления такого рода не изобретаются, а входят во внутреннее восприятие — например, в сновидениях — в качестве готовых образований. Это спонтанные феномены, не подверженные нашему произволу, и потому справедливо признавать за ними известную автономию. По этой причине их следует рас сматривать не только как объекты, но и как субъекты подчиняющиеся собственным законам Естественно, с точки зрения сознания их можно описывать как объекты а также в известной мере объяснять, каким образом можно — в той же самой мере — описывать и объяснять живого человека. При этом, безусловно, придется закрыть глаза на их автономию. Однако если принимать таковую во внимание, то с ними неизбежно придется обращаться как с субъектами, т.е. признавать за ними спонтанность и целенаправленность... Их поведение можно наблюдать, а их высказывания — учитывать. Такая двойная позиция, естественно, дает двойной результат — в виде, с одной стороны. сообщения о том. что я делаю с объектом, а с другой — о том, что делает он (в том числе со мной) Ясно что такой ставящий в тупик дуализм поначалу произведет в умах читателей некоторое замешательство" [13, с 114]. Отсюда ясно, что основными свойствами архетипа являются его бессознательность и автономность. Еще один атрибут присутствия архетипа или архетипического образа — нуминозность. Архетип, где бы он ни появлялся, обладает неодолимой принуждающей силой, идущей от бессознательного, и переживания архетипического характера совмещают одновременно восторг и ужас, благоговение и страх.
Юнг считал что существует столько же архетипов сколько и типичных жизненных ситуаций В его работах помимо архетипов структуры личности (Персона, Тень, Анима. Анимус. Самость) описаны архетипы Великой Матери. Старого Мудреца. Животного (Зверя). Младенца (Вечного Дитяти) Трикстера Девы (Коры), Духа. Возрождения (Трансформации) Священного Брака (Иерогамоса) и некоторые другие. Для успешного анализа снов юнгианский аналитик должен обладать фундаментальной эрудицией в области фольклора, мифологии и истории религий Сам Юнг не раз обращался к алхимической и религиозной символике, ряд работ написан им в соавторстве с видными мифологами, антропологами, востоковедами.
Анализ архетипа духа Юнг начинает с рассмотрения многозначности понятия "дух" перечисления его атрибутов и описания возможных контекстов употребления это о слова Дух как психическая деятельность (в противоположность предметам и явлениям материальным) издревле выступает как особая сущность, абстракция возникшая из размышлений о природе ментальных феноменов "Если в индивиде происходит нечто психическое, — пишет Юнг - то. что он ощущает как принадлежащее себе самому, го это и есть его собственный дух Если, однако с ним случается нечто психическое, что ему кажется чужеродным. - го это какой-то другой дух, который, вероятно вызывает одержимость В первом случае дух соответствует субъективной установке в последнем — общественному мнению, духу времени или изначальной, еще нечеловеческой, антропоидной диспозиции которая называется также и бессознательным" [17 с 89].
Еще один архетип, важный для понимания смысла сновидений — это архетип Трансформации, изменения и преобразования личности под влиянием интеграции бессознательных содержаний. Становление Самости, личностный рост хотя и являются постепенным, последовательным процессом, приводят к столь существенным изменениям сознательной установки и Эго в целом, что это символизируется превращением человека в существо иной природы -—духа, зверя, гермафродита и т.п. Трансформация — это единство смерти и возрождения, процедура распада, расчленения прежнего эго-комплекса формирование нового, более зрелого и устойчивого сознания. Она предполагает регрессию на более низшие стадии психического развития и последующий прогресс, включающий осознание новых потребностей, интенций и свойств.
Символы трансформации были подробно исследованы Юнгом на примере религиозных обрядов, алхимических процедур, ритуалов жертвоприношения в архаических обществах. Человек дарит, отдает высшей субстанции частицу своего Я, которую он должен предварительно осознать. "Жертвоприношением человек доказывает, что владеет собой, поскольку принесение самого себя в жертву означает не пассивное позволение взять на себя, но сознательную и волевую самоотдачу, которая доказывает, что человек полностью владеет самим собой, т.е. своим Я. Тем самым Я превращается в объект нравственного действия" [13, с. 301]. Такой акт совершенно необходим для последующего изменения и роста, который, будучи всецело естественным, инстинктивно ведет к диалогу между Эго и Самостью.
В теоретическом наследии юнгианства особое место занимают работы, посвященные мифологической проблематике. Мифологию (а также религию) Юнг относил к важнейшим проблемам души современного человека. Он говорил: "К сожалению, мифологическая сторона человеческой природы сегодня в сильной степени редуцирована. Человек более не порождает сюжеты. Он себя многого лишает, потому что это очень важно и полезно — говорить о вещах непостижимых" [7, с. 296]. Несмотря на утверждение о непостижимости, Юнг неоднократно обращался к загадкам мифов, его работы заложили основы их психологического анализа и понимания.
Архетип Матери формирует основу материнского комплекса, детерминирующего сложную систему взаимодействий между матерью и сыном, дочерью. Материнский комплекс описывает идеи и представления, тяготеющие к фигуре реальной матери, является источником интерпретации ее поведения, структурирует детско-родительские отношения.
Трудно
не только описать, но даже просто перечислить
архетипы коллективного
Содействие процессу личностного роста и саморазвития, изучение и профилактика его искажений — вот основное содержание деятельности юнгианского аналитика. Цель психического развития, по Юнгу, — самореализация, этот процесс он называл индивидуацией и считал главной задачей человеческой жизни, ее смыслом.
Процесс индивидуации является восстановлением и развертыванием изначальной, потенциальной целостности индивида. "Я использую выражение "индивидуация" в следующем смысле: это есть процесс, возрождающий психологического "индивида", т.е. обособленное, нечленимое единство, некую целостность" [17, с. 197]. Индивидуация формирует отдельного человека как существо, отличное от общей, коллективной психологии, поэтому она есть также процесс дифференциации. Однако неверно было бы понимать индивидуацию только как расширение сферы сознания, как развитие сознательной психики за счет уменьшения бессознательного, напротив, именно интеграция бессознательных содержаний составляет основу личностного роста. С этого тезиса, глубоко подтвержденного личным жизненным опытом, Юнг начинает свою автобиографию: "Моя жизнь — это история самореализации бессознательного! Все, что есть в бессознательном, стремится реализоваться, и человеческая личность хочет развиваться из своих бессознательных источников как единое целое" [7, с. 16].
Целью
процесса индивидуации является становление
Самости, обретение личностью
Самость
— центральный, организующий архетип
личности, выражающий ее потенциал
в максимальной полноте реализации.
Самость объемлет сознание и бессознательное,
ее развитие не имеет предела. Самость
— это универсум, осознание которого будет
всегда всего лишь приблизительным и неполным.
Индивидуаций Самости — это самоосуществление,
путь к себе. Проникновение в собственную
уникальную природу предполагает познание
бессознательных сторон и свойств собственной
души, интеграцию отдельных архетипов
ее структуры. К их числу относятся Персона,
Тень, Анима у мужчин и Анимус у женщин.
Осознание и объединение этих архетипов
вокруг Эго, сознательного Я личности,
и является основным содержанием процесса
индивидуации, причем каждому архетипу
соответствует определенный этап последнего.
Кроме того в процессе личностного развития
происходит овладение деятельностью низшей
(подчиненной) функции, которая воспринимается
человеком как некая иррациональная сторона
его собственной психической жизни. Индивидуация
происходит при активном участии неосознаваемой
(компенсаторной) установки, она предполагает
идентификацию и интеграцию комплексов
личного бессознательного. Личность учится
управлять своими инстинктами, освобождается
от власти их темной, архаичной стороны.
Архетип Самости, схватывающий тотальность души, парадоксален по своей сущности, ибо объединяет противоположности и выражает идею медиации, посредничества между ними. Индивидуация Самости есть архетипическое стремление координировать и соотносить противоположности, этот процесс подчиняется принципу энантиодромии. Энантиодромия ("бег навстречу") — психологический закон, согласно которому все рано или поздно переходит в свою противоположность. Этот закон отражает циклический характер самого процесса жизнедеятельности, вечное возвращение всего, что развивается, к своим истокам. В системе психики он определяет прежде всего взаимодействие сознания и бессознательного: "Энантиодромией я называю выступление бессознательной противоположности, притом именно во временной последовательности. Это характерное явление встречается почти повсюду, где сознательной жизнью владеет крайне односторонее направление, так что со временем вырабатывается столь же мощная бессознательная противоположность, которая проявляется сначала в виде тормоза (Hemmung) при сознательной работе, а затем в виде перерыва в сознательном направлении" [15, с.584].
Информация о работе Архитипическая символика процесса индивидуации