Архитипическая символика процесса индивидуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 04:51, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование связи архетипа в сновидениях с процессом индивидуализации.
Для реализации этой цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
проанализовать толкование сновидений в классическом психоанализе;
исследовать связь личности с психологической реальностью сновидений;
выявит архитипическую символику процесса индивидуализации в сновидениях.
Объект исследования – процесс анализа сновидений.

Содержание

Введение 3
1. Толкование сновидений в классическом психоанализе 5
1.1 Цели и функции снов по Фрейду 5
1.2 Основные принципы фрейдовского анализа символики сновидений. 6
2. Личность и психика в аналитической психологии 9
2.1 Психическая реальность сновидения 9
2.2 Сознание и бессознательное в человеческой душе 12
2.3 Архетипы коллективного бессознательного 20
3. Архитипическая символика процесса индивидуации 24
3.1 Структура души и развитие личности 24
3.2 Встреча с Тенью — сновидения и реальность 27
3.3 Архетип Персоны и сновидения, сопровождающие процесс психической инфляции 31
3.4 Образы Анимы и Анимуса в сновидениях 34
3.5 Самость 38
Выводы 43
Список использованной литературы 45

Работа состоит из  1 файл

исследование связи архетипа в сновидениях с процессом индивидуализации.doc

— 219.50 Кб (Скачать документ)

      Юнг указывает, что с архетипом ребенка  можно встретиться и в случае процесса индивидуации, спонтанно или  терапевтически запущенного. При этом ребенок манифестирует инфантильные черты и стороны личности, его фигура в сновидениях большей частью тотально бессознательна.

      Специфическим символом индивидуации является также  мандала — образ психического универсума, изображение центростремительного процесса, воссоздающего центр индивидуальности. Мандала подчинена принципу троичной, четвертичной и осевой симметрии и в типичном случае представляет собой фигуру круга, квадрата или равностороннего креста. Архетип мандалы задает совершенно особые сновидения, так называемые "мандалические сны" [7]. Такие относительно редко встречающиеся сновидения являются свидетельством успешной индивидуации и характеризуются специфическим ощущением равновесия, покоя и благополучия. Их можно отнести к числу "просветленных" снов, относительно значения которых у сновидца нет сомнений. Это благостные сновидения, часто с ярко выраженной религиозной символикой, позитивной по содержанию и гармоничной по форме.

      Поскольку процесс индивидуации переживается как нечто священное, нуминозное, то символ Самости может отражать эту святость. Персонификациями Самости часто выступают фигуры святых, апостолов и особенно — образ Иисуса Христа. Юнг установил, что один из центральных христианских догматов — Троица — также имеет отношение к процессу индивидуации. Архетипический характер фигуры Христа показан посредством исследования ассоциированных вокруг нее историко-религиозных традиций — гностической, иудео-христианской, митраистской, зороастрийской.

      Архетипическая  символика Христа иконографически  выражается изображением его в виде мандалы, в круге с атрибутами четверичности (четырьмя евангелистами, четырьмя сторонами света, временами года и т.п.).

      Даже  на завершающих этапах индивидуации личность может встретиться с  серьезными трудностями — например, в случае так называемой мана-личности. В юнгианстве этим понятием обозначают человека, сумевшего в процессе индивидуации интегрировать архетипы так, что в результате его Эго становится полновластным хозяином связанной с ними психической энергии. Сила и власть аффекта, которой обладали Персона, Анима и Тень, переходит к Эго, сумевшему "разобраться" с ними подобно тому, как в представления первобытных людей "мана" (колдовская сила) убитого переходила к его убийце. "Так сознательное Я становится мана-личностью. Но мана-личность, — пишет Юнг, — это доминанта коллективного бессознательного, известный архетип сильного мужчины в виде героя, вождя, колдуна, знахаря и святого, властелина людей и духов, друга божьего... Так оно становится сверхчеловеком, превосходящим, любую силу, полубогом, а может быть, и более того" [16, с. 300].

      На  самом деле в таком положении  вещей таится опасность сильнейшей психической инфляции, ибо мана —  всего лишь иллюзия. "Сознание не стало властелином над бессознательным, только Анима утратила свою барскую  спесь — в той степени, в какой Я смогло разобраться с бессознательным" [16, с. 301].

      В тех случаях, когда Эго не выдвигает  претензий на обладание могуществом, одержимости не возникает, и бессознательное  утрачивает свою власть над ним. В  таком состоянии, указывает Юнг, мана должно доставаться чему-то, что и сознательно, и бессознательно, или ни то, ни другое. Так формируется новое средоточие личности, нечто посередине между противоположностями, следующая ступень. Эта позитивная мана-личность в старину становилась жрецом, способствующим возрастным инициациям, лекарем-целителем тела и души. В настоящее время подходящей карьерой является деятельность педагога, священника и (особенно!) аналитика-психотерапевта.

      В конечном итоге, основные этапы процесса индивидуации по Юнгу выглядят следующим образом:

      — осознание Тени и интеграция представленных в ней содержаний личного бессознательного, "достижение соглашения с Тенью";

      — осознание и разрушение Персоны, искажающей подлинную сущность индивидуальности, дистанцирование от Персоны, отказ от проекций и проективных идентификаций;

      — "разбирательство" с Анимой или  Анимусом, ассимиляция воплощаемых  ими содержаний коллективного бессознательного, установление связи с бессознательным  посредством интегрированных Анимы/Анимуса;

      — отказ от идентификации с архетипом мана-личности и ассимиляция его содержаний Самостью как "средоточием" психики;

      — становление Самости как полной, всесторонней и гармоничной индивидуальной целостности, истинной и автономной индивидуальности, не подверженной ничьим влияниям носительницы творческого потенциала.

      Наконец, в качестве последнего вопроса можно  задать следующий: а для чего вообще необходим процесс индивидуации, зачем личности стремиться стать  Самостью? Подробным ответом является вся аналитическая психология К.Г.Юнга, а самый краткий он дает в своем "Психологическом истолковании догмата о Троице", цитируя средневекового теолога Иустина Мученика: "Дабы пребывать нам не детьми необходимости и неведения, но выбора и знания" [13, с. 85].

 

Выводы

  1. Сновидение  — сложный психологический феномен, имеющий ряд характерных признаков и особенностей. Различные школы и направления глубинной психологии подходили к анализу и интерпретации снов с разных позиций, зачастую не свободных от мировоззренческого субъективизма.
  2. Специфика сновидения, указывает Ю.М.Лотман, состоит прежде всего в его знаковости, семиотичности. "Вступая в мир снов, архаический, еще не имеющий письменности, человек оказывался перед пространством, подобным реальному и, одновременно, реальностью не являвшимся. Этот мир, естественно было ему предположить, имел значение, но значение его было неизвестно. Это были знаки неизвестно чего, т.е. знаки в чистом виде. Значение их было неопределенным, и его предстояло установить" [20, с. 221].
  3. Одной из первых систематических и научных попыток установить значение образов сновидения стал психоанализ в его фрейдовском варианте. Отказавшись от традиционной для психологии и медицины своего времени трактовки сновидения как соматического и физиологического феномена, Фрейд подчеркивает его субъективный характер. Игнорирование внешней реальности в противовес внутренней (интрапсихической) становится отправной точкой проблемы толкования сновидений в глубинной психологии.
  4. В аналитической психологии К.Г.Юнга сновидение — это психическая реальность, особый уникальный феномен, детерминированный многими переменными.
  5. Символически представленные в сновидении архетипические образы в силу своей древности, универсальности и нуминозности совершенно исключают возможность его однозначного, точного и полного истолкования. Во сне, по Юнгу, всегда есть момент непредсказуемости, связанный с тем, что "содержание сна символично и поэтому многозначно".
  6. Сновидения в аналитической психологии — феномен самодостаточный и автономный (но также трансцендентный и надиндивидуальный). Семиотика также подчеркивает, что сон индивидуален, проникнуть в чужой сон нельзя, поскольку это в принципе язык для одного человека.
  7. Сновидение, рассматриваемое как семиотический феномен, бесконечно. Одной из его задач является не только стремление изобразить или выразить нечто, но и утвердить некую психическую сверхреальность. Постоянные элементы значений есть и в юнгианстве, главным образом это касается образов, символизирующих архетипы структуры личности (Персоны, Тени, Анимы, Анимуса). Ими являются представления о том, каковы пол, внешность, действия и поведение фигур сновидения — на этой основе последние соотносятся с соответствующими архетипами.
  8. Подводя итоги всему, сказанному ранее, следует заметить, что толкование снов — занятие, опасное не только для пациента, но и для самого аналитика. Бессознательное сновидца влияет на бессознательное аналитика в той же степени, в какой эффективны и правильны толкования последнего. Встреча с бессознательным — будь оно свое или чужое — это всегда рискованное приключение, которое закончится благополучно лишь в случае высокого профессионализма и большого личного мужества. Вместе с тем, как всякий риск, это занятие обладает неизъяснимой прелестью, оно притягательно, оно чарует, оно захватывает всего человека целиком. Ну и, наконец, нелишне помнить, что на первом месте всегда должен быть профессионализм — самое мощное оружие и защиты, и нападения. Как говаривал Аль Капоне, добрым словом и пистолетом можно добиться гораздо большего, чем просто добрым словом.

 

Список  использованной литературы

    1. Н. Ф. Калина, И. Г. Тимощук. Основы юнгианского анализа сновидений. – К.: 1997 г.

    2. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М.:"Наука",1991. —456 с.

    3. Фрейд 3. Толкование сновидений. — М.: "Медицина", 1991. —286 с.

    4. Фрейд 3. Художник и фантазирование. — М.:"Республика",1995.-400 с. 50.Хрестоматия по глубинной психологии / Ред. Л.А.Хегай. — М.: "ЧеРо", 1996. — 248 с.

    5. Юнг К.Г. Аналитическая психология. — М.: "Мартис", 1995. —309 с.

    6. Юнг К.Г. Архетип и символ. — М.: "Реннесанс", 1991. — 304 с.

    7. Юнг К.Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. — К.: "Airland", 1994. — 405 с.

    8. Юнг К.Г. Дух Меркурий. — М.: "Канон", 1996. — 384 с. 

    9. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть  архетипов. — К.: "Port-Royal",1996. — 384 с.

    10. Юнг К.Г. Йога и Запад. —  К.: "Airland", 1994. — 230 с.

    11. Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы  и символы.- СПб.: Вост.-Евр. ин-т  психоанализа, 1994. — 416 с. 

    12. Юнг К.Г. О современных мифах.  — М.:"Практика", 1994. — 252 с.

    13. Юнг К.Г. Ответ Иову. - М.: "Канон", 1995. - 352 с.

    14. Юнг К.Г. Проблемы души нашего  времени. — М.; "Прогресс" 1994. — 336 с.

    15. Юнг К.Г. Психологические типы. — СПб.: "Ювента", 1995. — 717 с.

    16. Юнг К.Г. Психология бессознательного. — М.: "Канон", 1995. - 320 с.

    17. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. — М.:"Наука", 1996. - 269 с.

    18. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. — К.: "СИНТО", 1995. — 236 с. 

    19. Юнг К.Г. Человек и его символы.  — СПб.: "Б.С.К.", 1996. — 454 с.

    20. Лотман Ю.М. Культура и взрыв.  — М.: "Гнозис", 1992. — 272 с.


Информация о работе Архитипическая символика процесса индивидуации