Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 04:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование связи архетипа в сновидениях с процессом индивидуализации.
Для реализации этой цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
проанализовать толкование сновидений в классическом психоанализе;
исследовать связь личности с психологической реальностью сновидений;
выявит архитипическую символику процесса индивидуализации в сновидениях.
Объект исследования – процесс анализа сновидений.
Введение 3
1. Толкование сновидений в классическом психоанализе 5
1.1 Цели и функции снов по Фрейду 5
1.2 Основные принципы фрейдовского анализа символики сновидений. 6
2. Личность и психика в аналитической психологии 9
2.1 Психическая реальность сновидения 9
2.2 Сознание и бессознательное в человеческой душе 12
2.3 Архетипы коллективного бессознательного 20
3. Архитипическая символика процесса индивидуации 24
3.1 Структура души и развитие личности 24
3.2 Встреча с Тенью — сновидения и реальность 27
3.3 Архетип Персоны и сновидения, сопровождающие процесс психической инфляции 31
3.4 Образы Анимы и Анимуса в сновидениях 34
3.5 Самость 38
Выводы 43
Список использованной литературы 45
Юнг
указывает, что с архетипом ребенка
можно встретиться и в случае
процесса индивидуации, спонтанно или
терапевтически запущенного. При этом
ребенок манифестирует
Специфическим
символом индивидуации является также
мандала — образ психического
универсума, изображение
Поскольку процесс индивидуации переживается как нечто священное, нуминозное, то символ Самости может отражать эту святость. Персонификациями Самости часто выступают фигуры святых, апостолов и особенно — образ Иисуса Христа. Юнг установил, что один из центральных христианских догматов — Троица — также имеет отношение к процессу индивидуации. Архетипический характер фигуры Христа показан посредством исследования ассоциированных вокруг нее историко-религиозных традиций — гностической, иудео-христианской, митраистской, зороастрийской.
Архетипическая символика Христа иконографически выражается изображением его в виде мандалы, в круге с атрибутами четверичности (четырьмя евангелистами, четырьмя сторонами света, временами года и т.п.).
Даже на завершающих этапах индивидуации личность может встретиться с серьезными трудностями — например, в случае так называемой мана-личности. В юнгианстве этим понятием обозначают человека, сумевшего в процессе индивидуации интегрировать архетипы так, что в результате его Эго становится полновластным хозяином связанной с ними психической энергии. Сила и власть аффекта, которой обладали Персона, Анима и Тень, переходит к Эго, сумевшему "разобраться" с ними подобно тому, как в представления первобытных людей "мана" (колдовская сила) убитого переходила к его убийце. "Так сознательное Я становится мана-личностью. Но мана-личность, — пишет Юнг, — это доминанта коллективного бессознательного, известный архетип сильного мужчины в виде героя, вождя, колдуна, знахаря и святого, властелина людей и духов, друга божьего... Так оно становится сверхчеловеком, превосходящим, любую силу, полубогом, а может быть, и более того" [16, с. 300].
На
самом деле в таком положении
вещей таится опасность сильнейшей
психической инфляции, ибо мана —
всего лишь иллюзия. "Сознание не
стало властелином над
В тех случаях, когда Эго не выдвигает претензий на обладание могуществом, одержимости не возникает, и бессознательное утрачивает свою власть над ним. В таком состоянии, указывает Юнг, мана должно доставаться чему-то, что и сознательно, и бессознательно, или ни то, ни другое. Так формируется новое средоточие личности, нечто посередине между противоположностями, следующая ступень. Эта позитивная мана-личность в старину становилась жрецом, способствующим возрастным инициациям, лекарем-целителем тела и души. В настоящее время подходящей карьерой является деятельность педагога, священника и (особенно!) аналитика-психотерапевта.
В конечном итоге, основные этапы процесса индивидуации по Юнгу выглядят следующим образом:
— осознание Тени и интеграция представленных в ней содержаний личного бессознательного, "достижение соглашения с Тенью";
— осознание и разрушение Персоны, искажающей подлинную сущность индивидуальности, дистанцирование от Персоны, отказ от проекций и проективных идентификаций;
—
"разбирательство" с Анимой или
Анимусом, ассимиляция воплощаемых
ими содержаний коллективного
— отказ от идентификации с архетипом мана-личности и ассимиляция его содержаний Самостью как "средоточием" психики;
—
становление Самости как
Наконец,
в качестве последнего вопроса можно
задать следующий: а для чего вообще
необходим процесс
1. Н. Ф. Калина, И. Г. Тимощук. Основы юнгианского анализа сновидений. – К.: 1997 г.
2. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М.:"Наука",1991. —456 с.
3. Фрейд 3. Толкование сновидений. — М.: "Медицина", 1991. —286 с.
4. Фрейд 3. Художник и фантазирование. — М.:"Республика",1995.-400 с. 50.Хрестоматия по глубинной психологии / Ред. Л.А.Хегай. — М.: "ЧеРо", 1996. — 248 с.
5.
Юнг К.Г. Аналитическая
6. Юнг К.Г. Архетип и символ. — М.: "Реннесанс", 1991. — 304 с.
7. Юнг К.Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. — К.: "Airland", 1994. — 405 с.
8. Юнг К.Г. Дух Меркурий. — М.: "Канон", 1996. — 384 с.
9. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. — К.: "Port-Royal",1996. — 384 с.
10. Юнг К.Г. Йога и Запад. — К.: "Airland", 1994. — 230 с.
11. Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы.- СПб.: Вост.-Евр. ин-т психоанализа, 1994. — 416 с.
12. Юнг К.Г. О современных мифах. — М.:"Практика", 1994. — 252 с.
13. Юнг К.Г. Ответ Иову. - М.: "Канон", 1995. - 352 с.
14. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. — М.; "Прогресс" 1994. — 336 с.
15. Юнг К.Г. Психологические типы. — СПб.: "Ювента", 1995. — 717 с.
16.
Юнг К.Г. Психология
17. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. — М.:"Наука", 1996. - 269 с.
18. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. — К.: "СИНТО", 1995. — 236 с.
19.
Юнг К.Г. Человек и его
20. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. — М.: "Гнозис", 1992. — 272 с.
Информация о работе Архитипическая символика процесса индивидуации