Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 01:15, курсовая работа
Существенное отличие человека от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это связано со сферой человеческого сознания.
Проблема сознания и бессознательного давно и интенсивно разрабатывается как в нашей стране, так и за рубежом. И в настоящее время возникают различные точки зрения на сущность и структуру сознания, на происхождение бессознательного и его взаимодействие с сознанием.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Сознание как высшая ступень развития психики……………………6
Глава 2. Бессознательное проявление в психике человека…………………10
2.1. Изучение бессознательного…………………………………….10
2.2. Бессознательное в психике человека…………………………..12
2.3. Неосознаваемые психические процессы. Их классификация…14
2.4. Соотношение сознания и неосознаваемых психических
Процессов………………………………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..30
НОУ «Мурманский гуманитарный институт»
Факультет
психологии
КУРСОВАЯ
РАБОТА №1
По дисциплине общая психология
На тему:
«Бессознательное в
структуре психики человека»
Дата
сдачи работы:
________________
Дата
проверки работы:
________________
Мурманск, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Сознание как высшая ступень развития психики……………………6
Глава 2. Бессознательное проявление в психике человека…………………10
2.1. Изучение бессознательного……………
2.2. Бессознательное в психике человека…………………………..12
2.3. Неосознаваемые психические процессы. Их классификация…14
2.4. Соотношение сознания и неосознаваемых психических
Процессов………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..30
ВВЕДЕНИЕ
Существенное отличие человека от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это связано со сферой человеческого сознания.
Проблема сознания и бессознательного давно и интенсивно разрабатывается как в нашей стране, так и за рубежом. И в настоящее время возникают различные точки зрения на сущность и структуру сознания, на происхождение бессознательного и его взаимодействие с сознанием.
Часто, совершив определенный поступок, человек не может сам себе ответить на вопрос, почему он поступил именно так, а не иначе. Сознание далеко не всегда контролирует поступки и чувства, определяет направление наших мыслей. Существует еще и бессознательное. Нередко именно оно является движущей силой и определяет стиль поведения человека. Мотивы и потребности, недостаточно осознанные человеком по разным причинам могут существенно воздействовать на сознательные мотивационные установки. Важно иметь в виду, что значимые, влияющие на наше будущее решения могут возникнуть и формироваться на неосознаваемом уровне. Размышляя о психике и поведении человека, нужно особое внимание уделить проблеме взаимосвязи сознания и бессознательного.
Данную проблему, по словам В. П. Зинченко, уже начали включать в число глобальных проблем современности. Эволюцию и изменение сознания, способы извлечения наибольшего количества полезной информации из сферы бессознательного и использования ее на практике связывают с выживаемостью человека, с предотвращением нарастающей антропологической катастрофы.
Понятие сознания является одним из центральных в психологии, философии и во всех антропологических науках.
Вследствие этого проблема сознания и его взаимодействия с бессознанием порождает многообразие подходов к ней, большую пестроту взглядов на личные ее аспекты. Это нашло свое отражение в многочисленной психологической, психиатрической, кибернетической, физиологической и другой литературе, изданной как в нашей стране, так и во многих зарубежных странах. Сквозь всю историю развития психологической науки проходят исследования в области данной проблемы таких зарубежных психологов, как Декарт, Спиноза, Кант, Вундт, Джеймс и других. Особое внимание уделяли проблемам глубинной психологии З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер. Отечественными психологами Выготским, Леонтьевым, Зинченко, Узнадзе и многими другими также были выдвинуты научные теории согласно проблемам сознания и бессознательного.
К. Юнг в книге “Сознание и бессознательное” рассматривает отношение между “эго” и бессознательным, понятия коллективного бессознательного, инстинкта.
В
книге А. Г. Спиркина “Сознание и
самосознание” анализируется
В книге А. Н. Леонтьева “Деятельность. Сознание. Личность” процесс осознания связывается с опредмечиванием представлений, с тем, что “Объект должен выступать перед человеком именно как запечатлевший психическое содержание деятельности, то есть своей идеальной стороной” (стр. 30), а акты выделения идеальной стороны отождествляются с актами их осознания.
Л. С. Выготскому мы обязаны необыкновенно тонким анализам переживаний, неосознаваемых или плохо осознаваемых их субъектом, который был им произведен еще в начале 30-х годов и изложен кратко на заключительных страницах его основной монографии “Речь и мышление”.
Главная идея этой концепции Выготского заключается в том, что мысль, находящая свое завершенное выражение в осознаваемой форме, зарождается в сознании человека как неразличимый “сгусток смысла”.
Несмотря на множество публикаций, в истории психологической науки сознание и бессознательное явились труднейшими проблемами, которые до сих пор не удалось решить ни с материалистических, ни с идеалистических позиций. На пути их практического применения также возникло немало сложных вопросов. По этой причине проблема сознания и выходящих за уровень сознания структур, несмотря на важное значение этих явлений в понимании психологии и поведении человека, до сих пор считается одной из наименее разработанных.
Цель данной работы определяется как исследование сознания и бессознательных компонентов человеческой психики, их формирование, проявление и значение.
Объектом исследования является психика человека.
Предметом исследования – бессознательное в структуре психики человека.
Задачами являются:
Глава 1.
Сознание как высшая ступень развития
психики
Понятие сознания прошло сложный путь развития, получило различные трактовки у разных авторов, в разных философских системах и школах. В психологии вплоть до настоящего времени оно употребляется в очень разных значениях, между которыми подчас почти нет ничего общего.
Одно из определений сознания дал советский психолог А. Г. Спиркин: сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. [4]
В настоящее время перечень эмпирических признаков сознания является более или менее установившимся и совпадающим у разных авторов. Если попытаться выделить то общее, что наиболее часто указывается в качестве особенностей сознания, то они могут быть представлены следующим образом: [4]
1.
Человек, обладающий сознанием,
2.
Способен увидеть себя
3.
Способен увидеть себя в
4. Способен устанавливать адекватные причинно-следственные отношения между явлениями внешнего мира и между ними и своими собственными действиями.
5.
Отдает отчет в своих
6.
Знает особенности своей
7.
Способен планировать свои
Все эти признаки противопоставляются противоположным чертам неосознаваемых и бессознательных психических процессов и импульсивных, автоматических или рефлекторных действий.
Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык. В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний. “Язык – особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание” – как отметил А. В. Петровский. – “Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится реальным сознанием”. [1, с.314]
А.В.Петровский в структуре сознания выделяет следующие основные характеристики:
-
Сознание есть совокупность
-
Закрепление в сознании
- Обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы. Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.
- Включение в состав сознания определенного отношения. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и, прежде всего, общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений.
Обязательным условием формирования и проявления всех указанных качеств сознания является язык. Язык - это особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание. Будучи усвоен конкретным человеком, язык становиться реальным сознанием этого человека.
Низший уровень психики образует бессознательное. Бессознательное - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отсчета. [1, с.324] Оставаясь психическим, бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения.
Информация о работе Бессознательное в структуре психики человека