Бессознательное в структуре психики человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 01:15, курсовая работа

Описание

Существенное отличие человека от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это связано со сферой человеческого сознания.

Проблема сознания и бессознательного давно и интенсивно разрабатывается как в нашей стране, так и за рубежом. И в настоящее время возникают различные точки зрения на сущность и структуру сознания, на происхождение бессознательного и его взаимодействие с сознанием.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

Глава 1. Сознание как высшая ступень развития психики……………………6

Глава 2. Бессознательное проявление в психике человека…………………10

2.1. Изучение бессознательного…………………………………….10

2.2. Бессознательное в психике человека…………………………..12

2.3. Неосознаваемые психические процессы. Их классификация…14

2.4. Соотношение сознания и неосознаваемых психических

Процессов………………………………………………………….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..30

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В СТРУКТУРЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА.doc

— 158.50 Кб (Скачать документ)

НОУ «Мурманский гуманитарный институт»

Факультет психологии 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА №1 

По  дисциплине общая  психология

На тему: «Бессознательное в структуре психики человека» 
 

Дата  сдачи работы:                                                   Исполнитель:

________________                                                    Платонова М.С.  группа 1С 

Дата  проверки работы:                                             Научный руководитель:

________________                                                    Табейкина М.Ю. 

 

                                                                                     Оценка: ______________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Мурманск, 2009

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 

Глава 1. Сознание как высшая ступень развития психики……………………6

Глава 2. Бессознательное проявление в психике человека…………………10

               2.1. Изучение бессознательного…………………………………….10

               2.2. Бессознательное в психике  человека…………………………..12

               2.3. Неосознаваемые психические процессы. Их классификация…14

               2.4. Соотношение сознания и неосознаваемых психических  

                      Процессов………………………………………………………….25 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………27 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Существенное  отличие человека от животных состоит  в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать  его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это связано со сферой человеческого сознания.

     Проблема  сознания и бессознательного давно  и интенсивно разрабатывается как  в нашей стране, так и за рубежом. И в настоящее время возникают  различные точки зрения на сущность и структуру сознания, на происхождение  бессознательного и его взаимодействие с сознанием.

     Часто, совершив определенный поступок, человек  не может сам себе ответить на вопрос, почему он поступил именно так, а не иначе. Сознание далеко не всегда контролирует поступки и чувства, определяет направление  наших мыслей. Существует еще и бессознательное. Нередко именно оно является движущей силой и определяет стиль поведения человека. Мотивы и потребности, недостаточно осознанные человеком по разным причинам могут существенно воздействовать на сознательные мотивационные установки. Важно иметь в виду, что значимые, влияющие на наше будущее решения могут возникнуть и формироваться на неосознаваемом уровне. Размышляя о психике и поведении человека, нужно особое внимание уделить проблеме взаимосвязи сознания и бессознательного.

     Данную проблему, по словам В. П. Зинченко, уже начали включать в число глобальных проблем современности. Эволюцию и изменение сознания, способы извлечения наибольшего количества полезной информации из сферы бессознательного и использования ее на практике связывают с выживаемостью человека, с предотвращением нарастающей антропологической катастрофы.

     Понятие сознания является одним из центральных  в психологии, философии и во всех антропологических науках.

     Вследствие  этого проблема сознания и его  взаимодействия с бессознанием порождает многообразие подходов к ней, большую пестроту взглядов на личные ее аспекты. Это нашло свое отражение в многочисленной психологической, психиатрической, кибернетической, физиологической и другой литературе, изданной как в нашей стране, так и во многих зарубежных странах. Сквозь всю историю развития психологической науки проходят исследования в области данной проблемы таких зарубежных психологов, как Декарт, Спиноза, Кант, Вундт, Джеймс и других. Особое внимание уделяли проблемам глубинной психологии З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер. Отечественными психологами Выготским, Леонтьевым, Зинченко, Узнадзе и многими другими также были выдвинуты научные теории согласно проблемам сознания и бессознательного.

     К. Юнг в книге “Сознание и  бессознательное” рассматривает отношение между “эго” и бессознательным, понятия коллективного бессознательного, инстинкта.

     В книге А. Г. Спиркина “Сознание и  самосознание” анализируется проблема соотношения сознательного и  бессознательного в процессе творчества, структура бессознательного, выясняется, почему именно не уровне подсознания часто рождаются новые идеи, возникают оригинальные ассоциации образов.

     В книге А. Н. Леонтьева “Деятельность. Сознание. Личность” процесс осознания  связывается с опредмечиванием  представлений, с тем, что “Объект должен выступать перед человеком именно как запечатлевший психическое содержание деятельности, то есть своей идеальной стороной” (стр. 30), а акты выделения идеальной стороны отождествляются с актами их осознания.

     Л. С. Выготскому мы обязаны необыкновенно тонким анализам переживаний, неосознаваемых или плохо осознаваемых их субъектом, который был им произведен еще в начале 30-х годов и изложен кратко на заключительных страницах его основной монографии “Речь и мышление”.

Главная идея этой концепции Выготского заключается в том, что мысль, находящая свое завершенное выражение в осознаваемой форме, зарождается в сознании человека как неразличимый “сгусток смысла”.

     Несмотря  на множество публикаций, в истории  психологической науки сознание и бессознательное явились труднейшими проблемами, которые до сих пор не удалось решить ни с материалистических, ни с идеалистических позиций. На пути их практического применения также возникло немало сложных вопросов. По этой причине проблема сознания и выходящих за уровень сознания структур, несмотря на важное значение этих явлений в понимании психологии и поведении человека, до сих пор считается одной из наименее разработанных.

     Цель  данной работы определяется как исследование сознания и бессознательных компонентов человеческой психики, их формирование, проявление и значение.

     Объектом  исследования является психика человека.

     Предметом исследования – бессознательное  в структуре психики человека.

     Задачами  являются:

    1. Раскрытие вопроса сознания как высшей ступени развития психики человека;
    2. Выявление бессознательных проявлений в психике человека, их роль в поведении.
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Сознание как высшая ступень развития психики 

     Понятие сознания прошло сложный путь развития, получило различные трактовки у  разных авторов, в разных философских системах и школах. В психологии вплоть до настоящего времени оно употребляется в очень разных значениях, между которыми подчас почти нет ничего общего.

     Одно  из определений сознания дал советский  психолог А. Г. Спиркин: сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. [4]

     В настоящее время перечень эмпирических признаков сознания является более  или менее установившимся и совпадающим  у разных авторов. Если попытаться выделить то общее, что наиболее часто указывается в качестве особенностей сознания, то они могут быть представлены следующим образом: [4]

     1. Человек, обладающий сознанием,  выделяет себя из окружающего  мира, отделяет себя, свое “я”  от внешних вещей, а свойства  вещей – от них самих.

     2. Способен увидеть себя находящимся  в определенном месте пространства  и в определенной точке временной  оси, связывающей настоящее, прошлое  и будущее.

     3. Способен увидеть себя в определенной  системе отношений с другими  людьми.

     4. Способен устанавливать адекватные причинно-следственные отношения между явлениями внешнего мира и между ними и своими собственными действиями.

     5. Отдает отчет в своих ощущениях,  мыслях, переживаниях, намерениях и  желаниях.

     6. Знает особенности своей индивидуальности и личности.

     7. Способен планировать свои действия, предвидеть их результаты и  оценивать их последствия, т.е.  способен к осуществлению преднамеренных  произвольных действий.

     Все эти признаки противопоставляются  противоположным чертам неосознаваемых и бессознательных психических процессов и импульсивных, автоматических или рефлекторных действий.

     Обязательным  условием формирования и проявления всех указанных выше специфических  качеств сознания является язык. В  процессе речевой деятельности происходит накопление знаний. “Язык – особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание” – как отметил А. В. Петровский. – “Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится реальным сознанием”. [1, с.314]

     А.В.Петровский в структуре сознания выделяет следующие  основные характеристики:

     - Сознание есть совокупность знаний  об окружающем мире. В структуру  сознания входят важнейшие познавательные  процессы, с помощью которых человек  постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний.

     - Закрепление в сознании различий  субъекта и объекта. Человек,  впервые в истории органического  мира выделившийся из него  и противопоставивший себя окружающему,  продолжает сохранять в своем  сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя.

     - Обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы. Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.

     - Включение в состав сознания определенного отношения. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и, прежде всего, общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений.

     Обязательным  условием формирования и проявления всех указанных качеств сознания является язык. Язык - это особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание. Будучи усвоен конкретным человеком, язык становиться реальным сознанием этого человека.

     Низший  уровень психики образует бессознательное. Бессознательное - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отсчета. [1, с.324] Оставаясь психическим, бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения.

Информация о работе Бессознательное в структуре психики человека