Бессознательное в структуре психики человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 01:15, курсовая работа

Описание

Существенное отличие человека от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это связано со сферой человеческого сознания.

Проблема сознания и бессознательного давно и интенсивно разрабатывается как в нашей стране, так и за рубежом. И в настоящее время возникают различные точки зрения на сущность и структуру сознания, на происхождение бессознательного и его взаимодействие с сознанием.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

Глава 1. Сознание как высшая ступень развития психики……………………6

Глава 2. Бессознательное проявление в психике человека…………………10

2.1. Изучение бессознательного…………………………………….10

2.2. Бессознательное в психике человека…………………………..12

2.3. Неосознаваемые психические процессы. Их классификация…14

2.4. Соотношение сознания и неосознаваемых психических

Процессов………………………………………………………….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..30

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В СТРУКТУРЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА.doc

— 158.50 Кб (Скачать документ)

     В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результата. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д. Бессознательное - это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека. [1, с.329]

     Таким образом, сознание – это наивысшая, свойственная только человеку функция головного мозга, выражающаяся в целенаправленном отражении мира, предварительном построении действий, предвидении их результатов, регулировании взаимоотношений человека со средой и познании мира. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Бессознательное проявление в психике человека 

     2.1. Изучение бессознательного 

     Общая идея о бессознательном встречается  еще в древнеиндийском учении Потанджали, в котором это понятие  трактовали как высший уровень познания, как институт и даже как движущая сила вселенной.

     Проблема  бессознательного нашла отражение в учении Платона о познании как воспоминании, тесно связанным с идеей и наличии в душе скрытых, неосознанных знаний, о которых сам субъект может даже совсем ничего и не подозревать.

     Иное  освещение вопрос приобрел в концепции  Декарта, который исходил из тождества психики и сознания. Отсюда идея о том, что за предметами сознания протекают не только физиологические, но и психические процессы.

     Спиноза утверждал, что люди осознают свои желания, но не причины, которые их определяют.

     В истории философской и психологической мысли впервые лишь Лейбницу удалось вполне отчетливо сформулировать концепцию бессознательного как низшей формы духовной деятельности. Бессознательными бывают врожденные, приобретенные и вытесненные из сознания идеи. [4]

     Кант  связывал понятие бессознательного с чувственным познанием, с интуицией. Он указал на наличие сферы восприятия чувств, которые не осознаются, хотя и можно прийти к выводу об их существовании.

     В противоположность принципам рационализма представители теории романтизма развивали идею бессознательного как глубинного источника, прежде всего, художественного творчества. Шопенгауэр, выдвинул иррациональную концепцию бессознательного, рассматривая его как волю в природе, источник жизни, которому противостоит беспомощное сознание.

     В иррациональном духе трактовал бессознательное  и Ф. Ницше. Он считал, что вера в  человеческом разуме играет второстепенную роль и в конечном счете быть может  исчезнуть и уступить место полнейшему автоматизму, то есть деятельности, осуществляемой бессознательно.

     Такие психологи, как Гербарт, Фехнер, Вундт  и др. положили начало психологическому исследованию проблемы бессознательного. Согласно Гербарту, несовместимые идеи могут вступить между собой в конфликт. При этом более слабые психические явления вытесняются из сознания, продолжая воздействовать на него.

     Вундт считал, что восприятие и сознание базируются на осознаваемых логических процессах. Он пытался установить связь  законов логического развития мысли  с бессознательными явлениями, утверждал  существование не только осознаваемого, но и неосознанного “Мы”.

     Существенным  толчком в исследовании бессознательного явились опыты в области психиатрии, прежде всего французских психиатров Шарко и Жане, которые в лечебных целях стали применять гипнотические методы воздействия на сферу сознательного.

     Сеченов прямо выступил против концепций, отожествлявших психическое и сознательное.

     Павлов  связывал явление бессознательного с исследованием тех участков мозга, которые обладают минимальной  возбудимостью.

     Первое международное совещание, посвященное проблеме бессознательного, состоялось лишь в 1910 г. в Бостоне (США). Еще тогда осознали, что бессознательное есть фактор, учет которого необходим при анализе самых важных вопросов поведения, клиники, наследственности, природы эмоции, произведений искусства, взаимоотношения людей. Бессознательное обсуждалось ими как объясняющий фактор, но путей к осмыслению его особенностей и закономерностей не предлагалось. [4] 
 

     2.2. Бессознательное в психике человека 

     Наряду  с сознательными формами отражения и деятельности для человека характерны и такие, которые находятся как бы за “порогом” сознания. Термины “бессознательное”, “подсознательное”, “неосознанное” часто встречаются в научной и художественной литературе, а также в обыденной жизни. Говорят: “Он сделал это неосознанно”, “Он не хотел этого, но так получилось” и прочее. Повседневный опыт знакомит нас с мыслями, которые всплывают у нас в голове, и неизвестно откуда и как они возникают.

     Психическая деятельность может находиться в фокусе сознания, а иногда не достигает уровня сознания (досознательное или предсознательное состояние) или опускается ниже порога сознания (подсознательное). Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю, охватывается понятием бессознательного. Неосознанное выступает то как установка, инстинкт, влечение, то как ощущение, восприятие, представление, мышление, то как интуиция, то как гипнотическое состояние или сновидение, состояние аффекта или невменяемости. К бессознательным явлениям относят и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным “озарением” новой идеей, рождающихся как бы от какого-то толчка изнутри, случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым, и другое. [4]

     С физиологической точки зрения бессознательные  процессы выполняют своего рода охранительную функцию: они разгружают мозг от постоянного напряжения сознания там, где в этом нет необходимости.

     Человеческий  разум нес бы на себе непомерно  тяжелый груз, если бы он вынужден был  контролировать каждый психический  акт, каждое движение и действие. Человек не мог бы ни результативно думать, ни разумно действовать, если бы все элементы его жизнедеятельности одновременно потребовали сознания.

     Как зарождается бессознательное? –  этот вопрос также достоин внимания. [4] Бессознательное возникает в детстве человека. Практически каждый вспоминает из раннего детства только отрывочные детали ничего не значащих сцен, совершенно забыв те события, которые тогда были для него важнее всего. Эти собственно детские душевные силы, не воспринимаемые сознанием взрослого, не могут бесследно исчезнуть. В психическом мире также господствует закон сохранения энергии, инфантильное, вытесненное из сознательной душевной жизни, не исчезает, оно образует тот центр, вокруг которого кристаллизуется бессознательная душевная жизнь. Следствием такого положения была бы никогда не кончающаяся борьба; сознание, которое должно разбираться во впечатлениях внешнего мира, было бы всецело занято восприятием этой психической борьбы, и психическая экономия была бы нарушена. Только вытеснение пережитых форм удовлетворения полового чувства из поля зрения сознания дает возможность сохранить сознание для чувствительных восприятий и удержать психику в равновесии. На пути своего развития человеку приходится отказываться боле всего в сексуальной области, и этот отказ труднее всего провести в жизнь; но содержание бессознательного образует и другие, не приведенные в исполнение желания. Следствием неудачного вытеснения является невроз. Но и у здоровых людей, при благоприятных условиях сна, невыполненные желания в определенный момент вступают в связь с детскими, и из этого соединения возникает сновидение.

     Существует  известный психологический механизм, делающий возможным распределение  психологического материала между  сознательным и бессознательным.

     При столкновении двух антогонистов, например, при противопоставлении любви и  ненависти, когда оба чувства  направлены на один и тот же объект, более слабое должно уйти в бессознание. Бессознательное желание влияет в определенном направлении на важнейшие  процессы душевной жизни.

     Таким образом, бессознание как психическое явление – это специфическое отражение действительности, выражение потребностей организма и переживание определенной модальности; оно способно к различению, выбору, творчеству, угадыванию.

     Бессознательное не аморфно. Оно имеет структуру, элементы которого связаны между собой. 

     2.3. Неосознаваемые психические процессы. Их классификация 

     Все неосознаваемые психические процессы принято разделять на три класса: неосознаваемые механизмы сознательных действий, неосознаваемые побудители сознательных действий, «надсознательные» процессы. [3, с.149]

Неосознаваемые механизмы сознательных действий.

     В свою очередь, в первый класс —  неосознаваемых механизмов сознательных действий — входят три подкласса: неосознаваемые автоматизмы; явления неосознаваемой установки; неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

     Под неосознаваемыми автоматизмами  подразумевают обычно действия или  акты, которые совершаются без  участия сознания, как бы «сами  собой». В этих случаях часто говорят о «механической работе», о работе, «при которой голова остается свободной». Вот это состояние — состояние «свободной головы» — и означает отсутствие сознательного контроля. Следует отметить, что процессы, входящие в подкласс неосознаваемых автоматизмов, имеют двоякую природу.

     Одни  процессы никогда не осознавались, а другие сначала были осознаваемыми, но затем перестали фиксироваться  в сознании. Первые процессы составляют группу первичных автоматизмов. Эту  группу процессов еще иногда называют автоматическими действиями. В данную группу входят действия, которые являются врожденными или были сформированы в первый год жизни ребенка.

     К их числу относятся: сосательные  движения, мигание и конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое.

     Вторая  группа явлений, входящих в подкласс неосознаваемых автоматизмов, называется автоматизированными действиями, или  навыками. К этой группе действий относятся  те, которые вначале были осознаваемыми, т. е. осуществлялись при участии  сознания, но затем в результате многократного повторения и совершенствования их выполнение перестало требовать участия сознания, они стали исполняться автоматически. [3, с.150]

     Процесс формирования навыков имеет фундаментальное  значение для каждого индивида, поскольку он лежит в основе развития всех наших умений, знаний и способностей. Например, обучение игре на музыкальных инструментах. Все начинается с простого — с обучения правильной посадке, правильному положению рук. Затем отрабатывается аппликатура пальцев и формируется техника исполнения. Постоянные тренировки со временем позволяют перейти на более высокий уровень исполнения музыкального произведения, которое начинает звучать выразительно и чувственно. Так, путем продвижения от простых движений к сложным, благодаря передаче на неосознаваемые уровни уже освоенных действий, человек приобретает мастерство исполнения.

     Конечно, не надо думать, что в процессе освобождения действий от сознательного контроля человек совсем не знает, что он делает, — контроль за деятельностью остается. Поле сознания (поле — эта та область информации, которая осознается в определенный момент времени) не однородно.

     Можно выделить фокус сознания, периферию, а также границу, за которой начинается область бессознательного. При выполнении какой-либо деятельности часть действии, являющихся наиболее сложными и требующих постоянного контроля, находятся в фокусе нашего сознания. Более отработанные или более простые действия оттесняются на периферию нашего сознания, а наиболее освоенные или наиболее простые действия уходят за границу нашего сознания в область бессознательного. Таким образом, контроль сознания за деятельностью человека в целом сохраняется.

     Соотношение отдельных компонентов деятельности и сознания нестабильно. Это происходит потому, что действия, находящиеся в фокусе нашего сознания, постоянно меняются. При достижении уровня навыков отдельные выполняемые человеком действия оттесняются на периферию, а затем и в область бессознательного, но когда человек начинает совершать много ошибок, например при усталости или плохом самочувствии, то вновь начинает контролировать свои простейшие действия. Подобное явление можно наблюдать и после длительного перерыва в выполнении какой-либо деятельности.[3, с.150]

Информация о работе Бессознательное в структуре психики человека