Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 01:15, курсовая работа
Существенное отличие человека от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это связано со сферой человеческого сознания.
Проблема сознания и бессознательного давно и интенсивно разрабатывается как в нашей стране, так и за рубежом. И в настоящее время возникают различные точки зрения на сущность и структуру сознания, на происхождение бессознательного и его взаимодействие с сознанием.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Сознание как высшая ступень развития психики……………………6
Глава 2. Бессознательное проявление в психике человека…………………10
2.1. Изучение бессознательного…………………………………….10
2.2. Бессознательное в психике человека…………………………..12
2.3. Неосознаваемые психические процессы. Их классификация…14
2.4. Соотношение сознания и неосознаваемых психических
Процессов………………………………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..30
1) Представление бессознательного как самого психического начала, которое живет в душе человека отдельно, обособлено и постоянно враждует с сознательным;
2) Преувеличенная роль бессознательного вообще и сексуальных влечений в частности. Ошибка Фрейда заключается не в постановке проблем, а в способе их решения;
3) Научная несостоятельность фрейдизма проявляется в принижении роли разума и биологизации социальных явлений. Согласно учению Фрейда вытекает то, что слепые инстинкты и примитивные влечения стоят впереди логики, идеалов и разума. Влечение, а не внешние воздействия являются подлинными двигателями индивидуального и социального прогресса; они – ведущие стимулы деятельности, подчиненной принципу наслаждения.
Тем не менее, концепция данного автора оказала огромное, решающее влияние на раскрытие и развитие в истории рассматриваемой проблемы, проблемы бессознательного и ее роли в структуре психики человека.
«Надсознательные» процессы.
Третий
класс неосознаваемых процессов
образуют «надсознательные» процессы.
К этой категории относятся процессы
образования некоего
Это уже не просто взгляд на решение какой-то проблемы, это качественно новый взгляд, который может изменить всю нашу жизнь.
Таким образом, то, что вошло в наше сознание, является действительно интегральным продуктом, хотя у нас не осталось четкого представления, почему мы пришли к такому решению проблемы. Мы знаем только то, о чем мы думали или переживали в каждый конкретный момент или определенный промежуток времени. Сам же процесс выработки решения для нас самих остался неосознаваемым. В повседневной жизни подобные явления часто называют интуицией, т. е. способом принятия решения путем анализа на уровне, находящемся вне контроля сознания. [3, с.159]
Каковы основные характеристики данного процесса? Во-первых, субъект не знает того конечного решения или итога, к которому приведет надсознательпый процесс. В отличие от надсознательных процессов сознательные, или контролируемые субъектом, процессы характеризуются наличием четкой цели, к которой должны привести выполняемые нами действия. Во-вторых, мы не знаем, в какой момент надсознательные процессы прекращаются, потому что они, как правило, завершаются внезапно, неожиданно для нас. Сознательные действия, наоборот, предполагают контроль за приближением к конечной цели и знание момента, в который они должны быть прекращены. [3, с.160]
Таким
образом, сознательные и надсознательные
процессы постоянно соседствуют друг
с другом. Очень часто мы действуем под
давлением мнения своих родителей, друзей,
жизненных условий и т. п., но не отдаем
себе в этом отчета. Таким образом, наш
выбор, или, точнее, процесс, определивший
наше решение, не всегда осознается нами.
Поэтому неосознаваемые процессы играют
весьма значимую роль в жизни людей.
2.4. Соотношение сознания и неосознаваемых психических процессов
Если схематично
представить соотношение
Внизу будут располагаться неосознаваемые механизмы сознательных действий (I). По своей сути это технические исполнители сознательных актов. Большинство из них образовалось в результате передачи функций сознания на неосознаваемые уровни.
На уровне сознания можно поместить неосознаваемые побудители сознательных действий (II). Они, вероятно, имеют для человека такое же значение, как и сознательные побудители, но в отличие от последних неосознаваемые побудители сознательных действий вытеснены из сознания, эмоционально заряжены и периодически прорываются в сознание в особой символической форме.
Процессы «надсознания» (III) по праву должны занимать вершину иерархической пирамиды соотношения психических процессов. Они развертываются в форме работы сознания, длительной и напряженной. Результатом ее является некий интегральный итог, который возвращается в сознание в виде новой творческой идеи, нового отношения или чувства.
Неосознаваемое в различных формах проявляется в сознании: иллюзии восприятия, ошибки установки, фрейдовские феномены, интегральный результат надсознательных процессов. Сведения о неосознаваемых процессах можно получить при анализе динамики формирования навыков, а также при изучении информации, получаемой исследователем от разнообразных физиологических индикаторов.
Следовательно, при изучении неосознаваемых процессов мы оперируем теми же исходными данными: фактами сознания, поведения и физиологическими процессами. Их комплексное использование позволяет психологу изучать явления, которые относятся к сфере «бессознательного».
Таким
образом, нельзя описать психику простым
делением процессов на «сознательное»
и «бессознательное». Психика человека
чрезвычайно сложна и включает в себя
не только сознание, но и процессы, которые
не контролируются субъектом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа “Бессознательное в структуре психики человека” включает в свое содержание две главы. В них рассматриваются теоретические аспекты изучения сознания и бессознательного. В ходе их исследования отдельно рассматриваются основные компоненты, составляющие содержание понятия сознания и бессознания. Дается определение и характеристика сознания и бессознания, производится экскурс в историю, где рассматривается возникновение и развитие исследуемого понятия, его структура, составляющие элементы, а также бессознательные проявления в психике человека.
Итак, сознание - это высшая форма отражения действительного мира, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
Сознание
человека как высшая форма развития
психики имеет следующие
Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности. Таким образом, сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.
Бессознательное - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Бессознательное включает психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. Оставаясь психическим, бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результата. В область бессознательного входят:
К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т.д.
Выделяют несколько основных классов проявлений бессознательного: неосознаваемые механизмы сознательных действий, неосознаваемые побудители сознательных действий, «надсознательные» процессы.
Проблема бессознательного продолжает разрабатываться в русле различных психологических школ. Развитие представлений о природе бессознательного, специфике его проявлений, механизмах и функциях в регуляции поведения человека является необходимым условием создания целостной объективной картины психической жизни личности.
Образующие
эту работу разделы, хотя и освещают
разные стороны рассматриваемой проблемы,
подчинены единому замыслу и ориентированы
на раскрытие различных сторон элементов
сознания и бессознания как целостной
системы.
Информация о работе Бессознательное в структуре психики человека