Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:05, курсовая работа
Конфликты — одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют, независимо от пола и возраста. Использование обыденных знаний порой недостаточно, чтобы разрешить возникший конфликт с минимальными потерями для конфликтующих сторон. Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное.
Введение 3
1. Причины, виды и способы предупреждения внутриличностных конфликтов 6
1.1. Виды внутриличностных конфликтов. 6
1.2. Причины внутриличностного конфликта 9
1.3. Способы и условия предупреждения внутриличностных конфликтов 13
2. Межличностные конфликты 19
3. Исследование субъективных причин конфликтных ситуаций 22
Заключение 28
Список литературы 31
Приложение 1 33
Приложение 2 38
Соблюдайте
этические нормы
и правила общения.
Это поможет вам избежать множества конфликтов как в отношениях с другими людьми, так и внутриличностных. Стремитесь к нравственному самовоспитанию и самоутверждению. Нравственно зрелый человек, утверждающий своим поведением высокие этические нормы, никогда не окажется в ситуации, за которую ему придется переживать, испытывать чувство вины и угрызения совести.
Как видно из названия, межличностный конфликт — это конфликт, который возникает между двумя и более индивидуумами. Причины возникновения данного конфликта можно поделить на объективные, субъективные и иррациональные. Объективные причины проявляют себя как действительные события или реальные ситуации, вызвавшие противоречия. Это может быть конфликт интересов, т.е. противоборство, основанное на столкновении интересов различных субъектов. Он может проявляться как в желании захватить новые позиции, так и сохранить уже имеющиеся. Конечно, человеческие претензии — понятие субъективное, но предмет претензий обычно реален. Иная ситуация возникает при конфликте ценностей, здесь предметом конфликта являются иные представления человека относительно целей и норм своего поведении. Задача этого противоборства—переубедить оппонента, отстоять свою правоту либо разобраться в проблеме и прийти к соглашению. Еще один вид межличностного конфликта — это конфликт ролевого ожидания, или еще одно название этого явления — концепция деривации, а именно состояние, для которого характерно явное расхождение между ожиданиями людей и возможностями их удовлетворения. Это глобальная причина семейных конфликтов, супруги не оправдывают ожиданий друг друга, при этом роль супруга или супруги входит в противоречие с другими ролевыми проявлениями индивида: профессиональными, товарищескими, сыновними и т.д.
Индивидуальная окраска, степень напряженности и методы борьбы зависят от субъективных причин, от личностных особенностей людей, вовлеченных в конфликтную ситуацию. Личность— это совокупность природных и приобретенных в течение жизни качеств индивида. К конфликтным качествам можно отнести недисциплинированность, наглость, завышенный уровень притязаний, самооценки, обидчивость и др.
А.Л. Журавлев выделяет два типа личности:
можно выделить три основных психологических типа участников конфликта:
Большое значение в ходе конфликта имеет национальная, культурная принадлежность индивида: это определяет реакции человека на какое-либо действие, и они подчас противоположны для людей разных этнических групп.
Так называемый иррациональный фактор проявляется в большинстве своем, когда речь идет о невротических реакциях и поступках, которым нет разумного объяснения, например совершенных в состоянии аффекта.
На количество и остроту межличностных конфликтов влияет социальная среда, в которой проживает индивид. Неблагоприятные факторы, такие как низкий уровень жизни, бытовая неустроенность, отсутствие возможности к самореализации и тем более экстремальные ситуации (землетрясение, экономические кризисы), провоцируют заметное возрастание конфликтных ситуаций в среде граждан.
В
большинстве случаев конфликт приводит
к неожиданным последствиям (снижение
производительности труда, внутренний
дискомфорт, нарушение сложившихся форм
общения, эталонов поведения), но здесь
есть и конструктивная функциональная
составляющая: межличностный конфликт
способствует мобилизации усилий индивида
или группы для преодоления критических
ситуаций, усилению сплоченности в коллективе,
развитию антиконформистских качеств
и расширению значения и опыта социального
индивида.
Так как полное исследование субъективных факторов в возникновении конфликтных ситуаций на данное время является затруднительным, то исходя из этого, мы исследовали один из факторов субъективного влияния на возникновение конфликта, как частичное подтверждение значимости субъективного отношения к ситуации.
Любой конфликт, независимо от причин его возникновения, является ситуацией повышенной опасности для сложившихся представлений человека о себе, а также для его «идеального Я»
Неадекватность представлений человека о себе, выражающаяся в идеализации себя или, наоборот, в недооценке своих реальных возможностей искажает восприятие конфликтной ситуации оппонентов и собственного поведения в конфликте.
Задачи исследования:
1) установить
наличие взаимосвязи между
2) выяснить,
как влияет самооценка на
Ознакомившись с работами Ф.М. Бородкина и Н.М. Каряка, Н.В.Гришиной, И.С.Кона, К.К.Платонова и Г.Г. Голубева, М.М. Рыбаковой, Х. Корнелиуса, Ш.Фейра, А.В. Петровского и Г.М.Андреевой, мы выдвинули следующие гипотезы:
Объект исследования представляет собой выборку общей численностью 30 человек (18 женщин и 12 мужчин), возрастной критерий которых от 20 до 74 лет.
Для исследования мы использовали следующие методы:
Методика «Самооценка» - опирается на то, что каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества они более всего ценят в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Это задание выполняется в два этапа и выявляет уровень самооценки личности, дающий нам возможность связать его с особенностями реагирования в конфликте. (Приложение 1)
Тест «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» (методика Томаса) - предлагаемый тест имеет целью определить характерную для человека тактику поведения в конфликтных ситуациях. Он состоит из 30 пунктов, в каждом из которых имеется два суждения, обозначенные буквами А и Б, сравнивая указанные в пункте два суждения, каждый раз тестируемому необходимо выбирать из них то, которое является более типичным для его поведения. Сравнивая с результаты, полученные при исследовании самооценки с результатами, полученными после проведения методики Томаса, мы выявляем связь уровня самооценки со способами реагирования в конфликте, а также частично подтверждаем значимость субъективного отношения к конфликтной ситуации.
Результаты исследования:
Методика «Самооценка»:
Респонденты с завышенной самооценкой - 10 человек
Респонденты с адекватной самооценкой - 12 человек
Респонденты с заниженной самооценкой - 8 человек
Наша гипотеза относительно людей с адекватной самооценкой подтвердилась: 12 испытуемых, исходя из полученных данных по методике «Исследования особенностей реагирования в конфликтной ситуации» (Томаса) выбрали компромисс и сотрудничество. (Рисунок 1.)
В ходе проделанной нами работы установлено, что испытуемые с заниженной самооценкой (8 человек), прибегают чаще всего к компромиссу и избеганию конфликта.
Признание собственных недостатков служит не стартовой площадкой для их преодоления, а средством самооправдания, отказа от действий (избегание конфликта). Мы определили, что большинство испытуемых с заниженной самооценкой не прибегают к приспособлению в сложившейся конфликтной ситуации вопреки нашей гипотезе.
Респонденты
с высокой самооценкой (10 человек),
проявили склонность к компромиссу
и приспособлению. Это расхождение
с гипотезой может объясняться
тем, что жертвование своими интересами
может сохранить собственные
завышенные представления о себе
и о своем «идеальном Я», т.е. любое
предоставление фактов, указывающее на
правоту мнения оппонента вызывающее
малейшее сомнение в превосходстве собственного
«Я» «автоматически» отталкивается, что
может проявляется резким нежеланием
продолжать разговор и быстрым согласием
с правотой оппонента. При этом присутствует
обязательное условие - сохранение собственного
мнения.
Завышенная
самооценка
Адекватная
самооценка
Заниженная
самооценка
Рисунок
1 - Показатели тактики поведения
в конфликте при различных уровнях самооценки
В результате проведенного исследования мы выявили, что влияние такого субъективного фактора как самооценка тонко прослеживается в тактике поведения в конфликтной ситуации, что свидетельствует о той роли, которую играет субъективная сторона личности в отношениях с другими людьми. И здесь прослеживается не только зависимость, но и возможность изменения. Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих (сверстников, сотрудников по работе, преподавателей, родных и т. д.). Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки всех этих людей. Особенно важно помочь человеку поднять неадекватно заниженную самооценку, помочь поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность. То есть, изменяя самооценку с неоптимальной на оптимальную, мы можем тем самым изменять тактику поведения этого человека в конфликтной ситуации. А если принимать и это, то следует отметить и то, что гибкость внутренних установок (шаблонов) на конфликт может быть увеличена за счет приобретения нового знания или опыта (как способа реагирования) по поведению в конфликтной ситуации.
На
основании всего
Индивид является саморазвивающейся системой стремящейся к познанию и накоплению опыта. Люди способны видоизменять или заменять свои шаблоны (стереотипы мышления) конфликтного поведения, событий и собственной личности. В этой способности заключена возможность свободы: поведение человека свободно постольку, поскольку его шаблоны гибки и проницаемы, для того, чтобы допустить новые способы реагирования на события и их интерпретацию.
Немаловажная
роль здесь отводится получению
большего объема знаний о конфликтах
и способах их разрешения, чтобы
развивать способность и
Информация о работе Bсследование психологических причин межличностных и внутриличностных конфликтов