Bсследование психологических причин межличностных и внутриличностных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:05, курсовая работа

Описание

Конфликты — одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют, независимо от пола и возраста. Использование обыденных знаний порой недостаточно, чтобы разрешить возникший конфликт с минимальными потерями для конфликтующих сторон. Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное.

Содержание

Введение 3
1. Причины, виды и способы предупреждения внутриличностных конфликтов 6
1.1. Виды внутриличностных конфликтов. 6
1.2. Причины внутриличностного конфликта 9
1.3. Способы и условия предупреждения внутриличностных конфликтов 13
2. Межличностные конфликты 19
3. Исследование субъективных причин конфликтных ситуаций 22
Заключение 28
Список литературы 31
Приложение 1 33
Приложение 2 38

Работа состоит из  1 файл

курсовой проект.doc

— 205.50 Кб (Скачать документ)

     На  мой взгляд, немаловажным будет создание активных тренинг групп (Т-группы), с  постоянным набором желающих, где  происходило бы обучение людей навыкам  конструктивного межличностного общения, развитие таких коммуникативных умений, как описание поведения другого, коммуникация чувств (способность к адекватной передаче сообщений о своих внутренних состояниях), активное слушание, конфронтация, позволяющая людям глубже исследовать свое поведение и эффективно изменять его.

     В немалой степени успехи обучающих  программ, особенно тренинговых, связанны с тем, что личность, приходящая в  эти группы, уже ориентирована  на собственное изменение и на принятие нового.

     Включение в школьную образовательную базу программ обучающих конструктивному разрешению конфликтов является, на мой взгляд, важным элементом в развитии и совершенствовании навыков поведения в конфликтных ситуациях и способах их разрешения. Ведь такие варианты обучающих программ, как:

     Кооперативные навыки, предполагающие совместные действия, движение, смех. Например, групповая пантомима изображающая различные ситуации, такие как катание на коньках, остановка трамвая и т.д.

     Коммуникация  – упражнения или игры направленные на понимание того, что такое коммуникация или каковы причины неэффективной коммуникации, например совместное рассказывание историй (один начинает, другой продолжает и т.д.)

     Творческое  разрешение конфликтов – сценки, разыгрывающие  конфликт, кукольный театр, ролевые  игры и т.д.

     Разделение  чувств – общий круг, в котором каждый может высказаться, если он этого хочет, и каждый может быть услышан, игры на доверие и т.д.

     Все они указывают на широкие возможности  их использования в школьном возрасте. Выстроенные с учетом особенностей нашей системы образования они нашли бы своих приверженцев и среди педагогов, и среди учеников.

     Все это создало бы, на мой взгляд, благоприятную почву для развития гармоничной, устойчивой к конфликтам личности в совокупности со способностью конструктивного взаимодействия и  как следствие безграничной возможностью к изменению и развитию.  

Заключение

 

     Конфликт  относится к критическим жизненным  ситуациям, которые представляют собой  эмоционально переживаемые человеком  жизненные обстоятельства, образующие в восприятии человека сложную психологическую проблему, требующую своего разрешения.  

     Для современных подходов характерно признание  объективно-субъективной природы конфликтов, которая предполагает не только наличие  «объективных» условий возникновения  конфликта, но и субъективной оценки ситуации, такого ее восприятия, которое создает для субъекта необходимость реагирования в виде выбора соответствующей стратегии конфликтного взаимодействия (или ухода от него). Восприятие ситуаций представляет собой процесс, в котором на основе категоризации и интерпретации индивид  создает «когнитивные соответствия» этих  ситуаций. При этом  «ситуационные модели» по результатам  исследований скорее являются «личностно-окрашенными» образами «человека в ситуации», чем самой этой  ситуации.

     В соответствии с теоремой Томаса, «если ситуации определяются как реальные, они становятся реальными по своим последствиям». Следствием определения ситуации становится поведение, которое человек строит в соответствии со своим «определением», и эти субъективные представления о ситуации оказывают на него зачастую более сильное влияние, чем объективные характеристики.

     Человек не просто реагирует на ту или иную ситуацию, но «определяет» ее, одновременно «определяя» себя в этой ситуации, и тем самым он фактически сам  создает, «конструирует» тот социальный мир, в котором живет.

Приложение  теоремы Томаса к конфликтам означает, что если человек определяет ситуацию как конфликтную, она становится конфликтом, так как в своих  действиях в данной ситуации он основывается на этом определении, развивая конфликтное взаимодействие, выбирая соответствующие стратегии поведения, оценивая действия партнера и т.д.

     Принципиальное  значение в возникновении конфликта  имеет то, будет ли актуальная ситуация восприниматься как конфликтная  и произойдет ли после определения ситуации как конфликтной переход к конфликтному взаимодействию. Решающим фактором в оценке ситуации как конфликтной является, по мнению специалистов, воспринимаемая противоречивость – несовместимость целей, действий, мотивов. «Естественное» категориальное значение «простых людей» опирается на признаки, созвучные научным представлениям. Определение ситуации опирается на саму «определяемую» ситуацию, а также на существующие у субъекта когнитивные репрезентации ситуаций разного типа. Определение ситуации детерминировано как внешней реальностью, так и внутренним субъективным миром человека, однако сила влияния этих двух источников может различаться в разных ситуациях. Чем более определенной является внешняя ситуация, тем более однотипные реакции она вызывает. Чем менее определенной является внешняя ситуация, тем в большей степени в ее восприятии проявляются индивидуальные особенности участников. В качестве объективных факторов, определяющих восприятие ситуации, выступают особенности самой этой ситуации. Ситуация за счет своих собственных характеристик может соответствовать общим представлениям о конфликтах и, следовательно, определяться как конфликтная большим числом людей.

     Принадлежность  человека к определенному социальному, культурному, профессиональному слою оказывает влияние на типичные стрессовые и конфликтные ситуации, с которыми он сталкивается. «Субъективное» в определении ситуации как конфликтной связано с индивидуальной склонностью человека к преимущественной оценке ситуаций в тех или иных понятиях, что подчеркивается проведенным нами исследованием. Восприятие ситуаций испытывает на себе влияние факторов возраста и пола. Влияние индивидуально-психологических особенностей человека на восприятие ситуаций считается безусловным, но их конкретное содержание остается не вполне ясным.

     Люди  отличаются друг от друга по степени  проявления последовательности их личностных проявлений в различных социальных ситуациях. Ситуации различаются в  зависимости от степени свободы  индивидуальных различий в поведении, допускаемой этими ситуациями.

     Подчеркивание потенциальных позитивных возможностей конфликта не должно заставить нас  забыть о его вероятной деструктивной  роли в жизни личности. Можно считать  общепризнанным представление не только о позитивном значении эффективного разрешения и преодоления личностью возникающих внутриличностных кризисов, конфликтов, противоречий, но и о негативном, а то и разрушительном влиянии, которое может иметь для развития здоровой личности их непреодоление. Мы можем оценивать выход человека из конфликта или кризиса как продуктивный, если в результате он действительно «освобождается» от породившей его проблемы таким образом, что переживание делает его более зрелым, психологически адекватным и интегрированным.

     Ф. Василюк отмечает, что эмоциональное переживание кризисной ситуации, каким бы сильным оно не было, само по себе не ведет к ее преодолению. Точно так же анализ ситуации, ее обдумывание приводит лишь к ее лучшему осознанию. Подлинная же проблема состоит в созидании нового смысла, в «смыслопорождении», «смыслостроительстве», когда результатом внутренней работы личности по преодолению, проживанию критических жизненных ситуаций становятся изменения в ее внутреннем субъективном мире – обретение нового смысла, новое ценностное отношение, восстановление душевного равновесия и т.д.

Список  литературы

 
 
  1. Бютнер  К. «Жить с агрессивными детьми». М., 1991г.
  2. Василюк Ф.Е. «Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций». Психологический журнал, 1995г.
  3. Василюк Ф.Е. «Психология переживания». М., 1984г.
  4. Ворожейкин И.Е.,  Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: учеб. – М.: ИНФРА – М, 2001-224с.  
  5. Гришина Н.В. «Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов». Л., 1978г.
  6. Гришина Н.В., «Психология конфликта», СПб., 2004г.
  7. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций.- М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2000-320 с.
  8. Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. «Психологический практикум. Межличностные отношения». С.Пб., 1996г.
  9. Драгунова Т.В. «Проблема конфликта в подростковом возрасте» // Вопросы психологии, 1972г. №2
  10. Игнатьева А.А., Степанов Е.И. «Как урегулировать конфликты в организации: советы зарубежных конфликтологов отечественным менеджерам». Журнал «Прикладная психология», № 4. М., 1998г.
  11. Китаев-Смык Л. А. «Психология стресса» М., 1983г.
  12. Козлов А.С. «Процедурная помощь в разрешении конфликтов». Журнал «Прикладная психология», № 4. М., 1998г.
  13. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. «Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности», 1990г.
  14. Конфликтология: учеб. для вузов /В.П. Ратников, В.Ф. Голубь, Г.С. Лукашова и др.; Под ред. проф В.П. Ратникова. – М .: ЮНИТИ – ДАНА, 2001-512 с.
  15. Левкович В.П., Зуськова О.Э. «Социально-психологический подход к   изучению супружеских конфликтов», психологический журнал №3 1985г.
  16. Ломов Б.Ф. «Методологические и теоретические проблемы психологии». М., 1984г.
  17. Майерс Д. «Социальная психология». С.Пб., 1997г.
  18. Макаренко А.С. «О взрыве» // сборник соч. Т.5., 1958г.
  19. Минухин Ф., Фишман Ч., «Техники семейной терапии». М., 1998г.
  20. Мишина Т.М. «Психологическое исследование супружеских отношений при неврозах». Л., 1978г.
  21. Мэй Р. «Искусство психологического консультирования», М., 1994г.
  22. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. - под общ. ред. «Психология. Словарь». М., 1990г.
  23. Реан А.А., Коломинский Я. Л. «Социальная педагогическая психология». С.Пб., 1998г.
  24. Сидоренко Е.В. «Опыты реориентированного тренинга». С.Пб., 1995г.
  25. Скотт Д. «Конфликты. Пути их преодоления». Киев - 1991г.
  26. Сонин  В.А. «Словарь персоналий. Психологи от А до Я». М.,  1997г.
  27. Тащева А.И. «Атрибутивные процессы в супружеских конфликтах». М., 1987г.
  28. Фишер Р., Юри У. «Путь к согласию или переговоры без поражения». М., 1992г.
  29. Хорни К. «Невротическая личность нашего времени». Самоанализ. М., 1993г.
  30. Шейнов В.П.  «Конфликты в нашей жизни и их разрешение». Минск - 1997г.
  31. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. «Психология и психотерапия семьи», С.Пб., 1999г.

Приложение 1

Тест  «Самооценка» 

Инструкция: Каждый человек имеет определенные представления  об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у  вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа. 

Этап 1 

Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV.

Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их – каждый решает сам.

Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств – и так до самого конца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств.

Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования, приводим толкование этих качеств:

Межличностные отношения, общение. 

Вежливость –  соблюдение правил приличия, учтивость.

Заботливость  – мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход.

Искренность –  выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность.

Коллективизм  – способность поддерживать общую  работу, общие интересы, коллективное начало.

Отзывчивость  – готовность отозваться на чужие  нужды.

Радушие – сердечное, ласковое отношение, соединенное с  гостеприимством, с готовностью  чем-нибудь услужить.

Сочувствие –  отзывчивое, участливое отношение к  переживаниям, несчастью людей.

Тактичность –  чувство меры, создающее умение вести  себя в обществе, не задевать достоинства людей.

Терпимость –  умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам,

Чуткость –  отзывчивость, сочувствие, способность  легко понимать людей.

Доброжелательность  – желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.

Приветливость – способность выражать чувство  личной приязни.

Обаятельность – способность очаровывать, притягивать  к себе.

Общительность – способность легко входить  в общение.

Обязательность  – верность слову, долгу, обещанию.

Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия.

Откровенность – открытость, доступность для  людей.

Справедливость  – объективная оценка людей в  соответствии с истиной.

Совместимость – умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач.

Требовательность  – строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга. 

II. Поведение. 

Активность –  проявление заинтересованного отношения  к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия.

Гордость –  чувство собственного достоинства.

Добродушие –  мягкость характера, расположение к  людям.

Порядочность  – честность, неспособность совершать  подлые и антиобщественные поступки.

Смелость –  способность принимать и осуществлять свои решения без страха.

Твердость –  умение настоять на своем, не поддаваться  давлению, непоколебимость, устойчивость.

Уверенность –  вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.

Честность –  прямота, искренность в отношениях и поступках.

Энергичность  – решительность, активность поступков и действий.

Энтузиазм –  сильное воодушевление, душевный подъем.

Добросовестность  – честное выполнение своих обязанностей.

Инициативность  – стремление к новым формам деятельности.

Интеллигентность  – высокая культура, образованность, эрудиция.

Настойчивость – упорство в достижении целей.

Решительность – непреклонность, твердость в  поступках, способность быстро принимать  решения, преодолевая внутренние колебания.

Принципиальность  – умение придерживаться твердых  принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.

Информация о работе Bсследование психологических причин межличностных и внутриличностных конфликтов