Что такое психотерапия?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 09:32, реферат

Описание

Психотерапия решает проблемы связанные не только с нарушенными функциями человеческого организма, но и с различными проблемными ситуациями - межличностные отношения, профессиональные проблемы, экзистенциальные проблемы, так называемые проблемы «личностного роста».

Работа состоит из  1 файл

Психотерапия.doc

— 381.00 Кб (Скачать документ)

Что такое  психотерапия? 

Человеческие  психика и душа - самые интересные, сложные и загадочные явления  вселенной. Распознать их глубину нам  поможет 

 Психотерапия решает проблемы связанные не только с нарушенными функциями человеческого организма, но и с различными проблемными ситуациями - межличностные отношения, профессиональные проблемы, экзистенциальные проблемы, так называемые проблемы «личностного роста». Консультирование и

В психотерапии занимаются семьей, группой, работают с обществом в  целом.

Если  исходить из классического определения, то психотерапия - это система лечебного воздействия на психику, а через психику на весь организм человека. Это метод лечения, особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациенту оказывается профессиональная помощь психологическими средствами, с возможным назначением лекарственных препаратов.

Психотерапия  находится на стыке медицины, психологии, психиатрии, педагогики, социальных наук и клинической психофармакологии. Психотерапия, по сути объединяет все  эти дисциплины. Поэтому очень часто специальность психотерапевта путают с психологом, педагогом, парапсихологом, народным целителем и т.д.

Психотерапия, как научная дисциплина зародилась 200 лет назад, во времена исследования электричества, магнетизма и так  называемого гипнотизма. Именно из понятий "животный магнетизм" и "гипнотизм", в конце 19 века выделили гипноз. По сути, гипноз - это историческая основа психотерапии. На основе исследования гипноза Фрейдом, в начале 20 века, были выявлены основные принципы психоанализа и зародилось психодинамическое направление современной психотерапии. Позднее ( 30- 50 годы прошлого столетия), выделились в самостоятельные направления поведенческая и экзистенциально-гуманистическия психотерапия. С середины прошлого века в психотерапию пришла клиническая психофармакология.

Существует  бесчисленное количество методов и  техник психотерапии, которые укладываются в рамки этих трёх направлений (психодинамического, поведенческого и экзистенциально-гуманистического).

Основная  задача психоанализа - осознать конфликт между сознанием и подсознательными влечениями и импульсами. Конфликт возникает, когда у человека появляются два устремления жизненного характера, которые противоречат друг другу и настойчиво требуют разрешения. Расстройство, связанное со стрессом или внешней ситуацией называется неврозом. Невроз с точки зрения психоанализа возникает, когда первичные влечения человека вытесняются в подсознание.

Поведенческий подход рассматривает невроз как заученное неадаптивное поведение, основная задача - обучение новым адаптивным (приспособительным) способам поведения.

Экзистенциально-гуманистическое направление считает, что невроз - это следствие блокирования потребности в самоакуализации. Самоактуализация - это развитие способностей человека, когда удовлетворены его базовые потребности. К базовым потребностям относятся:

  • физиологические (питьё, еда, сон, и т.д.);
  • потребность в безопасности (обеспеченность, стабильность, порядок);
  • потребность в любви и принадлежности (семья, дружба);
  • потребность в уважении (самоуважение, признание).

Психотерапией имеет право заниматься врач-психотерапевт, имеющий базовое медицинское  образование и прошедший специализацию  по психиатрии и психотерапии. Врач-психотерапевт  хранит врачебную тайну, соблюдает  этику и деонтологию взаимодействия.

На сегодняшний  день, к психотерапевту обращаются с самым широким спектром проблем - от проблем в общении (социальная фобия), любви,конфликтов в семейных отношениях - до выраженных психосоматических нарушений.

Психотерапия  показана при таких расстройствах как неврастения, тревожные расстройства и фобии, депрессия и психосоматические нарушения. 

Кому  нужна психотерапия? Психотерапия необходима пациентам с неврозами, с психогенной депрессией, фобиями, алкоголизмом, психосоматическими заболеваниями, людям, имеющим психологические проблемы в семейно-сексуальной и в других областях жизни (подробнее смотрите соответствующие разделы). 

Противопоказаний  для проведения психотерапии немного. Это, в основном, тяжелые психические  заболевания, сопровождающиеся нарушением сознания, бредом, галлюцинациями, выраженным слабоумием. У людей с такими заболеваниями, как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, другие психозы в остром периоде психотерапия может не только не оказать помощи, но и принести вред.  

Основные  задачи психотерапии 
1Самопознание. В процессе лечения пациент узнает больше о себе, лучше осознает свои мысли, чувства, мотивы своих поступков. Человек с психологическими проблемами похож на заблудившегося в лесу. Заблудился он сам, он сам шел не в том направлении, но он не знает – как он шел, и он не хотел придти туда, куда пришел. Чем лучше человек узнает себя, тем лучше он понимает - что он сделал не так, как попал в эту ситуацию и соответственно – что надо сделать, чтобы получалось так, как хочется. Чем лучше человек узнает себя, тем более полноправным хозяином себя он становится. 
2 Отреагирование «негативных» эмоций. Многие люди, а в особенности, страдающие неврозами и психосоматическими заболеваниями, стремятся держать свои «негативные» эмоции внутри. В результате они накапливаются, не находя выхода наружу, обращаются внутрь, «разъедая» самого пациента. Во время психотерапии пациент имеет возможность осознать и отреагировать свои «негативные» эмоции. 
3 Обучение новому поведению. Во время проведения психотерапии пациент может «поставить эксперимент», попробовать новые формы поведения, которые в жизни не рисковал применять. «Поставив эксперимент» в «лабораторных условиях» во время психотерапии, человек может оказаться довольным или недовольным его результатами, и взять или не взять новое поведение с собой в жизнь. В любом случае, пробовать новое поведение во время психотерапии значительно безопаснее, чем в жизни.  

Существует  несколько сот методов психотерапии, что свидетельствует о том, что  среди них нет ни одного универсального, который подходил бы всем пациентам. 
1 Гипноз. Во время проведения сеанса гипноза психотерапевт, используя определенные техники, «усыпляет» пациента, при этом слова гипнотизера остаются услышанными подсознанием больного. В этих словах, как правило, заключается лечебное внушение. В состоянии гипнотического транса человек воспринимает эти внушения без критики, в то время как в бодрствующем состоянии мог бы их отвергнуть.  
2 Аутогенная тренировка. Психотерапевт на сеансах обучает пациента расслаблять мышцы своего тела и самому входить в трансовое состояние. В проведении этого метода большое значение имеет самостоятельная работа пациента. Когда больной научится расслабляться и погружаться в транс самостоятельно, он получает возможность внушать себе в этом состоянии желаемое. 
3 Психоанализ. В упрощенном виде теория психоанализа говорит о том, что корни неврозов в нашем детстве. В детстве ребенку многое, а в особенности сексуальные проявления, запрещались. То, что человеку запрещается, уходит, «вытесняется» в подсознание, то есть в обыденной жизни человеком не осознается. Вытесненные мысли, чувства, желания имеют возможность выйти из подсознания во время сна (в зашифрованном виде), либо в таком же зашифрованном виде в форме симптомов невроза. Задача психоаналитика расшифровать симптомы и сновидения больного, вывести из подсознания в сознание вытесненные мысли и желания. 
4 Рациональная психотерапия. Вид лечения, основанный на объяснении пациенту психотерапевтом – каким образом тот попал в психотравмирующую ситуацию, как он «сделал» себе свой невроз какие ошибки он сделал, в чем неправильность его восприятия окружающего. То есть это вид психотерапии, обращенный к разуму пациента, основанный на понимании. 
5 Поведенческая психотерапия. Вид лечения, основанный на постепенном изменении нежелательного поведения. Сначала пациент может сыграть новый способ поведения в кабинете психотерапевта (тем самым опробовав его в лабораторных условиях), а затем взять его с собой в жизнь.  
6 Семейная психотерапия. В этом виде лечения объектом воздействия психотерапевта является не отдельный пациент, а его семья в целом. Теория семейной психотерапии говорит о том, что все члены семьи в равной степени отвечают за происходящее внутри семьи. Проблемы мужа сказываются на жене, проблемы родителей – на детях, и наоборот. Поэтому эффективнее считается работать сразу со всеми. 
7 Арттерапия. Психотерапия, во время которой пациент через рисунок, лепку выражает чувства и мысли, которые он затрудняется выразить словами, а психотерапевт помогает ему в этом процессе. 
8 Гештальт. Согласно теории гештальт – терапии с детства у нас накапливаются незавершенные ситуации, сопровождаемые неотреагированными эмоциями. Эти ситуации лежат внутри нас мертвым грузом, отнимают колоссальную энергию, мешают нам свободно жить. Гештальт помогает пациенту осознать незавершенную ситуацию в целом, закрыть ее, отреагировать эмоции, тем самым, став свободнее, искреннее. 
9 Групповая динамическая психотерапия. Занятия проводятся в группе пациентов. Поскольку группа является микромоделью общества в целом, пациенты в группе повторяют свои отношения с людьми в обществе, зачастую делая ошибки, которые их привели к заболеванию. Психотерапевт, находящийся тут же замечает непродуктивные способы поведения участников, указывает на них членам группы. 
Продолжительность одного занятия и количество необходимых сеансов определяется в зависимости от вида психотерапии (например, психоанализ является очень продолжительным методом лечения, рассчитанным на месяцы и годы) и от заявленных проблем. Так, сложности, возникшие недавно, хорошо осознаваемые пациентом, устраняются быстрее, а проблемы, связанные с личностью, появившееся в детстве требуют продолжительного лечения.

 
 
 
 
 

Психотерапевтический тренинг или психотерапевтическая группа. 

Обычно это мягкий личностный тренинг, направленный на развитие стойкости и решение душевных проблем участников. Психотерапевтические тренинги помогают людям справиться с их болью, неадаптивными привязанностями и проблемами: устранить чувство вины, повышенную тревожность или мнительность, недовольство собой, страхи, неуверенность и так далее.

К психотерапевтическим тренингам относятся тренинги по Арт-терапии, расстановки по Хелингеру, трансперсональная психотерапия, телесная психотерапия, танцевально-двигательная терапия… Смотри Психотерапия

Сравнительно  с психотерапевтической группой - это более активная и более структурированная форма работы, включающая разнообразные, разной сложности упражнения (как правило, все-таки несложные, учитывая контингент). В ходе тренинга его учащиеся выполняют ряд заданий, смысл которых может быть для них непонятен или неочевиден (интенсивно дышат, рисуют, разыгрывают ситуации), но в совокупности проведенные процессы дают желанный результат – изменения психического состояния на более спокойное и радостное.

Что касается приобретения жизненно полезных навыков, то в психотерапевтических тренингах такие задачи обычно не ставятся ни группой, ни участниками. С  другой стороны, естественным образом  некоторые полезные навыки участниками  усваиваются: навык внятно формулировать свои мысли и ощущения, навык открытости, навык видеть в партнере хорошее и говорить об этом.

ОБЩИЕ ЦЕЛИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Учитывая достаточно большое разнообразие психотерапевтических групп (по ориентации, теоретическим принципам и т.п.), их цели тоже могут быть очень разными. Специфические цели групп разных типов будут рассматриваться ниже, а сейчас мы попытаемся определить возможные универсальные цели психотерапевтических групп. 

I.D.Yalom (1985) выделяет  следующие наиболее общие цели групповой психотерапии. 

Выяснение проблем  каждого участника группы и помощь в понимании и изменении своего состояния. 

Постепенное увеличение уровня адекватной социальной адаптации. 

Предоставление  информации о закономерностях межличностных и групповых процессов как основе эффективного и гармоничного общения с другими людьми. 

Поддержка процесса "созревания" личности, проявляющегося в раскрытии ее духовного потенциала. 

H.Mullan и M.Rosenbaum (1978) наиболее общие цели групповой психотерапии характеризуют тремя важнейшими чертами личности клиента, раскрытие и развитие которых должно быть обеспечено в группе. 

Принятие индивидуальной ответственности за свой жизненный  выбор и риск. 

Принятие на себя ответственности за других (группа); по окончании группы она преобразовывается в социальную и культурную ответственность. 

Осознание самого себя и своих отношений с другими. 

Для характеристики целей групповой психотерапии, ориентированной  на самопознание участников, A.Fenster (1993) использовал так называемое окно Johari (J.Luft, 1970) (рис. 1). Оно довольно широко распространено в описаниях действенности групповых процессов. 

В том, что отдельный  участник группы рассказывает о себе, есть вещи, которые одинаково хорошо знают и он сам, и другие участники группы. Это "Я известный". Есть вещи, которые он знает о себе, а другие - нет. Это "Я скрытый". Однако бывают вещи, которые о человеке знают другие, а он сам не знает. Это его "белые пятна". Наконец, есть вещи, которых о человеке не знают ни он сам, ни другие участники группы. Это "Я неизвестный". 

  То, что я   
знаю о себе 
То, что я   
не знаю о себе 
Г   
Р 
То, что  другие   
знают обо мне 
Я известный  Белые пятна  У   
П 
То, что  другие   
не знают обо мне 
Я скрытый  Я неизвестный  П   
А 
  Я     

Рис. 1. Окно Johari 

По словам A.Fenster (1993), цель групповой психотерапии заключается  в том, чтобы расширить границы "Известного Я" за счет областей "Я  скрытого", "белых пятен" и "Я  неизвестного". 

Информация о работе Что такое психотерапия?