Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 09:32, реферат
Психотерапия решает проблемы связанные не только с нарушенными функциями человеческого организма, но и с различными проблемными ситуациями - межличностные отношения, профессиональные проблемы, экзистенциальные проблемы, так называемые проблемы «личностного роста».
Что такое
психотерапия?
Человеческие психика и душа - самые интересные, сложные и загадочные явления вселенной. Распознать их глубину нам поможет
Психотерапия решает проблемы связанные не только с нарушенными функциями человеческого организма, но и с различными проблемными ситуациями - межличностные отношения, профессиональные проблемы, экзистенциальные проблемы, так называемые проблемы «личностного роста». Консультирование и
Если исходить из классического определения, то психотерапия - это система лечебного воздействия на психику, а через психику на весь организм человека. Это метод лечения, особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациенту оказывается профессиональная помощь психологическими средствами, с возможным назначением лекарственных препаратов.
Психотерапия
находится на стыке медицины, психологии,
психиатрии, педагогики, социальных наук
и клинической
Психотерапия,
как научная дисциплина зародилась
200 лет назад, во времена исследования
электричества, магнетизма и так
называемого гипнотизма. Именно из понятий
"животный магнетизм" и "гипнотизм",
в конце 19 века выделили гипноз. По сути,
гипноз - это историческая основа психотерапии.
На основе исследования гипноза Фрейдом,
в начале 20 века, были выявлены основные
принципы психоанализа и зародилось
психодинамическое направление современной
психотерапии. Позднее ( 30- 50 годы прошлого
столетия), выделились в самостоятельные
направления поведенческая и экзистенциально-
Существует
бесчисленное количество методов и
техник психотерапии, которые укладываются
в рамки этих трёх направлений (психодинамического,
поведенческого и экзистенциально-
Основная задача психоанализа - осознать конфликт между сознанием и подсознательными влечениями и импульсами. Конфликт возникает, когда у человека появляются два устремления жизненного характера, которые противоречат друг другу и настойчиво требуют разрешения. Расстройство, связанное со стрессом или внешней ситуацией называется неврозом. Невроз с точки зрения психоанализа возникает, когда первичные влечения человека вытесняются в подсознание.
Поведенческий подход рассматривает невроз как заученное неадаптивное поведение, основная задача - обучение новым адаптивным (приспособительным) способам поведения.
Экзистенциально-
Психотерапией
имеет право заниматься врач-психотерапевт,
имеющий базовое медицинское
образование и прошедший
На сегодняшний день, к психотерапевту обращаются с самым широким спектром проблем - от проблем в общении (социальная фобия), любви,конфликтов в семейных отношениях - до выраженных психосоматических нарушений.
Психотерапия
показана при таких расстройствах как неврастения, тревожные
расстройства и фобии, депрессия
и психосоматические
нарушения.
Кому
нужна психотерапия? Психотерапия необходима
пациентам с неврозами, с психогенной
депрессией, фобиями, алкоголизмом, психосоматическими
заболеваниями, людям, имеющим психологические
проблемы в семейно-сексуальной и в других
областях жизни (подробнее смотрите соответствующие
разделы).
Противопоказаний
для проведения психотерапии немного.
Это, в основном, тяжелые психические
заболевания, сопровождающиеся нарушением
сознания, бредом, галлюцинациями, выраженным
слабоумием. У людей с такими заболеваниями,
как шизофрения, маниакально-депрессивный
психоз, другие психозы в остром периоде
психотерапия может не только не оказать
помощи, но и принести вред.
Основные
задачи психотерапии
1Самопознание. В процессе лечения пациент
узнает больше о себе, лучше осознает свои
мысли, чувства, мотивы своих поступков.
Человек с психологическими проблемами
похож на заблудившегося в лесу. Заблудился
он сам, он сам шел не в том направлении,
но он не знает – как он шел, и он не хотел
придти туда, куда пришел. Чем лучше человек
узнает себя, тем лучше он понимает - что
он сделал не так, как попал в эту ситуацию
и соответственно – что надо сделать,
чтобы получалось так, как хочется. Чем
лучше человек узнает себя, тем более полноправным
хозяином себя он становится.
2 Отреагирование «негативных» эмоций.
Многие люди, а в особенности, страдающие
неврозами и психосоматическими заболеваниями,
стремятся держать свои «негативные»
эмоции внутри. В результате они накапливаются,
не находя выхода наружу, обращаются внутрь,
«разъедая» самого пациента. Во время
психотерапии пациент имеет возможность
осознать и отреагировать свои «негативные»
эмоции.
3 Обучение новому поведению. Во время
проведения психотерапии пациент может
«поставить эксперимент», попробовать
новые формы поведения, которые в жизни
не рисковал применять. «Поставив эксперимент»
в «лабораторных условиях» во время психотерапии,
человек может оказаться довольным или
недовольным его результатами, и взять
или не взять новое поведение с собой в
жизнь. В любом случае, пробовать новое
поведение во время психотерапии значительно
безопаснее, чем в жизни.
Существует
несколько сот методов
1 Гипноз. Во время проведения сеанса гипноза
психотерапевт, используя определенные
техники, «усыпляет» пациента, при этом
слова гипнотизера остаются услышанными
подсознанием больного. В этих словах,
как правило, заключается лечебное внушение.
В состоянии гипнотического транса человек
воспринимает эти внушения без критики,
в то время как в бодрствующем состоянии
мог бы их отвергнуть.
2 Аутогенная тренировка. Психотерапевт
на сеансах обучает пациента расслаблять
мышцы своего тела и самому входить в трансовое
состояние. В проведении этого метода
большое значение имеет самостоятельная
работа пациента. Когда больной научится
расслабляться и погружаться в транс самостоятельно,
он получает возможность внушать себе
в этом состоянии желаемое.
3 Психоанализ. В упрощенном виде теория
психоанализа говорит о том, что корни
неврозов в нашем детстве. В детстве ребенку
многое, а в особенности сексуальные проявления,
запрещались. То, что человеку запрещается,
уходит, «вытесняется» в подсознание,
то есть в обыденной жизни человеком не
осознается. Вытесненные мысли, чувства,
желания имеют возможность выйти из подсознания
во время сна (в зашифрованном виде), либо
в таком же зашифрованном виде в форме
симптомов невроза. Задача психоаналитика
расшифровать симптомы и сновидения больного,
вывести из подсознания в сознание вытесненные
мысли и желания.
4 Рациональная психотерапия. Вид лечения,
основанный на объяснении пациенту психотерапевтом
– каким образом тот попал в психотравмирующую
ситуацию, как он «сделал» себе свой невроз
какие ошибки он сделал, в чем неправильность
его восприятия окружающего. То есть это
вид психотерапии, обращенный к разуму
пациента, основанный на понимании.
5 Поведенческая психотерапия. Вид лечения,
основанный на постепенном изменении
нежелательного поведения. Сначала пациент
может сыграть новый способ поведения
в кабинете психотерапевта (тем самым
опробовав его в лабораторных условиях),
а затем взять его с собой в жизнь.
6 Семейная психотерапия. В этом виде лечения
объектом воздействия психотерапевта
является не отдельный пациент, а его семья
в целом. Теория семейной психотерапии
говорит о том, что все члены семьи в равной
степени отвечают за происходящее внутри
семьи. Проблемы мужа сказываются на жене,
проблемы родителей – на детях, и наоборот.
Поэтому эффективнее считается работать
сразу со всеми.
7 Арттерапия. Психотерапия, во время которой
пациент через рисунок, лепку выражает
чувства и мысли, которые он затрудняется
выразить словами, а психотерапевт помогает
ему в этом процессе.
8 Гештальт. Согласно теории гештальт –
терапии с детства у нас накапливаются
незавершенные ситуации, сопровождаемые
неотреагированными эмоциями. Эти ситуации
лежат внутри нас мертвым грузом, отнимают
колоссальную энергию, мешают нам свободно
жить. Гештальт помогает пациенту осознать
незавершенную ситуацию в целом, закрыть
ее, отреагировать эмоции, тем самым, став
свободнее, искреннее.
9 Групповая динамическая психотерапия.
Занятия проводятся в группе пациентов.
Поскольку группа является микромоделью
общества в целом, пациенты в группе повторяют
свои отношения с людьми в обществе, зачастую
делая ошибки, которые их привели к заболеванию.
Психотерапевт, находящийся тут же замечает
непродуктивные способы поведения участников,
указывает на них членам группы.
Продолжительность одного занятия и количество
необходимых сеансов определяется в зависимости
от вида психотерапии (например, психоанализ
является очень продолжительным методом
лечения, рассчитанным на месяцы и годы)
и от заявленных проблем. Так, сложности,
возникшие недавно, хорошо осознаваемые
пациентом, устраняются быстрее, а проблемы,
связанные с личностью, появившееся в
детстве требуют продолжительного лечения.
Психотерапевтический
тренинг или психотерапевтическая группа.
Обычно это мягкий личностный тренинг, направленный на развитие стойкости и решение душевных проблем участников. Психотерапевтические тренинги помогают людям справиться с их болью, неадаптивными привязанностями и проблемами: устранить чувство вины, повышенную тревожность или мнительность, недовольство собой, страхи, неуверенность и так далее.
К психотерапевтическим тренингам относятся тренинги по Арт-терапии, расстановки по Хелингеру, трансперсональная психотерапия, телесная психотерапия, танцевально-двигательная терапия… Смотри Психотерапия
Сравнительно с психотерапевтической группой - это более активная и более структурированная форма работы, включающая разнообразные, разной сложности упражнения (как правило, все-таки несложные, учитывая контингент). В ходе тренинга его учащиеся выполняют ряд заданий, смысл которых может быть для них непонятен или неочевиден (интенсивно дышат, рисуют, разыгрывают ситуации), но в совокупности проведенные процессы дают желанный результат – изменения психического состояния на более спокойное и радостное.
Что касается приобретения жизненно полезных навыков, то в психотерапевтических тренингах такие задачи обычно не ставятся ни группой, ни участниками. С другой стороны, естественным образом некоторые полезные навыки участниками усваиваются: навык внятно формулировать свои мысли и ощущения, навык открытости, навык видеть в партнере хорошее и говорить об этом.
ОБЩИЕ ЦЕЛИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
Учитывая достаточно большое разнообразие психотерапевтических групп (по ориентации, теоретическим принципам и т.п.), их цели тоже могут быть очень разными. Специфические цели групп разных типов будут рассматриваться ниже, а сейчас мы попытаемся определить возможные универсальные цели психотерапевтических групп.
I.D.Yalom (1985) выделяет следующие наиболее общие цели групповой психотерапии.
Выяснение проблем каждого участника группы и помощь в понимании и изменении своего состояния.
Постепенное увеличение уровня адекватной социальной адаптации.
Предоставление информации о закономерностях межличностных и групповых процессов как основе эффективного и гармоничного общения с другими людьми.
Поддержка процесса "созревания" личности, проявляющегося в раскрытии ее духовного потенциала.
H.Mullan и M.Rosenbaum (1978) наиболее общие цели групповой психотерапии характеризуют тремя важнейшими чертами личности клиента, раскрытие и развитие которых должно быть обеспечено в группе.
Принятие индивидуальной ответственности за свой жизненный выбор и риск.
Принятие на себя ответственности за других (группа); по окончании группы она преобразовывается в социальную и культурную ответственность.
Осознание самого себя и своих отношений с другими.
Для характеристики целей групповой психотерапии, ориентированной на самопознание участников, A.Fenster (1993) использовал так называемое окно Johari (J.Luft, 1970) (рис. 1). Оно довольно широко распространено в описаниях действенности групповых процессов.
В том, что отдельный участник группы рассказывает о себе, есть вещи, которые одинаково хорошо знают и он сам, и другие участники группы. Это "Я известный". Есть вещи, которые он знает о себе, а другие - нет. Это "Я скрытый". Однако бывают вещи, которые о человеке знают другие, а он сам не знает. Это его "белые пятна". Наконец, есть вещи, которых о человеке не знают ни он сам, ни другие участники группы. Это "Я неизвестный".
То, что я знаю о себе |
То, что я не знаю о себе |
Г Р | |
То, что
другие знают обо мне |
Я известный | Белые пятна | У П |
То, что
другие не знают обо мне |
Я скрытый | Я неизвестный | П А |
Я |
Рис. 1. Окно Johari
По словам A.Fenster (1993), цель групповой психотерапии заключается в том, чтобы расширить границы "Известного Я" за счет областей "Я скрытого", "белых пятен" и "Я неизвестного".