Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 09:32, реферат
Психотерапия решает проблемы связанные не только с нарушенными функциями человеческого организма, но и с различными проблемными ситуациями - межличностные отношения, профессиональные проблемы, экзистенциальные проблемы, так называемые проблемы «личностного роста».
Основное негативное психическое состояние у участников боевых действий отмечается на отдаленных этапах экстремальной ситуации, когда снижается эмоциональная устойчивость, возрастают тревожность, психическое напряжение, появляются посттравматические стрессовые расстройства, такие как:
1.
Упорное повторение
2.
Избегание ситуаций, связанных с
травмой: кажется, что
3.
Постоянная повышенная
В среде участников экстремальных боевых ситуаций долгожданное возвращение к мирной жизни становится более тяжелым событием, чем существование во время операции. В условиях смертельной опасности у людей меняются восприятие мира, чувства, поведение. Выжившие в боевой операции несут в себе систему боевых рефлексов, выработанных в результате столкновения с запредельными опасными стимулами.
У
большинства ветеранов в
С
целью предотвращения и снижения
случаев возникновения
Психиатр имеет дело в основном с пограничными или психотическими состояниями больного и чаще всего использует в своей работе психотропные средства для ликвидации психического расстройства, не мобилизуя внутренние резервные возможности пациента. Психотерапевт-психиатр и без использования психотропных средств может подготовить сотрудника к тому, чтобы он по возможности избежал мешающей работе реакции при столкновении с опасной для жизни внешней причиной. Это проводится благодаря знанию врачом о наличии у каждого множества глубоко заложенных резервных возможностей, которые с помощью адекватно подобранных психотерапевтических методик помогают человеку выявить у себя внутренние потенциальные резервы, а затем использовать их с целью предупреждения каких-либо нервно-психических соматических расстройств. Эти методики изучаются как с врачом, так и самостоятельно, чтобы справиться с той или иной эмоциональной нагрузкой, принять правильное решение в боевой обстановке. В случае необходимости психотерапевт адекватно психическому состоянию военнослужащего использует и фармакологические средства.
Существуют разные психотерапевтические приемы, помогающие человеку, оказавшемуся в стрессовой ситуации и после нее, облегчить свое напряженное эмоционально-физическое состояние и предотвратить (снизить) последствия стресса, тем более если во время подготовки к столкновению с чрезвычайными ситуациями он с врачом и самостоятельно систематически занимался психорегуляцией.
Эмоционально-волевая
устойчивость может рассматриваться
как один из важнейших показателей
психологической
•
в отсутствии у сотрудника в экстремальных
ситуациях психологических
• в натренированности - в безукоризненном выполнении профессиональных действий в психологически сложных условиях;
• в умении сохранять профессиональную бдительность, проявлять разумную настороженность и внимание к риску, опасности, неожиданностям;
•
в умении вести напряженную
• в умении владеть собой в психологически напряженных, конфликтных, провоцирующих ситуациях.
Для соответствующих тренировок могут использоваться следующие релаксационные (расслабление мышечных волокон) методы, включающие и дыхательные упражнения.
Прогрессирующая релаксация. Сотрудник располагается в удобной позе: сидя на стуле, в кресле, руки на коленях, подлокотниках, стопы плотно соприкасаются с полом, колени под тупым углом, голова удобно соприкасается со спинкой кресла или опущена вперед-вниз, при возможности поза лежа, ноги несколько расставлены (под коленями может быть валик), глаза закрыты. Дыхание выравнивается, успокаивается. Вкратце предварительно дается информация о методе лечения, который будет проводиться. По команде специалиста сотрудник делает глубокий короткий вдох, а на последующем медленном (в 2-2,5-3 раза дольше вдоха) глубоком выдохе врач сообщает, что с мышц головы снимается напряжение. Затем снова глубокий короткий вдох с последующим глубоким медленным выдохом и снятием напряжения с мышц лица. На каждом последующем выдохе последовательно снимается напряжение сверху вниз по всему организму. После проведенного сеанса предлагается открыть глаза и вслух сообщить о своих ощущениях. Этот метод, так же как и другие психотерапевтические мероприятия, используется и с профилактической целью - для предотвращения или снижения остроты возможных постстрессовых психофизических расстройств в случае столкновения сотрудников с чрезвычайными, стрессовыми ситуациями.
Дыхание как средство саморегуляции. Умение правильно дышать - основа успеха в овладении методами саморегуляции, в том числе и в ситуациях, когда сотруднику необходимо мгновенно взять себя в руки, успокоиться или поднять свой тонус. В практике положительно показывает себя прием дыхание на счет. Когда необходимо успокоиться, на счет 1, 2, 3, 4 делается вдох, потом на счет 1, 2, 3, 4 - выдох, затем на 1, 2, 3, 4, 5 - вдох, 1, 2, 3, 4, 5 - выдох, и так количество вдохов и выдохов увеличиваются до 12. Происходит искусственная задержка дыхания, что непроизвольно приводит к определенному снятию эмоционального напряжения. Для поднятия своего тонуса, активизации состояния вдохи и выдохи начинают с 12 и постепенно укорачивают до 4. Дыхание учащается, напряжение возрастает.
Задержка дыхания. Для снятия острого нервного напряжения делается глубокий вдох и дыхание задерживается на 20-30 с. Следующий за этим выдох и последующий повторный глубокий компенсаторный вдох будут способствовать стабилизации состояния.
Умение представить себя камнем, которому, в какой бы ситуации он ни находился, всегда безразлично, что вокруг него происходит. Необходимо с закрытыми глазами представить себя камнем и спокойно созерцать это состояние. Упражнение дает возможность сотруднику от тревожного состояния перейти к более уравновешенному, спокойному с целью выхода из сложившейся ситуации.
Использование самоприказов. Дисциплинированный сотрудник может хорошо управлять собой с помощью внутренних самоприказов типа: "Надо!", "Смелее!", "Терпи!", "Работай!", "Вперед!" и т.п. Важно систематически тренировать себя таким дополнительным самоприказом. В конечном итоге вырабатывается своего рода органическая связь между внутренней речью и действием. Самоприказ при этом обретает дополнительную силу, становится пусковым механизмом. Самоприказы удобно объединяются с формулами самоубеждения. Например: "Я ничего не боюсь! Вперед!". Или "Я справлюсь с этой задачей! Смелее!".
В начале, тем более при самостоятельном обучении, любой метод будет занимать немало времени, пока сотрудник не сможет им быстро овладеть. А для этого необходима систематическая, регулярная тренировка с помощью этого метода в самых разных условиях, позах, так же, как спортсмен шлифует каждый прием для обеспечения успеха в поединке с соперником.
Результаты и их обсуждение. Многие методы основаны в том числе и на знании анатомии мышечной системы, т.к. стрессовые и постстрессовые эмоциональные расстройства сопровождаются сокращением определенных мышечных групп, которые необходимо расслабить, чтобы редуцировать аффективные отклонения. Психотерапевт, как врач, обладает знаниями анатомии и может использовать психотерапевтические методы как с профилактической целью, так и с лечебной. Методики релаксационно-суггестивного характера в случае их использования с участием врача и самостоятельно сотрудником милиции помогают за счет снижения мышечного тонуса добиться снятия эмоционального напряжения и достижения лучшего результата при нахождении в стрессовой ситуации или в постстрессовом периоде.
Выводы
Психотерапевтическая работа врача с сотрудниками всегда должна сочетаться с самостоятельными занятиями каждого сотрудника дома, на работе, в разных житейских ситуациях (после сна, перед сном, может быть, даже и в общественном транспорте и т.д.) для закрепления полученного при работе с врачом материала. В дальнейшем теоретические знания методов и их правильное практическое использование дадут возможность сотруднику увереннее и быстрее найти рациональный выход в сложной стрессовой, конфликтной ситуации, нередко связанной с жизнью сотрудника.
Знаниями
психотерапевтических методик должны
владеть не только врачи-психотера-
певты, но и военнослужащие любого подразделения,
ведомства, начиная с руководящего состава,
т.к. эти методики являются глубокой профилактической
основой нервно-психического здоровья
человека благодаря грамотному, гармоничному
взаимодействию его сознания с бессознательным,
т.е. с его множественными ресурсными возможностями,
о которых мы сегодня и не догадываемся.
Список литературы
1. Александровский Ю.А. Психофармакотерапия пограничных психических расстройств / Ю.А. Александровский, Л.М. Барденштейн, А.С. Аведисова. - М., 2000.
2. Коханов В.П. Психиатрия катастроф и чрезвычайных ситуаций / В.П. Коханов, В.Н. Краснов. - М., 2008.
3. Кудашов В.И. Психофизическая саморегуляция в воинских искусствах / В.И. Кудашов. - М., 2003.
4. Сидоров П.И. Психология катастроф / И.Г. Мосягин, С.В. Маруняк. - М., 2008.
5. Соколов Е.Ю. Психотерапевтическая служба в профилактике постстрессовых состояний у сотрудников МВД РФ: Матер. общероссийской конференции / Е.Ю. Соколов 28-30 октября 2008 г. - М., - С. 478-479.
6. Соколов Е.Ю. Психотерапевтическая служба в профилактике постстрессовых состояний у сотрудников МВД РФ. Выступление и тезисы науч.-практич. конф. "Актуальные проблемы оказания психиатрической помощи в Северо-Западном регионе РФ" / Е.Ю. Соколов. - С.-Петербург, 13-14 ноября 2008 г. - С. 22-23.
7. Соколов Е.Ю. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников транспортной милиции МВД РФ / Е.Ю. Соколов // "Правопорядок на транспорте", 2008, №12. - С. 28.
8. Уфимцев В. Искусство эффективного самовосстановления, школа спецназа / В. Уфимцев. - Минск, 2008.