Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 21:07, курсовая работа
Введение
В настоящее время, учитывая возросшую активную позицию воспитателей, в методической работе с педагогическими кадрами в детских дошкольных учреждениях все более широкое применение находят нетрадиционные активные формы. К ним можно отнести встречи «за круглым столом», диспуты, педагогические ринги, деловые игры, «мозговой штурм», КВН, решение ситуационных и педагогических задач, кросс¬вордов по тематике дошкольной педагогики и другое.
Введение
Глава 1. Деловая игра как один из методов обучения педагогов в дошкольном учреждении
1.1. Анализ отечественных психолого-педагогических литературных источников по проблеме обучения через игровые технологии.
1.2. Анализ понятия деловая игра
1.3. История возникновения деловой игры
1.4 Принципы организации учебных деловых игр.
1.5 Признаки деловой игры
1.6. Структура деловой игры
Вывод по первой главе
Глава 2. Методические рекомендации к проведению деловой игры
2.1 Особенности организации деловой игры
2.2 Деловая игра «Защита прав и правовое воспитание ребенка»
2.3 Деловая игра «Забота о здоровом образе жизни»
2.4 Деловая игра «Работа с родителями»
Вывод по второй главе
Заключение
Библиография
Приложения
Подводя итог можно отметить, что:
Глава 2. Методические рекомендации к проведению деловой игры
2.1 Особенности организации деловой игры
Процесс организации и проведения игры можно разделить на 4 этапа:
1.Конструирование игры:
четко сформировать общую цель игры и частные цели для участников;
разработать общие правила игры.
2. Организационная подготовка
конкретной игры с реализацией
определенной дидактической
3. Ход игры.
4. Подведение итогов, подробный анализ игры:
Примерный порядок проведения деловой игры:
Руководитель сообщает
слушателям цель, содержание, порядок
проведения деловой игры. Рекомендует
внимательно изучить
Руководитель распределяет вопросы между игровыми подгруппами, предоставляет слово по каждому вопросу представителям игровых групп, организует дискуссии по обсуждаемой проблеме. Для выступления каждому участнику игры предоставляется 5 минут, в течение которых лаконично, но аргументировано следует выделить главное, обосновать идею, обосновать, «защитить» ее.
Экспертная группа на основе выступлений участников и своего мнения может подготовить проект рекомендаций (практических советов) по рассматриваемой проблеме, обсудить и определить единые позиции педагогов в практической деятельности.
Экспертная комиссия сообщает также принятые ею решения об оценке содержания выступлений, активности участников, результативности подгрупп в деловой игре. Критерием для такой оценки может служить количество и содержательность выдвинутых идей (предложений), степень самостоятельности суждений, их практическая значимость.
В заключении руководитель подводит итог игры.
Мы опробовали в МОУ детском саду № 105 три деловые игры: «Защита прав и правовое воспитание ребенка», «Забота о здоровом образе жизни» « Работа с родителями».
2.2. Деловая игра «Защита прав и правовое воспитание ребенка»
Цель: закрепить знания педагогов по проблеме «Защита прав и правовое воспитание ребенка»
Задачи:
Правила игры:
Ход игры:
Звучит лирическая мелодия.
Ведущий: уважаемые коллеги. Сегодня мы говорим о защите прав и достоинства ребенка. Такая тема выбрана нами не случайно. Ведь благодаря праву человек получил возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.
Давно, очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если у него не было заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. Долгое время в истории человечества царил закон «Око за око, зуб за зуб».
О правах человека как
Итак,
организуем справочное
Первая часть: «Права человека - твои права».
Вопрос
регулирования прав детей в
России возник еще во второй
половине XIX века. К сожалению, благородные
начинания россиян по защите
прав детства в силу тех
или иных причин в тот период
не получили поддержки и
Звонок в 1 кабинку:
Скажите,
пожалуйста, какая организация была
первым защитником прав
Звонок во 2 кабинку:
Какой документ стал первым правовым международным документом по охране прав и интересов детей?
Звонок в 3 кабинку.
Какой важнейший
международный документ был
Звонок в 4 кабинку:
Какие
законодательные акты были
Ведущий: Мы видим, что сложилась достаточно управляемая система защиты прав детей, но она требует изучения, отработки нормативного сопровождения, методической активности по внедрению в практику сложившихся форм и топов учреждений защиты детей.
Вторая часть: практическая.
Звонки во все кабинки (с первой по четвертую)
Расскажите о семьях ваших воспитанников, которые вы считаете группой риска. Поделитесь с планом работы с этими семьями.
Экспертная группа зачитывает те пункты плана, которые не повторяются.
Третья часть: игровая «Герои книг и герои песен тоже имеют права»
Звонок в первую кабинку:
В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу? Докажите, что выбранное литературное произведение подобрано верно.
Звонок во вторую кабинку:
Какие литературные герои могли пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища?
Звонок в третью кабинку:
В какой известной сказке Маршака нарушено право ребенка на заботу и попечение?
Звонок в четвертую кабинку:
В какой сказке нарушено право ребенка на отдых и развлечения?
Ведущий: сказки вы хорошо знаете и с заданием справились. Посмотрим, как вы знаете песни.
Звонок в первую кабинку. Звучит аудиозапись песни бременских музыкантов, муз. Г.Гладкова, слова Ю.Этнина "Ничего на свете лучше нету"
О каких правах в этой песне идет речь?
Звонок во вторую кабинку. Звучит запись песни "Учат в школе", муз. В.Шаинского, слова Пляцковского.
Звонок в третью кабинку. Звучит запись песни "До чего дошел прогресс", муз. Е.Крылатова, слова Ю.Этнина.
Звонок в четвертую кабинку. Звучит запись песни "На крутом бережку", муз. Е. Шаинского, слова А.Хайта.
Право на отдых.
Проводится игры с элементами тренинга «Права взрослого и ребенка» и «Карусель».
Ведущий: На примере этих игр мы убедились в том, как личность взрослого воздействует на психоэмоциональное состояние ребенка, и приобрели навыки конструктивного взаимодействия в учебном процессе.
Эксперты подводят итог и объявляют победителя (Приложение № 1)
Таким образом, после проведения этой деловой игры, можно сделать вывод, какие знания имеет каждый педагог по проблеме «Защита прав и правовое воспитание ребенка». В процессе игры у воспитателей увеличивался интерес к участию, они упражнялись в принятии самостоятельных решений. Все участники были довольны, и во время игры была доброжелательная, дружеская атмосфера.
2.3. Деловая игра «Забота о здоровом образе жизни»
Цель: расширить знания педагогов по организации здорового образа жизни дошкольников через физкультурные занятия и досуг. Формировать основы экологической культуры, начиная с раннего возраста.
Участники игры: воспитатели всех групп, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог-психолог
Жюри: заведующий, старшая медсестра
Ход игры:
Участники игры делятся на три команды (по направлениям работы). Каждая команда готовит сообщение по проблемам организации здорового образа жизни детей, используя свой опыт работы. Сообщение может носить театрализованный, юмористический, традиционный характер, иметь воспитательную направленность. Затем команды получают карточки с описанием одной и той же педагогической ситуации (приложение № 1) и в течение пяти минут обсуждают ее. После обсуждения один из членов каждой команды озвучивает (не более трех минут), решение ситуации (рекомендуется начинать выступление со слов поддержки или несогласия с предыдущим оратором).
Проводится релаксационная разминка. После разминки команды выполняют следующие задания:
1. Объясните педагогическое значение режима дня.
2. Докажите необходимость
формирования у детей
З. Расскажите об организации двигательной активности детей.
4. Выделите новые направления
сотрудничества педагогов и