Деловая игра как метод обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 21:07, курсовая работа

Описание

Введение
В настоящее время, учитывая возросшую активную позицию воспитателей, в методической работе с педагогическими кадрами в детских дошкольных учреждениях все более широкое применение находят нетрадиционные активные формы. К ним можно отнести встречи «за круглым столом», диспуты, педагогические ринги, деловые игры, «мозговой штурм», КВН, решение ситуационных и педагогических задач, кросс¬вордов по тематике дошкольной педагогики и другое.

Содержание

Введение
Глава 1. Деловая игра как один из методов обучения педагогов в дошкольном учреждении
1.1. Анализ отечественных психолого-педагогических литературных источников по проблеме обучения через игровые технологии.
1.2. Анализ понятия деловая игра
1.3. История возникновения деловой игры
1.4 Принципы организации учебных деловых игр.
1.5 Признаки деловой игры
1.6. Структура деловой игры
Вывод по первой главе
Глава 2. Методические рекомендации к проведению деловой игры
2.1 Особенности организации деловой игры
2.2 Деловая игра «Защита прав и правовое воспитание ребенка»
2.3 Деловая игра «Забота о здоровом образе жизни»
2.4 Деловая игра «Работа с родителями»
Вывод по второй главе
Заключение
Библиография
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая Деловая игра.doc

— 221.00 Кб (Скачать документ)

Подводя итог можно отметить, что:

  • игра определяется как особый вид деятельности социального характера, производное первичного вида деятельности – труда, непродуктивная, около продуктивная,  квазипродуктивная деятельность, мотивы которой находятся в собственно процессуальных актах деятельности - действиях, операциях, умениях, навыках, функциях и т.д.
  • деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого.
  • деловую игру можно определить как метод имитации совместной деятельности людей, используемый в обучении, принятии решений, проектировании, исследовании.
  • деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределенности и многофакторности. В настоящее время они используются в учебном процессе школ, вузов, как педагогическая технология, или один из методов активного обучения, при проведении социально-психологических тренингов и на производстве для решения производственных, социальных и психологических задач
  • не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а лишь то, которое содержит в себе проблемность и не может быть усвоено индивидуально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методические рекомендации к проведению деловой игры

 

2.1 Особенности  организации деловой игры

 

  Процесс организации и проведения игры можно разделить на 4 этапа:

1.Конструирование игры:

четко сформировать общую  цель игры и частные цели для участников;

разработать общие правила  игры.

2. Организационная подготовка  конкретной игры с реализацией  определенной дидактической цели:

  • руководитель разъясняет участникам смысл игры, знакомит с общей программой и правилами, распределяет роли и ставит перед их исполнителями конкретные задачи, которые должны быть ими решены;
  • назначаются эксперты, которые наблюдают ход игры, анализируют моделируемые ситуации, дают оценку;
  • определяют время, условия и длительность игры.

3. Ход игры.

4. Подведение итогов, подробный анализ игры:

  • общая оценка игры, подробный анализ, реализация целей и задач, удачные и слабые стороны, их причины;
  • самооценка участниками исполнения полученных заданий, степень личной удовлетворенности;
  • характеристика профессиональных знаний и умений, выявленных в процессе игры;
  • анализ и оценка игры экспертами.

Примерный порядок проведения деловой игры:

Руководитель сообщает слушателям цель, содержание, порядок  проведения деловой игры. Рекомендует  внимательно изучить литературу, знакомит с вопросами, выносимыми на обсуждение. Участники игры разбиваются на подгруппы по 3-5 человек. В каждой подгруппе избирается лидер, в обязанности которого входит организация работы подгруппы. Из числа участников игры избирается экспертная группа в составе 3-5 человек.

Руководитель распределяет вопросы между игровыми подгруппами, предоставляет слово по каждому вопросу представителям игровых групп, организует дискуссии по обсуждаемой проблеме. Для выступления каждому участнику игры предоставляется 5 минут, в течение которых лаконично, но аргументировано следует выделить главное, обосновать идею, обосновать, «защитить» ее.

Экспертная группа на основе выступлений участников и  своего мнения может подготовить  проект рекомендаций (практических советов) по рассматриваемой проблеме, обсудить и определить единые позиции педагогов в практической деятельности.

Экспертная комиссия сообщает также принятые ею решения  об оценке содержания выступлений, активности участников, результативности подгрупп в деловой игре. Критерием для такой оценки может служить количество и содержательность выдвинутых идей (предложений), степень самостоятельности суждений, их практическая значимость.

В заключении руководитель подводит итог игры.

 

         Мы опробовали в МОУ детском саду № 105  три деловые игры: «Защита прав и правовое воспитание ребенка», «Забота о здоровом образе жизни» « Работа с родителями».

    

 

 

 

 

 

  

2.2. Деловая игра «Защита прав и правовое воспитание ребенка»

 

      Цель: закрепить знания педагогов по проблеме «Защита прав и правовое воспитание ребенка»

    Задачи:

  • используя знания, систематизировать материал, упражнять в активном изучении нормативно-правовых документов;
  • формировать коммуникативные умения, способность общаться, сотрудничать; умение направлять обсуждение вопросов по заданному руслу;
  • способность действовать в рамках ограниченного времени;
  • обмениваться опытом работы по данной проблеме.

     Правила игры:

  • Каждый участник имеет право выступать, задавать вопросы, не отклоняясь от темы.
  • Отвечать четко, последовательно, конкретно, укладываясь во времени.
  • Время на обдумывания вопроса не предоставляется.
  • Чем активнее работа внутри группы, тем выше оценка (ответы оцениваются по пятибалльной системе)

    Ход игры:

   Звучит лирическая  мелодия. 

  Ведущий: уважаемые коллеги. Сегодня мы говорим о защите прав и достоинства ребенка. Такая тема выбрана нами не случайно. Ведь благодаря праву человек получил возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.

        Давно, очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если у него не было заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. Долгое время в истории человечества царил закон «Око за око, зуб за зуб».

        О правах человека как такового  начали задумываться в Древней  Греции, где еще в седьмом веке  до нашей эры первые демократические преобразования провел легендарный Солон. С тех пор прошло много лет. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию. Какие могут быть права у человека в обществе, сотрясаемом войнами и катастрофами? Нужно было придумать что-то такое, что было бы посильнее государства. Что же придумали люди, мы можем узнать, позвонив в справочное педагогическое бюро.

       Итак, организуем справочное педагогическое  бюро. Все интересующие нас ответы  на вопросы мы можем получить в четырех кабинах. В каждой кабине будет работать по 5 телефонисток. Телефонистки должны отвечать на вопросы кратко, лаконично. Время на обдумывание ответа не предоставляется. Ведущий имеет право задать дополнительные вопросы. Ответ не должен превышать трех минут. Оценивать ответы будет экспертная группа в составе: заведующая, инспектор по охране прав детства, психолог. Ответы оцениваются по пятибалльной системе, итог будет подведен в конце игры. Прошу всех занять свои места.

 Первая часть: «Права человека - твои права».

      Вопрос  регулирования прав детей в  России возник еще во второй  половине XIX века. К сожалению, благородные  начинания россиян по защите  прав детства в силу тех  или иных причин в тот период  не получили поддержки и дальнейшего развития.

      Звонок  в 1 кабинку: 

      Скажите,  пожалуйста, какая организация была  первым защитником прав детства?  Когда она создана? 

      Звонок  во 2 кабинку: 

      Какой  документ стал первым правовым  международным документом по  охране прав и интересов детей?

     Звонок  в 3 кабинку. 

    Какой важнейший  международный документ был разработан  на основе Декларации прав  ребенка? 

      Звонок  в 4 кабинку: 

      Какие  законодательные акты были приняты  для создания декларации прав  ребенка на защиту?

       Ведущий: Мы видим, что сложилась достаточно управляемая система защиты прав детей, но она требует изучения, отработки нормативного сопровождения, методической активности по внедрению в практику сложившихся форм и топов учреждений защиты детей.

 

Вторая часть: практическая.

   Звонки во все кабинки (с первой по четвертую)

     Расскажите о семьях ваших воспитанников, которые вы считаете группой риска. Поделитесь с планом работы с этими семьями.

Экспертная группа зачитывает те пункты плана, которые не повторяются.

 

      Третья часть: игровая «Герои книг и герои песен тоже имеют права»

Звонок в первую кабинку:

        В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу? Докажите, что выбранное литературное произведение подобрано верно.

       Звонок во вторую кабинку:

      Какие литературные герои могли пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища?

          Звонок в третью кабинку:

        В какой известной сказке Маршака нарушено право ребенка на заботу и попечение?

          Звонок в четвертую кабинку:

В какой сказке нарушено право ребенка на отдых и развлечения?

       

 Ведущий: сказки вы хорошо знаете и с заданием справились. Посмотрим, как вы знаете песни.

      Звонок в первую кабинку. Звучит аудиозапись песни бременских музыкантов, муз. Г.Гладкова, слова Ю.Этнина "Ничего на свете лучше нету"

О каких правах в этой песне идет речь?

       Звонок во вторую кабинку. Звучит запись песни "Учат в школе", муз. В.Шаинского, слова Пляцковского.

        Звонок в третью кабинку. Звучит запись песни "До чего дошел прогресс", муз. Е.Крылатова, слова Ю.Этнина.

         Звонок в четвертую кабинку. Звучит запись песни "На крутом бережку", муз. Е. Шаинского, слова А.Хайта.

       Право на отдых.

Проводится игры с элементами тренинга «Права взрослого и ребенка» и «Карусель».

      Ведущий: На примере этих игр мы убедились в том, как личность взрослого воздействует на психоэмоциональное состояние ребенка, и приобрели навыки конструктивного взаимодействия в учебном процессе.

         Эксперты подводят итог и объявляют победителя (Приложение № 1)

         

       Таким образом, после проведения этой деловой игры, можно сделать вывод, какие знания имеет каждый педагог по проблеме «Защита прав и правовое воспитание ребенка». В процессе игры у воспитателей увеличивался  интерес к участию, они упражнялись  в принятии самостоятельных решений. Все участники были довольны, и  во время игры была доброжелательная, дружеская атмосфера.

 

 

 

 

2.3. Деловая игра «Забота о здоровом образе жизни»

 

      Цель: расширить знания педагогов по организации здорового образа жизни дошкольников через физкультурные занятия и досуг. Формировать основы экологической культуры, начиная с раннего возраста.

      Участники игры: воспитатели всех групп, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог-психолог

      Жюри: заведующий,  старшая медсестра

     Ход игры:

         Участники игры делятся на три команды (по направлениям работы). Каждая команда готовит сообщение по проблемам организации здорового образа жизни детей, используя свой опыт работы. Сообщение может носить театрализованный, юмористический, традиционный характер, иметь воспитательную направленность. Затем команды получают карточки с описанием одной и той же педагогической ситуации (приложение № 1) и в течение пяти минут обсуждают ее. После обсуждения один из членов каждой команды озвучивает (не более трех минут), решение ситуации (рекомендуется начинать выступление со слов поддержки или несогласия с предыдущим оратором).

       Проводится релаксационная разминка. После разминки команды выполняют следующие задания:

1. Объясните педагогическое  значение режима дня. 

2. Докажите необходимость  формирования у детей культурно-гигиенических  навыков. 

З. Расскажите об организации двигательной активности детей.

4. Выделите новые направления  сотрудничества педагогов и родителей  по формированию здорового образа  жизни детей. 

Информация о работе Деловая игра как метод обучения