Деловая игра как метод обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 21:07, курсовая работа

Описание

Введение
В настоящее время, учитывая возросшую активную позицию воспитателей, в методической работе с педагогическими кадрами в детских дошкольных учреждениях все более широкое применение находят нетрадиционные активные формы. К ним можно отнести встречи «за круглым столом», диспуты, педагогические ринги, деловые игры, «мозговой штурм», КВН, решение ситуационных и педагогических задач, кросс¬вордов по тематике дошкольной педагогики и другое.

Содержание

Введение
Глава 1. Деловая игра как один из методов обучения педагогов в дошкольном учреждении
1.1. Анализ отечественных психолого-педагогических литературных источников по проблеме обучения через игровые технологии.
1.2. Анализ понятия деловая игра
1.3. История возникновения деловой игры
1.4 Принципы организации учебных деловых игр.
1.5 Признаки деловой игры
1.6. Структура деловой игры
Вывод по первой главе
Глава 2. Методические рекомендации к проведению деловой игры
2.1 Особенности организации деловой игры
2.2 Деловая игра «Защита прав и правовое воспитание ребенка»
2.3 Деловая игра «Забота о здоровом образе жизни»
2.4 Деловая игра «Работа с родителями»
Вывод по второй главе
Заключение
Библиография
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая Деловая игра.doc

— 221.00 Кб (Скачать документ)

5. Докажите право ребенка  на условия, которые позволяют  ему развиваться физически. 

          В конце игры каждая команда, исходя из позиции своего методического объединения и творческой группы, делает вывод о необходимости формирования здорового образа жизни детей.

        Таким образом, воспитатели закрепили знания по организации здорового образа жизни дошкольников через физкультурные занятия и досуг.   Заведующий высказал свое мнение о занятии, отметила успехи и недостатки в знаниях, умениях и навыках воспитателей, дала  рекомендации по  улучшению работы. В  дошкольном учреждение, после такого проведения педсовета,  коллектив стал дружелюбней, так как в игре участники игры задают друг другу вопросы,  совместно  решают проблемы,  что побуждает к творческой активности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Деловая игра «Работа с родителями»

 

    Цель:

  • формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями;
  • оптимальные пути разрешения конфликтов;
  • поиск новых способов поведения в контактах с родителями;
  • приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.

 

    Форма проведения: две рабочие группы, одна экспертная группа.

    Ход игры.

       1 часть. Теоретическая.

    Вопросы для первой группы:

  • Как вы понимаете, что такое работа с родителями?
  • Перечислите формы работы с родителями.
  • Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью?
  • Работа с трудными семьями. Какую семью вы считаете трудной? Есть ли у вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?

     Вопросы для второй группы:

  • Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?
  • Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования.
  • Считаете ли вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей, открытое занятие, выпуск Газеты? Что это даёт педагогам и родителям?
  • В каком случае плохое поведение ребёнка обсуждается:

         В его присутствии

         Без него

          В присутствии всех членов семьи

    Ответы педагогов  (приложение № 4)

        2 часть.

     Если мы  обратимся к вашим педагогическим диктантам (приложение №3), то мы увидим, что 75% педагогов считают что, чтобы семья понимала повседневную жизнь детского сада и активно в ней участвовала необходимо как можно чаще "включать родителей" в деятельность дошкольного учреждения, т.е. чтобы они принимали активное участие в работе ДОУ. А по анкетам родителей мы видим, что им не хватает специальных педагогических знаний.

      Поэтому работу с родителями мы разделим на два блока: педагогическое просвещение родителей и включение родителей в деятельность ДОУ.

         Задача педагогов: определить, какие формы работы необходимо использовать при решении основных задач в первом и втором блоке.         Запишите их.

       1 блок - педагогическое просвещение родителей. Повышение педагогической грамотности родителей. Лекции, семинары, семинары-практикумы, открытые занятия, работа творческих групп по интересам, родительские собрания, консультации, наглядная агитация.

         2 блок - включение родителей в деятельность ДОУ: Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью ДУ. Соревнования, кружки, выпуск газеты, конкурсы, викторины, совместные мероприятия

 

        3 часть. Игровое упражнение «Современная семья, – какая она?»

       Цель: провести срез представлений педагогического персонала о современной семье, проанализировать идеальные установки на семью воспитанников и реальные условия.

Ход проведения.

        Каждой группе вручается набор журналов, бумагу для основы, клей, ножницы. Задача педагогов: изобразить современную семью в виде коллажа с помощью любых иллюстраций.

Экспертной группе изобразить семью, идеальную в их представлении.

         Через 20-25 минут совместной работы каждая группа педагогов рассказывает о своём представлении семьи.

(Ведущий педагогического  совета подводит итоги проделанной  работы, подчёркивая ценное и  уникальное виденье в каждой  микрогруппе)

 

       4 часть. Решение педагогических ситуаций.

      Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.

        Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут Ваши действия в дальнейшем?

        Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика. Как Вы начнёте беседу?

      Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?

       Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. "Вечером попросите родителей перенести песок",- предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?

 

       5 часть. Игровое упражнение «Определи логическую последовательность».

      Учебная задача: определить оптимальную последовательность действий педагога при подготовке и проведении встречи с группой родителей.

     Ход упражнения.

     Каждая группа получает карточки (Приложение № 5), на которой сформулированы фрагменты проведения или подготовки встречи с родителями. Посовещавшись в течение регламентированного времени, играющие представляют последовательность действий при организации и проведении встречи, комментируя свой выбор.

      

       6 часть. Подведение итогов.

   «Ребёнок должен с радостью идти в детский сад и радостно возвращаться домой. Нужно, чтобы ребёнку в детском саду было весело, хорошо, интересно, чтобы он дружил с ребятами, знал, что дома его ждут любящие взрослые».

      Решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлечение родителей в образовательную работу детского сада.

      Решение педсовета:

  • С помощью анкетирования выявить темы, с которыми родители хотели бы ознакомиться в будущем году.
  • Учитывая данные анкетирования разработать перспективный план работы с родителями на 2009-2010 учебный год
  • Разработать конспект родительского собрания по итогам года. Провести итоговое родительское собрание.
  • Оформить паспорт семьи.
  • Сделать подборку нормативно-правовых документов для повышения правовой культуры родителей.

       Таким  образом, педагоги детского сада сами пришли к выводу, что необходимо повышать уровень работы с родителями, что у большинства воспитателей проблемы в работе с родителями малышей, что гораздо эффективней, нежели теоретическое сообщение заведующей или методиста.

 

        Всему педагогическому коллективу  МОУ детского сада № 105 понравилось проведение деловых игр, они мотивировали это тем, что деловая игра помогает достижению учебных, воспитательных и развивающих целей коллективного характера на основе знакомства с реальной организацией работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по второй главе

 

         В МОУ детском саду № 105 были проведены деловых игр «Защита прав и правовое воспитание ребенка», «Забота о здоровом образе жизни»,     «Работа с родителями». После проведения можно сделать вывод, что благодаря проведению деловых игр педагоги:

  • сами увидели пробелы в своих знаниях в тех или иных вопросах;
  • в непринужденной обстановке повышали свои профессиональные практические навыки, что гораздо эффективнее, нежели теоретическое сообщение заведующей или методиста;
  • развивают самостоятельность, побуждают к творческому поиску, упражняют в принятии самостоятельных решений;
  • общаются между собой, даже те, кто раньше не мог найти между собой общего языка, так как люди неоднозначно реагируют на одинаковую информацию, что порождает диалог, обсуждение и согласование позиций, интересов.

 

            Всему педагогическому коллективу МОУ детского сада № 105 понравилось проведение деловых игр, они предложили чаще проводить педагогические советы и методические объединения форме деловой игры, они мотивировали это тем, что деловая игра помогает достижению учебных, воспитательных и развивающих целей коллективного характера на основе знакомства с реальной организацией работы.

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

          Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблеме обучения через игровые технологии посвящены исследования многих ученых-психологов: Б.Г. Ананьева, П.П. Блонского, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Е. Енгабаевой, А.В. Запорожца, И.Я. Лапиной, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурин, А.А. Люблинской, Е.С. Махлах, А.В. Петровского, Р.И. Пеньковой, С.Л. Рубинштейна, А.А. Смирнова, Д.Н. Узнадзе, А.В. Усовой, Ф.И. Фрадкиной, Д.Б. Эльконина и других.

Подводя итог можно отметить, что:

  • игра определяется как особый вид деятельности социального характера, производное первичного вида деятельности – труда, непродуктивная, около продуктивная,  квазипродуктивная деятельность, мотивы которой находятся в собственно процессуальных актах деятельности - действиях, операциях, умениях, навыках, функциях и т.д.
  • деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого.
  • деловую игру можно определить как метод имитации совместной деятельности людей, используемый в обучении, принятии решений, проектировании, исследовании.
  • деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределенности и многофакторности. В настоящее время они используются в учебном процессе школ, вузов, как педагогическая технология, или один из методов активного обучения, при проведении социально-психологических тренингов и на производстве для решения производственных, социальных и психологических задач
  • не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а лишь то, которое содержит в себе проблемность и не может быть усвоено индивидуально.

 

             В ряде проведенных деловых игр выявили, что в процессе игры у педагогов дошкольного учреждения:

  • представилась возможность самостоятельно увидеть пробелы в своих знаниях в тех или иных вопросах;
  • в непринужденной обстановке повышается профессиональные практические навыки, что гораздо эффективнее, нежели теоретическое сообщение заведующей или методиста;
  • развиваются самостоятельность, побуждение к творческому поиску, повышение интереса, упражняются в принятии самостоятельных решений;
  • сложились доброжелательные отношения, те,  кто раньше не мог найти между собой общего языка во время игры стали взаимодействовать, так как люди неоднозначно реагируют на одинаковую информацию, что             порождает диалог, обсуждение и согласование позиций, интересов.

 

            Всему педагогическому коллективу МОУ детского сада № 105 понравилось проведение деловых игр, они предложили чаще проводить педагогические советы и методические объединения форме деловой игры, они мотивировали это тем, что деловая игра помогает достижению учебных, воспитательных и развивающих целей коллективного характера на основе знакомства с реальной организацией работы.

 

          Следовательно, цели и задачи, поставленные  в начале работы, полностью достигнуты и решены, а это подтверждает гипотезу о том, что для повышения эффективности овладения воспитателями новыми знаниями, навыками и применения их на практике наиболее эффективным способом   является  деловая игра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

  1. Айламазьян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра.- М.: Владос-пресс, 2000.
  2. Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация. -Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
  3. Алапьева В.Г. Методические рекомендации по организации учебнотехнических и деловых игр.-Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
  4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Ось-89, 2000.
  5. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. Пособие.-М.: Высш. шк., 1991.
  6. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. 1996. № 6.
  7. Гукасова А.М. Методика трудового обучения. - М., 1990.
  8. Ефимов В. М., Комаров В. Ф. Введение в управленческие имитационные игры.— М : Наука, 1980.
  9. Кулешова И.В. Деловые игры для педагогических советов и методобъединений /И. В. Кулешова //Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе.- 2005.
  10. Лихачев Б. Педагогика. - М., 2000.
  11. Олешков М.Ю. Деловая игра в системе профессиональной подготовки студентов // Ученые записки НТГПИ. Педагогика и психология. Нижний Тагил, 2002
  12. Пидкастистый П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в развитии и обучении ребёнка.-М., 1996.
  13. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.-М.: Профиздат, 1991. - 156 с.
  14. Посысоева О. Н. Проявление индивидуально психологических особенностей Примерные программы основного общего образования. - М., 2000
  15. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. М.: Высшая школа, 1990.
  16. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.-М.: Просвещение, 1998
  17. Сулейменова Г.Е. Принципы построения и проведения деловых игр // «Семья и детский сад».
  18. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М., 1999.
  19. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред. спец. учеб, заведений.- М.: Высш. шк., 1991 г.
  20. Эльконин Д.Б. Психология игры. -М.: Владос-пресс.

Информация о работе Деловая игра как метод обучения