Деловая игра как метод обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 21:07, курсовая работа

Описание

Введение
В настоящее время, учитывая возросшую активную позицию воспитателей, в методической работе с педагогическими кадрами в детских дошкольных учреждениях все более широкое применение находят нетрадиционные активные формы. К ним можно отнести встречи «за круглым столом», диспуты, педагогические ринги, деловые игры, «мозговой штурм», КВН, решение ситуационных и педагогических задач, кросс¬вордов по тематике дошкольной педагогики и другое.

Содержание

Введение
Глава 1. Деловая игра как один из методов обучения педагогов в дошкольном учреждении
1.1. Анализ отечественных психолого-педагогических литературных источников по проблеме обучения через игровые технологии.
1.2. Анализ понятия деловая игра
1.3. История возникновения деловой игры
1.4 Принципы организации учебных деловых игр.
1.5 Признаки деловой игры
1.6. Структура деловой игры
Вывод по первой главе
Глава 2. Методические рекомендации к проведению деловой игры
2.1 Особенности организации деловой игры
2.2 Деловая игра «Защита прав и правовое воспитание ребенка»
2.3 Деловая игра «Забота о здоровом образе жизни»
2.4 Деловая игра «Работа с родителями»
Вывод по второй главе
Заключение
Библиография
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая Деловая игра.doc

— 221.00 Кб (Скачать документ)

              ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ  РФ

Государственное образовательное  учреждение высшего и профессионального  образования « Волгоградский  государственный педагогический университет»

Институт дошкольного, начального образования и специальной  педагогики.

 

              Факультет дошкольного и начального  образования

 

                Кафедра педагогики дошкольного  образования

 

 

 

 

 

Деловая игра как метод обучения

 

                         

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

                                                                                         Баранова Е.С., студентка

группы Д-33(4).

 

 Научный руководитель:

 Соколова С.В.

 кандидат педагогических 

 наук

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2010

 

 

Содержание:

 

Введение

Глава 1. Деловая игра как один из методов обучения педагогов в дошкольном учреждении

1.1. Анализ отечественных  психолого-педагогических литературных источников по проблеме обучения через игровые технологии.

1.2. Анализ понятия деловая игра

1.3. История возникновения деловой игры

1.4 Принципы организации учебных деловых игр.

1.5 Признаки деловой игры

1.6. Структура деловой игры

Вывод по первой главе

Глава 2. Методические рекомендации к проведению деловой  игры

2.1 Особенности организации  деловой игры

2.2 Деловая игра «Защита прав и правовое воспитание ребенка»

2.3 Деловая игра «Забота о здоровом образе жизни»

2.4 Деловая игра «Работа с родителями»

Вывод по второй главе

Заключение

 Библиография

 Приложения 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время, учитывая возросшую активную позицию воспитателей, в методической работе с педагогическими кадрами в детских дошкольных учреждениях все более широкое применение находят нетрадиционные   активные   формы. К ним можно отнести встречи «за круглым столом», диспуты, педагогические ринги,    деловые    игры,    «мозговой    штурм», КВН, решение ситуационных и педагогических задач, кроссвордов по тематике дошкольной педагогики и другое.

Использование этих форм способствует проявлению самостоятельности,  творческому   поиску,  выработке    собственной позиции,  развитию способности  анализировать свою работу и работу коллег, принимать решения. 

        Сравнительно недавно в нашу жизнь вошли деловые игры. Деловая игра имитирует реальную жизнь, реальную профессиональную деятельность. Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить.

         Разработкой и применением деловых игр для учащихся занимались Лихачев Б.Т., Выготский Л.С., Селевко Г.К., Платов В.Я. и другие.

В работах Абрамовой  Г.С., Степановича В.А., Кулешовой  И.В., Алапьевой В.Г. рассматривается  идея о том, что деловая игра является как формой, так методом обучения педагогов, в которой моделируется предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности. Потому что именно форма активного обучения – это первый шаг к любознательности.

       Выготскй Л.С., Платов В.Я., Эльконин Д.Б. и другие утверждали, что деловая игра выступает как педагогическое средство и активной формой обучения, которая формирует учебную деятельность и отрабатывает профессиональные умения и навыки.

        Идею о том, что деловая игра является средством развития не только профессиональных умений и навыков, но и профессионального творческого мышления, в ходе которой учащиеся приобретают способность анализировать специфические ситуации и решать для себя новые задачи, прослеживается в работе Хруцкого Е.А.

    Объект: педагоги дошкольного учреждения.

     Предмет: деловая игра как средство обучения педагогов.

    Гипотеза:  для повышения эффективности овладения воспитателями новыми знаниями и навыками, применения их на практике наиболее эффективным способом   является  деловая игра.

     Задачи:

  1. Анализ отечественных психолого-педагогических литературных источников по проблеме обучения через игровые технологии
  2. Проанализировать понятие  деловая игра.
  3. Выяснить психолого-педагогические принципы и признаки деловой игры.
  4. Выявить роль деловой игры в процессе обучения педагогов.
  5. Определить цели использования деловой игры в процессе обучения.

       Методы исследования:

  1. Теоретические:

               обзор и анализ психолого-педагогической литературы.

    1. Эмпирические:

        личностно-ориентированный подход.

         Цель: изучение деловой игры как метода обучения.

        База исследования: МОУ детский сад № 105 Дзержинского района г. Волгограда.  

     Структура работы: 39 листов

 

 

 

Глава 1. Деловая  игра как один из методов обучения педагогов в дошкольном учреждении

 

1.1. Анализ отечественных психолого-педагогических литературных источников по проблеме обучения через игровые технологии

 

        Во все времена развития человеческого общества игры, как особый вид

деятельности людей, служили  важнейшим фактором подготовки подрастающего поколения к жизни. Игровая деятельность не утратила своего значения и в наши дни. Более того, различные аспекты игрового подхода используются для повышения качества подготовки специалистов в самых различных областях человеческой деятельности. Игры не обошли стороной и высшую школу.

          В частности, подготовка молодежи к будущей профессии в стенах вуза

предполагает и такие формы  учебно-воспитательной работы, как  проведение со студентами деловых игр.

      В процессе подготовки к труду элементы игр, игровые ситуации встречались и раньше. Однако в последнее время особенно стали популярны игры - как научно обоснованные средства, формы и методы имитации профессиональной деятельности человека.

      Профессиональная подготовка будущих специалистов с помощью игр применяется как в экономической, так и в социальной сферах деятельности людей. Исследователями деловых игр выделяются различные их виды: ролевые, управленческие, имитационные, ситуационные игры, комплексно-личностные, учебные деловые игры, педагогические игры, дидактические, комплексные учебно-дидактические игры и другие.

       Во второй половине ХХ столетия с целью овладения профессионально значимыми знаниями-умениями-навыками в различных сферах деятельности людей часто стали применяться  деловые игры и их модификации, использование которых и в высшей школе становится эффективным средством профессиональной подготовки специалистов.

       Проблемам игровых  технологий в обучении и воспитании  во всех звеньях системы образования  посвящены отечественные исследования  Б.Г. Ананьева, П.П. Блонского, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Е. Енгабаевой, А.В. Запорожца, И.Я. Лапиной, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурин, А.А. Люблинской, Е.С. Махлах, А.В. Петровского, Р.И. Пеньковой, С.Л. Рубинштейна, А.А. Смирнова, Д.Н. Узнадзе, А.В. Усовой, Ф.И. Фрадкиной, Д.Б. Эльконина и других. Деловые игры стали предметом диссертационных исследований в последние годы и на базе практики вузовского образования В.П.Бедерхановой, М.Н. Зотеевой, Н.Г. Ксенофонтовой, Е.Э. Селецкой, Т.М. Сорокиной, П.Н. Страздас, Г.В. Фроловой, С.М.Тюнниковой, Р.С. Аппатовой, О.Б. Малковым и другими. Что же такое игра? Большинство дефиниций этого вида деятельности человека чаще всего проходит через понятия эмоции, забавы, роли, условной деятельности, правила, ограничения от реального производительного труда. Г.В. Плеханов считал, что игра – это порождение труда, производная форма деятельности от труда, «дитя труда». Известно, что без человеческих эмоций невозможно познание истины.

       Таким образом,  игра определяется как особый  вид деятельности социального характера, производное первичного вида деятельности – труда, непродуктивная, около продуктивная,  квазипродуктивная деятельность, мотивы которой находятся в собственно процессуальных актах деятельности - действиях, операциях, умениях, навыках, функциях и т.д.

      Деловая игра определяется  через понятия модель, имитация, метод, форма, средство, тренинг, подготовка, трансформация, технология и другие, описывающие положение данного феномена в общей структуре деятельности человека. Выражаясь языком кибернетики можно сказать, что деловая игра в системе образования может характеризоваться как формализованная упрощенная, направленная на существенные черты модель конфликтной педагогической ситуации.

       Таким образом, деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого.

        Деловые игры в Советском энциклопедическом  словаре определяются как «метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях путем игры по заданным правилам группой людей или человека и компьютера. Они применяются для обучения и научно-исследовательских целей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Анализ понятия деловая игра

 

         Для осмысленного применения  деловых игр в учебном процессе  необходимо, прежде всего, выяснить  их сущность. Пожалуй, первое, с  чем ассоциируется слово «игра» - это дети. Детская игра занимает  в жизни человека, несомненно, значительное место, однако здесь нужно четко понимать отличительные особенности детской игры и игры деловой.       Так, если в первой следование правилу занимает главное место, то во второй правила являются, лишь исходным моментом, на основе которого строится свободное игровое поведение. Игра присутствует там, где необходимо выйти за пределы схем. Кроме того, неутилитарный характер детской игры не согласуется с деловой игрой. Это противоречие зафиксировано уже в самом названии, соединяющим  «дело» и «игру». Когда дело становится условным, оно происходит по логике возможного.

          Таким образом, игра становится  средством моделирования (на уровне  понятия и на уровне действия) новых условий профессиональной  действительности (включая экстремальные), методом поиска новых способов выполнения деятельности. Игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. При такой имитации знаковым материалом помимо прочего являются люди. Данная модель не может быть строгой, но она предполагает большую свободу и, следовательно,  открывает новые возможности.

          Сложность понятия «деловая игра»  привела к несогласованности  в многочисленных попытках его  определения. В настоящее время  деловую игру можно рассматривать и как область деятельности и научно-технического знания, и как имитационный эксперимент, и как метод обучения, исследования, решение практических задач

          По теоретическим основаниям можно выделить следующие подходы. Согласно системно-психологическому подходу деловая игра примыкает к классу естественных игр (детских, спортивных, салонных) и одновременно является искусственной системой, предназначенной для изучения функционирования организации. Группа участников рассматривается как социальный организм, действующий в экспериментальной ситуации. Игра при этом трактуется как деятельность («управленческо - имитационные игры»). Семиотический подход состоит в выделении в деловой игре синтаксиса (структуры игры) и прагматики (разработки и использования игр). Некоторые авторы рассматривают игру как средство решения проблем коммуникации. Экономико-математический подход заключается в акцентировании модельного характера деловой игры (деловая игра как имитационная модель), математического аппарата и количественных данных, машинных средств обработки информации. Особое внимание при этом уделяется теории имитационных систем, логическому моделированию интеллектуальных процессов, проблеме языков моделирования, рефлексивным процессам и т.д.

       Указанные и другие подходы к деловой игре имеют ряд ограничений, вытекающих из теоретико-методологического акцента на их имитационном характере. Так, деловые игры ориентированы на рациональные действия участников, ограничены возможностями имитируемых объектов и ситуаций, ориентированы на действия в стандартных ситуациях. Однако, несмотря на отмеченные недостатки, деловые игры являются полезным инструментом решения ряда важных хозяйственных и социальных задач.

      Таким образом, деловую игру можно определить как метод имитации совместной деятельности людей, используемый в обучении, принятии решений, проектировании, исследовании.

 

 

 

 

 

 

1.3. История возникновения деловой игры

 

Первая деловая игра была разработана и проведена  в СССР в 1932 году М.М. Бирштейн. В 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений, они были запрещены. Их второе рождение произошло только в 60-х гг., после того как появились первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гринблат, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом и другие). Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределенности и многофакторности. В настоящее время они используются в учебном процессе школ, вузов, как педагогическая технология, или один из методов активного обучения, при проведении социально-психологических тренингов и на производстве для решения производственных, социальных и психологических задач. Во всех случаях присутствует «двуплановость деловой игры» и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников.

Информация о работе Деловая игра как метод обучения