Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:34, реферат
Условия проведения диагностических процедур по исследования особенностей внимания дошкольника:
1. Установление эмоционального контакта и взаимопонимания между психологом и ребенком.
2. Для налаживания контакта необходимо проводить исследование в знакомой ребенку обстановке.
1.Методы психодиагностики внимания детей-дошкольников.
Условия проведения диагностических процедур по исследования особенностей внимания дошкольника:
1. Установление эмоционального контакта и взаимопонимания между психологом и ребенком.
2. Для налаживания контакта необходимо проводить исследование в знакомой ребенку обстановке.
3. Обследование необходимо проводить за столиком, размеры которого соответствуют росту ребенка. Дошкольника не усаживают лицом к окну.
4. Диагностическая работа начинается с игры, постепенно включая ребенка в требуемые методикой задания.
5. В случае утомления ребенка необходимо прервать диагностическую процедуру.
6. Время обследования не должно превышать 30-60 минут.
7. Во время процедуры никто не должен входить в помещение.
8. Во время обследования психолог
ведет протокол и фиксирует:
Методика № 1 «Найди и вычеркни».
Цель: определение продуктивности и устойчивости внимания.
Реквизит: рисунок с изображением простых фигур (ведерко, мячик, цветок, флажок, грибок, домик.
Инструкция: Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру. Я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу тебе «Начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать их надо будет до тех пор, пока я не скажу «Стоп». В это время ты должен будешь остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После того, как я отмечу на рисунке то место, где ты остановился и снова скажу слово «Начинай», ты продолжишь свою работу. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «Конец». На этом выполнение задания завершится. Итак, сейчас ты каждую звездочку будешь зачеркивать вертикальной линией, а домик горизонтальной.
Регламент работы: ребенок работает 2,5 минуты, в течение которых через каждые 30 секунд ему говорят «стоп».
Обработка и оценка результатов: общий показатель уровня развитости продуктивности и устойчивости внимания рассчитывается по формуле:
0,5 N - 2,8 n
S = -------------------; где
t
S - показатель продуктивности и устойчивости внимания;
N - количество изображений
предметов, просмотренных
t - время работы;
n - количество ошибок, допущенных за время работы.
В итоге количественной обработки психодиагностических данных по приведенной выше формуле определяются 6 показателей, один - для всего времени работы над методикой (150 сек), а остальные для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.По всем показателям S, полученным в ходе выполнения задания, строится график, на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания.
При построении графика показатели продуктивности и устойчивости внимания переводятся (каждый в отдельности) в баллы следующим образом:
10 баллов - показатель S выше,
чем 1,25.
Устойчивость внимания в баллах оценивается так:
10 баллов - все точки графика не выходят за пределы одной зоны, а сам график свой формой напоминает кривую 1.
8 - 9 баллов - все точки графика расположены в двух зонах, наподобие кривой 2.
6 - 7 баллов - все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3.
4 - 5 баллов - все точки
графика располагаются в
2 - 3 балла - все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5.
Выводы об уровне развития внимания:
10 баллов - продуктивность
внимания очень высокая,
Методика № 2 «Проставь значки».
Цель: диагностика переключения и распределения внимания.
Реквизит: бланк к методике, карандаш.
Инструкция: в каждом из квадратов, треугольников, ромбиков, кружков поставить тот знак (галочку, минус, плюс, точку), который задан вверху на образце.
Регламент работы: ребенок непрерывно работает, выполняя задание в течение 2 минут.
Обработка результатов:
0,5 N - 2,8 n
S = -------------------; где
120
S - показатель переключения и распределения внимания;
N - количество геометрических
фигур, просмотренных и
n - количество ошибок, допущенных
во время выполнения задания.
Ошибками считаются
Оценка результатов:
10 баллов - показатель S больше,
чем 10.
Выводы об уровне развития:
10 баллов - очень высокий.
Методика № 3 «Запомни и расставь точки».
Цель: диагностика объема внимания ребенка.
Реквизит: квадраты с точками, сложенные в стопку таким образом, что вверху находится квадрат с двумя точками, а внизу - квадрат с девятью точками. Все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимися на них числом точек.
Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках». Далее ребенку последовательно, на 1 - 2 секунды показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 секунд. Это время дается ребенку для того, чтобы он мог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
Регламент: 2,5 минуты.
Оценка результатов: объемом внимания считается
максимальное количество точек, которое
ребенок смог правильно воспроизвести
на любой из карточек (выбирается та из
карточек, на которой было воспроизведено
безошибочно самое большое количество
точек).
10 баллов - ребенок правильно
за отведенное время
Вывод об уровне развития:
10 баллов - очень высокий.
Методика № 4. Тест переплетенных линий.
Цель: диагностика устойчивости внимания.
Реквизит: бланк с переплетенными линиями.
Инструкция: «Посмотри на этот листок. На нем изображены переплетенные линии. Начало каждой линии имеет номер слева. А концы линий пронумерованы справа, причем номера начала и конца одной и той же линии не совпадают. Тебе нужно проследить по порядку глазами без помощи рук, и найти конец каждой линии. При этом вслух называть номер начала линии и ее конца».
Регламент: 4 минуты.
Оценка результатов: фиксируется время, затраченное на выполнение всего теста, а так же ошибки, остановки.
Высокая устойчивость
внимания: равномерный темп выполнения
задания, 8 сек на каждую линию, отсутствие
ошибок, время выполнения задания - до
1,5 минут.
Цель: диагностика объема внимания.
Реквизит: таблица с пустыми двойными-тройными кругами разных размеров.
Инструкция: на этой таблице попробуй отыскать все пустые круги в порядке уменьшения размеров - от самого большого до самого маленького.
Регламент: 3 минуты.
Обработка результатов: фиксируется время и количество ошибок.
Хороший - 1 - 2 ошибки, время 30-40
сек.
Цель: диагностика умения выделять фигуру из фонового отвлекающего окружения.
Реквизит: 4 таблицы с различными фигурами.
Инструкция: на этом рисунке изображены разные фигуры. Фигура, изображенная с помощью крестиков в левой части таблицы, есть и в правой ее части, но там она спряталась, замаскировалась. Ее нужно найти и обвести карандашом.
Регламент: 4 минуты (по 1 минуте на каждую таблицу).
Обработка результатов: фиксируется время
и количество правильно обработанных
таблиц.
Методика № 7. Тест Мюнстерберга.
Цель: диагностика избирательности и устойчивости внимания.
Реквизит: бланк с 5 строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв встречаются 10 3-х, 4-х, 5-и сложных слов.
Инструкция: среди этих букв случайно спрятались разные слова. Попробуй отыскать и прочитать их.
Регламент: 5 минут.
Обработка результатов: учитывается число правильно найденных слов и скорость выполнения задания.
Стимульный материал к методике «Тест Мюнстерберга»
жфдлолакотфждлосяяждлофжзщшель