Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:34, реферат
Условия проведения диагностических процедур по исследования особенностей внимания дошкольника:
1. Установление эмоционального контакта и взаимопонимания между психологом и ребенком.
2. Для налаживания контакта необходимо проводить исследование в знакомой ребенку обстановке.
Цель: диагностика избирательности и устойчивости внимания.
Реквизит: набор 2-значных чисел, расположенных на 5 строках. Все числа отделены друг от друга пробелами. Искомое число повторяется в каждой строке по 2 раза и расположено в строке не случайно, а по какой-либо закономерности (например, через 2 числа, или расположены в начале и конце каждой строки).
Инструкция: среди этих чисел спряталось число 31. Попробуй отыскать его. Но это число спряталось не просто так, а с секретом, который тебе нужно разгадать, чтобы быстрее отыскать спрятавшиеся числа.
Регламент: время не ограничено.
Обработка результатов: хороший показатель успеха в этом тесте в том случае, если ребенок успевает угадать закономерность расположения чисел и ускоряет свой поиск, подчиняя его сознательной стратегии.
Стимульный материал к методике «Тест Торндайка».
27 93 15 29 74 32 56 14 33 82 71 31 11 43 31
18 29 51 37 12 55 49 72 39 10 31 84 19 31 73
96 45 14 88 15 97 32 71 99 31 16 54 31 49 63
64 13 38 16 59 47 18 95 31 63 87 31 16 25 44
53 80 13 86 32 53 11 31 85 12 31 43 91 72 59
Цель: диагностика избирательности и устойчивости внимания.
Реквизит: бланк с различными простыми элементами фигур и ряд из пяти целых фигур-эталонов к ним.
Инструкция: вверху таблицы изображены целые фигуры, а в самой таблице - фигуры, в которых не хватает некоторых деталей. Попробуй отыскать неполные фигуры и дополнить, дорисовать их так, чтобы они полностью походили на те, что наверху.
Регламент: 5 минут.
Обработка результатов: фиксируется время выполнения задания, число правильно и неправильно дополненных фигур, качественные характеристики стратегии поиска.
Высокий результат: время выполнения - менее 2 минут. Найдено 20 и более знаков. Ребенок через некоторое время догадывается, что каждой изображение в матрице является элементом какой-либо фигуры эталона, начинает работать систематически, дополняя последовательно все изображения, предпочитая более простые из них, которые дополняются всего одним штрихом.
Средний результат: ребенок находит 10 - 15 знаков за 2 минуты, но не обнаруживает понимания ситуации. Выискивает наиболее хорошо угадываемые фигуры по всему полю бланка (упорядочивает свой поиск к концу или с самого начала просматривает все строчки систематически).
Низкий результат: меньше 10 знаков, более 2 минут
хаотическое отыскивание фигур, обнаружение
самых легких знаков (+).
Цель: диагностика избирательности и устойчивости внимания.
Реквизит: строчки со слогом образца и словами, содержащими слог образца.
Инструкция: найти в словах те, которые содержат слог, данный вначале каждой строчки.
Обработка результатов: оценивается скорость и точность поиска. Стимульный материал к методике «Поиск образцов».
КО РУКАВ КАРТА ЗАКОН УКРОП ТАКСИ
БА САБЛЯ МЕДАЛЬ БАНАН БОЧКА РЕБРО
МА МИРАЖ СУМКА НАМЕК КУМАЧ ХРАМЫ
СЕ БАСНЯ ГАЗЕЛЬ СУФЛЕ КУСТЫ ПОСЕВ
ТУ ТАЧКА ГАЗЕТА ТУФЛЯ УТВАРЬ ТРУС
Цель: выявление уровня развития произвольного внимания.
Реквизит: цветные карандаши, лист цветной бумаги.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Будь внимателен, я объясню задание только один раз. Нарисуй в ряд 10 треугольников и заштрихуй карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Повторять задание категорически запрещается. Если ребенок не запомнил, пусть делает по-своему.
Обработка результатов: фиксируется количество ошибок при выполнении задания.
Нормативы:
высокий уровень: задание выполнено
правильно;
2. Методы оценки уровня развития речи у младших школьников.
Речь - это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства.
Овладение языком, речью - необходимое
условие формирования социально
активной личности. Научиться ясно
и грамматически правильно
Актуальность исследования продиктована увеличением роли устного слова в культурной жизни страны, так как наиболее ценимым в наше время стало умение говорить без подготовки, спонтанно. По свидетельствам видных отечественных психологов (А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна), механизм порождения спонтанной речи не проще, а в значительной мере сложнее порождения письменной речи. Умение же строить спонтанно связные речевые произведения есть "проявление речевой способности высшего порядка" (К.Ф. Седов). Следовательно, детей необходимо учить строить связные устные высказывания в целях повышения их коммуникативной компетенции.
Речь у детей младшего школьного возраста обычно развивается параллельно с совершенствованием мышления, особенно словесно-логического, поэтому, когда проводится психодиагностика развития мышления, она частично затрагивает речь, и наоборот: когда изучается речь ребенка, то в получаемых показателях не может не отразиться уровень развития мышления. Однако в младшем школьном возрасте речь необходимо все же выделять и оценивать отдельно от мышления, причем ее диагностика может быть двоякой: лингвистической и психологической. В первом случае выделяются и оцениваются те признаки речи, которые соответствуют ее лингвистическому анализу, в том числе лексика, грамматика, стилистика, фонетика и т.п. Во втором случае изучению подлежит в основном то, как ребенок пользуется речью для управления своими познавательными процессами, для регуляции поведения и общения с окружающими людьми. Полностью разделить лингвистический и психологический виды анализа речи на практике так же невозможно, как отдельно провести психодиагностику мышления и речи. Дело здесь в том, что речь человека в ее практическом виде содержит в себе как языковое (лингвистическое), так и человеческое (личностное, психологическое) начала. В силу сказанного используемые нами методики психодиагностики речи необходимо рассматривать как такие, которые позволяют получить комбинированную, психолингвистическую информацию о соответствующем познавательном процессе, включая определения понятий (в данном случае в отличие от исследования мышления обращается внимание на владение словом при выражении мысли, а не на саму мысль), словарного запаса ребенка.
В этой методике ребенку предлагают следующие наборы слов:
1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.
3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.
5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый
Перед началом диагностики ребенку предлагается следующая инструкция:
"Перед тобой несколько
разных наборов слов. Представь
себе, что ты встретился с человеком,
Далее ребенку предлагается дать определения последовательности слов, выбранной наугад из пяти предложенных наборов, к примеру, такой: автомобиль, гвоздь, газета, зонтик, чешуя, герой, связывать, щипать, шершавый, вертеться. За каждое правильно Данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 сек. Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово.
Замечания:
2. Перед тем как ребенок попытается дать определение слову, необходимо убедиться в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью следующего вопроса: "Знаешь ли ты это слово?" или "Понимаешь ли ты смысл этого слова?" Если получен со стороны ребенка утвердительный ответ, та после этого экспериментатор предлагает ребенку самостоятельно дать определение этого слова, и засекает отводимое на это время.
3. Если предложенное ребенком определение слова оказалось не вполне точным, то за данное определение ребенок получает промежуточную оценку - 0,5 балла. При совершенно неточном определении - 0 баллов.
Оценка результатов
Максимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение этого задания, равно 10, минимальное - 0. В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за определения всех 10 слов из выбранного набора. При повторном проведении психодиагностики одного и того же ребенка при помощи данной методики рекомендуется пользоваться разными наборами слов, так как ранее данные определения могут запоминаться и затем воспроизводиться по памяти.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
Методика 2. Выяснение словарного запаса
В этой методике в качестве стимульного материала ребенку предлагаются те же самые пять наборов слов по десять слов в каждом, которые были использованы в только что описанной методике. Процедура проведения данной методики состоит в следующем. Ребенку зачитывается первое слово из первого ряда - велосипед" и предлагается из следующих рядов выбрать слова, подходящие к нему по смыслу, составляющие с данным словом данную группу, определяемую одним понятием. Каждый последующий набор слов медленно зачитывается ребенку с интервалом между каждым произносимым словом в 1 сек. Во время прослушивания ряда ребенок должен указать то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к уже услышанному. Например, если он ранее услышал слово "велосипед", то из второго ряда должен будет выбрать слово "самолет", составляющее с первым понятие "виды транспорта" или "средства передвижения". Далее последовательно из следующих наборов он должен будет выбрать слова "автомобиль", "автобус" и "мотоцикл". Если с первого раза, т.е. после первого прочтения очередного ряда ребенок не сумел отыскать нужное слово, то разрешается прочесть ему этот ряд еще раз, но в более быстром темпе. Если же после первого прослушивания ребенок сделал свой выбор, но этот выбор оказался неправильным, экспериментатор фиксирует ошибку и читает следующий ряд. Как только для поиска нужных слов ребенку прочитаны все четыре ряда, исследователь переходит ко второму слову первого ряда и повторяет эту процедуру до тех пор, пока ребенок не предпримет попыток отыскать все слова из последующих рядов, подходящие ко всем словам из первого ряда.
Замечание:
"Итак, мы с тобой уже нашли слова "велосипед", "самолет" и "автомобиль", которые имеют общий смысл. Помни о нем, когда я буду читать тебе следующий ряд слов, и как только ты в нем услышишь такое же по смыслу слово, сразу же скажи об этом".
Оценка результатов
Если ребенок правильно нашел значения от 40 до 50 слов, то он в итоге получает 10 баллов.