Детская тревожность, её психологическое значение. Психолого-педагогическая работа с тревожными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:52, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является изучение проблемы детской тревожности и определение направлений коррекционно-развивающей работы по её снижению.

Объект исследования – тревожность детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – причины проявления тревожности у детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………...……………………………………………….…………………….2



ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФЕНОМЕНА

ТРЕВОЖНОСТИ



1.1. Определение понятия «тревожность». Основные характеристики и уровни тревожности…………………………………………………………………..……….……...5



1.2. Исследования «тревожности» в работах некоторых отечественных и зарубежных психологов. ……………………………………………………………………… 8



ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ.



2.1 Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста. ………………………………………..…………...11



2.2 Направления коррекционной работы с тревожными детьми……….…………..16



ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...24



ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………..26

Работа состоит из  1 файл

курсовая №1.doc

— 132.50 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема:    Детская тревожность, её психологическое значение.

                 Психолого-педагогическая работа с тревожными детьми.

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ………...……………………………………………….…………………….2

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФЕНОМЕНА

ТРЕВОЖНОСТИ

 

1.1. Определение понятия «тревожность». Основные характеристики и уровни тревожности…………………………………………………………………..……….……...5

 

1.2. Исследования «тревожности»  в работах некоторых отечественных и зарубежных психологов.  ……………………………………………………………………… 8

 

ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ.

 

2.1 Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста. ………………………………………..…………...11

 

2.2 Направления коррекционной работы с тревожными детьми……….…………..16

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...24

 

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………..26

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

   Современное общество за последние годы стало более динамичным. Это обусловлено, прежде всего, большей его информативностью и вариативностью социальных взаимодействий. В связи с этим к человеку и к его личностным качествам предъявляются повышенные требования. В современном  человеке в наибольшей степени приветствуются такие черты  как коммуникабельность, высокая степень адаптивности, эмоциональная устойчивость, уверенность в себе. Те же требования предъявляются и к личности ребенка.

        К сожалению, вопреки запросам общества, в настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых надёжных отношений в семье, эмоциональной привязанности. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции. Хотя определенные страхи присущи каждому ребенку, однако, если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.

   До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений. Психолог Е. Ю. Брель выявила и такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет.

   По снижению тревожности и ее преодолению работали многие психологи.

Так, например, Рогов Е.И. разработал коррекционную работу с учащимися, испытывающими так называемую открытую тревогу. Психологи  Тэмпл Р.,  Амен В., Доркит М. разработали тест на выявления тревожности у детей. Прихожан А.М. разработал методы и приемы психокоррекционной работы с тревожными детьми. Овчарова Р.В. выделила способы преодоления тревожности у детей. Савина Е. и Шанина Н. разработали рекомендации воспитателю детского сада и родителям, воспитывающих такого ребенка. Чистякова М.И. разработала упражнения и этюды на релаксацию, которые описала в своей книге «Психогимнастика».

   Несмотря на то, что в исследовании детской тревожности проведена серьёзная работа, число тревожных детей неуклонно растет. До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений. Психолог Е. Ю. Брель выявила и такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей постоянно увеличивается.

   Таким образом, выбранная мной тема является актуальной на сегодняшний день, так как количество тревожных детей неуклонно растёт. Тревога, не только дезорганизует   деятельность, она начинает разрушать личностные структуры человека. Поэтому знания причин возникновения повышенной тревожности, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей дошкольного возраста.

Целью моей работы является изучение проблемы детской тревожности и определение направлений коррекционно-развивающей  работы по её снижению.

Объект исследования – тревожность детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – причины проявления тревожности у детей дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1.      Рассмотреть и систематизировать теоретические источники по данной проблеме.

2.      Изучить особенности проявления тревожности у детей дошкольного возраста и установить причины её повышения.

3.      Определить методы коррекционной работы с тревожными детьми.

    Гипотеза – снижение уровня тревожности дошкольников возможно при комплексном подходе в коррекционной работе с дошкольниками и их окружением.

    В первой главе дается теоретическое обоснование феномена тревожности, рассматривается исследование проблемы тревожности в отечественной и зарубежной психологии.

   Вторая глава посвящена рассмотрению вопросов по проявлению тревожности в дошкольном возрасте и психолого-педагогической работе по её профилактике и коррекции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I.  ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ТРЕВОЖНОСТИ.

 

1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ТРЕВОЖНОСТЬ». ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И УРОВНИ ТРЕВОЖНОСТИ.

     В психологической литературе можно встретить разные определения понятия «тревожность». Большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

     Так Прихожан А.Н. указывает, что «тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [14,92]. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. По определению Немова Р.С. «тревожность – постоянно или  ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в  специфических социальных ситуациях» [12,471].

   Савина Е., доцент кафедры  психологии Орловского государственного педагогического Университета, считает, что  тревожность определяется как устойчивое отрицательное  переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих.

      По  определению Степанова С.С. «тревожность - переживание  эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи»[20, 613].

      Психологический словарь определяет тревожность, «как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги» [16,276]; один из основных параметров индивидуальных различий, тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психической травмы, у многих групп лиц с отклоняющимся поведением. В целом тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности.

     Таким образом, понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью  к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

     Выделяют два основных вида тревожности. Первым из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений.

     Это состояние  не только является вполне нормальным, но и играет свою

положительную роль. Захаров А.И., Рогов Е.И. указывают на то, что «тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта» [19,296]. Существует определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность, назначение которой является обеспечением безопасности субъекта на личностном уровне. Она выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безолаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.

      У детей дошкольного возраста ситуативная тревожность доминирует.

      Другой вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, данный вид тревожности ведет к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.

   Уровень тревожности показывает внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуаций и дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.

   Таким образом, проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств.

      Механизм формирования тревожности как свойства личности представлен в работе  Глозмана Ж.М. и Зоткина В.В.: «Структурные изменения личности формируются не сразу, а постепенно, по мере закрепления отрицательных личностных установок, тенденций воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на них состоянием тревоги» [7,59]. Другими словами, «при неоднократном повторении условий, провоцирующих высокие значения тревоги, создается постоянная готовность к переживанию этого состояния». Постоянные переживания тревоги фиксируются и становятся свойством личности – тревожностью.

   Тревожность обладает собственной побудительной силой, выступает как мотив, имеющий достаточно устойчивые, привычные формы его реализации в поведении, что является, по мнению .Божович Л.И., «специфической особенностью сложных психологических новообразований аффективно - потребностной сферы»[5,173]. Все это позволяет рассматривать тревожность именно как личностное образование, характеризующееся сложным строением.

    Мусина И.А. предлагает ввести термины «внешняя» и «внутренняя» личностная тревожность, ссылаясь при этом на известное положение Рубинштейна С.Л. о действии внешнего через внутреннее.

     Таким образом, одним из проявлений эмоциональной сферы является тревожность. Тревожность – это личностное образование, характеризующееся сложным строением, которое проявляется в различных, ситуациях и имеет свои особенности.

 

 

1.2. ИССЛЕДОВАНИЯ «ТРЕВОЖНОСТИ»  В РАБОТАХ НЕКОТОРЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ.

 

   Над проблемой детской тревожности  работали многие психологи.

     Так, например, Рогов Е.И. разработал  коррекционную работу  с учащимися, испытывающими так называемую открытую тревогу. Он предлагает ряд приемов, например:

- «приятное воспоминание», где школьнику предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление и как можно ярче, стараясь  вспомнить все ощущения

-  «Улыбка», где даются упражнения  для расслабления мышц лица.

     Овчарова Р.В. выделила способы преодоления тревожности у детей, где  работа педагога по снятию тревожности и страхов может проводиться непосредственно  в ходе учебных занятий, когда используются отдельные методы и приемы.

Информация о работе Детская тревожность, её психологическое значение. Психолого-педагогическая работа с тревожными детьми