Детская тревожность, её психологическое значение. Психолого-педагогическая работа с тревожными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:52, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является изучение проблемы детской тревожности и определение направлений коррекционно-развивающей работы по её снижению.

Объект исследования – тревожность детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – причины проявления тревожности у детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………...……………………………………………….…………………….2



ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФЕНОМЕНА

ТРЕВОЖНОСТИ



1.1. Определение понятия «тревожность». Основные характеристики и уровни тревожности…………………………………………………………………..……….……...5



1.2. Исследования «тревожности» в работах некоторых отечественных и зарубежных психологов. ……………………………………………………………………… 8



ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ.



2.1 Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста. ………………………………………..…………...11



2.2 Направления коррекционной работы с тревожными детьми……….…………..16



ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...24



ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………..26

Работа состоит из  1 файл

курсовая №1.doc

— 132.50 Кб (Скачать документ)
stify">- повысить самооценку ребенка;

-обучить ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжений;

- отработать навыки владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка;

- обучить взрослых, окружающих тревожного ребенка, правилам поведения с таким ребенком;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе мною были рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся причин возникновения тревоги, виды тревожности, ее проявление у дошкольников, а также методы профилактики и коррекции тревожности.                                                                                                

Подводя итог, можно отметить следующие моменты:

- Тревожность как черта характера – это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей. Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер;

-  тревожность как личностная черта оказывает неоднозначное воздействие на эффективность деятельности;

-  тревожность не всегда осознается субъектом и может регулировать его поведение на неосознаваемом уровне.

   Рассматривая особенности проявления тревожности в дошкольном возрасте, можно сказать, что дети, испытывающие чувство тревоги, обычно неуверенны в себе, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети думают, что они хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумелые, неуклюжие.                           

   Чтобы существенно снизить тревожность ребенка, необходимо педагогам и родителям, воспитывающим ребенка, обеспечить реальный успех ребенка в какой-либо деятельности (рисование, игра, помощь по дому и др.). Ребенка нужно меньше ругать и больше хвалить, причем, не сравнивая его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня нарисовал лучше, чем вчера; быстрее убрал игрушки и т.д.);

   Необходим щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребенка невелики. Например, если он медленно одевается, не нужно постоянно фиксировать на этом его внимание. Однако, если появился хотя бы малейший успех, обязательно нужно его отметить;

   Больше обращать внимание на обстановку, которая складывается дома и в детском саду. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми тоже могут способствовать снижению общей тревожности ребенка.

  Нельзя оставлять без внимания тревожных детей. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо воспитателю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию Екатеринбург: Деловая книга, М.: Издательский центр Академия, 1995

2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1995. 36 с.

3. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности /Психологический журнал 1997 - 2

4. Аракелов Н.Е, Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции /Вестник МУ, сер. Психология 1998

5.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968 с

5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 1990г.

6.  Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пединститутов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. И доп. - М. : Просвещение, 1979. -288с.

7.Глозман Ж.М., Зоткин В.В. Исследование уровня тревожности у больных с афазией // Вестн. Моск. Ун-та. Психология. № 1 с. 55-61 1983г

8. Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте / Психологические полследования Тбилиси, изд - во: Мецнисреба, 1960

9.Кондратьева С.В. Душа как предмет психологической науки - Вестник ПСТГУ. Педагогика. Психология, 2008. С.78-93

10. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Лики и маски тревоги. / Воспитание школьника. 1990, № 6, С. 34-41/.

11. Мухина В.С. Детская психология: [Учеб. Для пед. ин-тов] / Под ред. Л.А.Венгера М.: Просвещение, 1985г.

12. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. -М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995г.

13. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. М., 1996

14. Прихожан А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1994

15. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Маврентьевой, - М.: Новая школа, 1996 

16. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990 494 с.

17. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М., 1996. 312 с.

18. Психологический словарь / под редакцией В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. М., 1983

19 Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога – М., 1996

20.Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия-М.:Эксмо, 2007

21. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда. /Психологический словарь (Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова)- М.: Педагогика-Пресс, 1999

22.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога – М., 1996

23. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков. -М.: АПН, 1961.

 

 

 

0

 



Информация о работе Детская тревожность, её психологическое значение. Психолого-педагогическая работа с тревожными детьми