Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 15:18, реферат
Причинами повреждения мозга могут быть различные инфекционные и другие заболевания, перенесенные будущей матерью во время беременности, ушибы плода в тот или иной период его внутриутробного развития, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или по групповой принадлежности. Иногда это заболевание возникает у детей на первых годах жизни в связи с нейроинфекциями и травмами черепа. Во всех случаях раннее повреждение мозга в период его наиболее интенсивного развития определяет сложность и полиморфизм клинических проявлений.
Введение 2
Глава 1. Общее понятие о детском церебральном параличе.
Этиология и патогенез 3
Клиническая картина и формы ДЦП. 5
Глава 2. Речевые нарушения у детей с детским церебральным
параличом.
2.1. Доречевое развитие здорового ребенка и ребенка с церебральным параличом. 7
2.2. Развитие речи в норме и у детей с церебральным параличом. 12
2.3. Классификация и формы речевых нарушений
у детей с церебральным параличом. 16
2.4. Дизартрия. 17
2.5. Алалия. 19
Заключение. 21
Список литературы.
В первые месяцы после рождения у ребенка наиболее интенсивно развиваются слуховой, зрительный и двигательно-кинестетический анализаторы. Причем доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная.
Речедвигательный анализатор начинает
формироваться в доречевом
В настоящее время доказано, что процесс сенсорного развития, в том числе и восприятие речи, осуществляется с необходимым участием двигательных импульсов.
Двигательной системе
По последним данным, ребенок
рождается с готовыми к функционированию
органами артикуляции. Однако проходит
длительный подготовительный период,
перед тем как он оказывается
в состоянии произносить
Произносимые ребенком в доречевом
периоде звуки не являются фонемами.
Звуки отличаются большой вариабельностью
артикуляционных укладов. Многие из
них в дальнейшем пропадают, и
фонемами родного языка ребенок
овладевает как бы заново. Однако эти
первые голосовые реакции создают
необходимый базис для
Все голосовые реакции ребенка можно разделить на две группы: рефлекторные звуки; «социализированные» звуки.
Среди рефлекторных звуков выделяют
две группы: звуки крика и звуки
«удовольствия».
Оценка крика ребенка имеет
важное диагностическое значение. У
здорового новорожденного крик громкий,
чистый, с коротким вдохом и удлиненным
выдохом. У детей с церебральным
параличом, у которых в дальнейшем
выявляются расстройства речи, крик может
в первые недели отсутствовать или
имеет болезненный характер. Он может
быть пронзительным или очень
тихим в виде отдельных всхлипываний
или вскрикиваний, которые ребенок
обычно производит на вдохе. Болезненным
признаком является также носовой
оттенок голоса. При детском церебральном
параличе крик обычно остается однообразным,
без интонационной
Важным этапом в доречевом развитии является стадия гуления, которая охватывает первое полугодие жизни ребенка.
В период гуления можно отметить
переход чисто рефлекторных звуков
в социализированные. Звуки гуления
все больше и больше начинают выполнять
функцию общения ребенка с
окружающими. У здоровых детей период
гуления совпадает с
Как уже отмечалось, звуки удовольствия у детей с церебральным параличом часто рудиментарны и заменяются звуками крика.
У детей с церебральным параличом развитие голосовых реакций на этом этапе нарушено. При тяжелых формах заболевания гуление не появляется вообще, при более легких формах — звуки появляются в более поздние сроки, отличаются однообразием, произносятся редко и тихо, часто сопровождаются чрезмерными хаотическими движениями в конечностях.
Симптомами «риска» речевых
нарушений у детей с
В конце первого полугодия жизни
в стимулировании и усложнении голосовых
реакций большую роль играет дальнейшее
развитие слухового и зрительного
восприятия, увеличение общей двигательной
активности, активизации движений руки
(ребенок тянется и
К 5—6 месяцам нормальный ребенок
начинает произносить сочетания
губных и гласных звуков, таких, как:
баааа, мааа, а также язычных звуков
тааа, лааа. К этому же возрасту появляется
и первый слог ба или ма. Вначале
слог произносится однократно, очень
редко и как бы случайно. Это
—начало развития лепета. Лепет
имеет важное значение в развитии
речи. В период лепета происходит соединение
отдельных артикуляций в
В конце первого года жизни
у здорового ребенка
У детей с церебральным
параличом в силу их двигательных
нарушений с большим трудом развивается,
а иногда и не развивается вовсе
предметно-практическая и игровая
деятельность. Ведущей формой деятельности
у них многие годы может оставаться
эмоционально-положительное
Большое влияние на развитие
речи в дошкольном возрасте оказывает
совершенствование предметно-
У ребенка с церебральным
параличом из-за выраженности двигательных
нарушений предметно-
С конца второго и начала третьего года жизни (1 год 10 месяцев — 2 года 1 месяц) начинается второй этап развития детской речи. На этом этапе происходит усвоение грамматической структуры предложений. Длина предложений увеличивается до трех слов. Качественной особенностью этого этапа является то, что окончания употребляемых ребенком слов начинают изменяться в зависимости от их синтаксической роли. Для выражения синтаксических связей ребенок начинает использовать падежные окончания существительных, личные окончания глаголов и служебные слова. Второй этап продолжается приблизительно до трех лет.
Третий период длится от 3 до 7 лет,
однако усвоение морфологической системы
русского языка продолжается и в
период школьного обучения. На третьем
этапе развиваются предложения
более сложной синтаксической структуры,
усваиваются разнообразные
Нарушения речевого развития у детей
с церебральным параличом на втором
и третьем этапе усвоения языка
проявляются прежде всего в бедности
их пассивного и особенно активного
словаря, в недифференцированном употреблении
слов. С особенно большим тру-, дом
усваиваются слова, обозначающие действия.
Они часто заменяются словами, обозначающими
предметы. Дети затрудняются в построении
предложений, в согласовании сказуемого
с подлежащим, смешивают падежные
окончания. Особые трудности в связи
с поражением артикуляционной моторики
возникают у них в усвоении
звуковой стороны речи. Из-за парезов
и параличей артикуляционной
мускулатуры и нарушений
Характерной особенностью нарушений речевого развития детей с церебральным параличом в дошкольном возрасте является отставание в усвоении разнообразных языковых категорий, особенно предлогов.
Надо сказать, что у многих детей с церебральным параличом отмечаются низкая речевая активность и преобладание простых коротких предложений. Иногда они дают стереотипный ответ из одного слова на заданный им вопрос.
Возрастная динамика речевого развития у детей с церебральным параличом зависит от состояния интеллекта и структуры интеллектуального дефекта. Наименее благоприятной динамика речевого развития была у детей, у которых детский церебральный паралич сочетался с олигофренией.
Динамика речевого развития зависит также от тяжести и характера поражения двигательной сферы. В наибольшей степени эта зависимость проявлялась между тяжестью поражения рук и степенью отставания в развитии речи. Наиболее благоприятная динамика речевого развития была у детей с минимальным поражением рук.
Связь движений руки с речью
была отмечена еще в 1928 году В. М. Бехтеревым,
который отмечал стимулирующее влияние
движений руки на развитие речи. Экспериментально
было доказано, что в наибольшей степени
с развитием речи связана мимика и движения
кистей рук, в частности пальцев.
На сегодняшний день установлено:
Именно поэтому, наиболее
тяжелые нарушения
В структуре дефекта у детей с церебральным параличом значимое место занимает расстройство речи частотой около 70 процентов.
Формы речевых нарушений у детей
с церебральным параличом многообразны,
что связано с вовлеченностью
в патологический процесс различных
мозговых структур. Целесообразно выделить
следующие формы речевых