Детский церебральный паралич

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 15:18, реферат

Описание

Причинами повреждения мозга могут быть различные инфекционные и другие заболевания, перенесенные будущей матерью во время беременности, ушибы плода в тот или иной период его внутриутробного развития, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или по групповой принадлежности. Иногда это заболевание возникает у детей на первых годах жизни в связи с нейроинфекциями и травмами черепа. Во всех случаях раннее повреждение мозга в период его наиболее интенсивного развития определяет сложность и полиморфизм клинических проявлений.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Общее понятие о детском церебральном параличе.
Этиология и патогенез 3
Клиническая картина и формы ДЦП. 5
Глава 2. Речевые нарушения у детей с детским церебральным
параличом.
2.1. Доречевое развитие здорового ребенка и ребенка с церебральным параличом. 7
2.2. Развитие речи в норме и у детей с церебральным параличом. 12
2.3. Классификация и формы речевых нарушений
у детей с церебральным параличом. 16
2.4. Дизартрия. 17
2.5. Алалия. 19
Заключение. 21
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

спец. псих.docx

— 52.73 Кб (Скачать документ)
  • дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры за счет поражения центральной нервной системы;
  • алалия — системное недоразвитие речи в результате поражения или дисфункции корковых речевых зон;
  • вторичная задержка речевого развития — нарушение темпа развития речи в связи с тяжелой двигательной недостаточностью, двигательной недостаточностью и соматической ослабленностью, двигательной недостаточностью и неблагоприятными условиями окружения, например вынужденная изоляция от коллектива сверстников, двигательной недостаточностью и выраженными нарушениями деятельности;
  • общее недоразвитие речи — стойкое нарушение речевого развития в связи с тяжелым поражением артикуляционной моторики (дизартрия) в сочетании с сенсорными дефектами или нарушениями интеллектуальной деятельности;
  • заикание и мутизм — невротические и невроподобные речевые расстройства;
  • нарушения письменно речи.

Речевые нарушения у детей с  церебральным параличом редко встречаются  в изолированном виде. Например, наиболее частая форма речевой патологии  — дизартрия может сочетаться с любой из представленных выше форм речевой патологии. Все формы  речевой патологии при церебральном параличе отражают специфику самого заболевания.

2.4. Дизартрия.

При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счет органического  поражения центральной нервной  системы. Структуру речевого дефекта  составляет нарушение звукопроизносительной  стороны речи.

Для дизартрии характерны: нарушения  артикуляционной моторики в виде изменения тонуса артикуляционных  мышц, ограничения объема их произвольных движений, координаторных расстройств, различного рода синкинезий, тремора, гиперкинезов языка, губ; нарушения  дыхания; расстройства голосообразования.

В рамках церебрального паралича выделяют несколько видов дизартрических расстройств:

  • спастико-паретическая. Ведущий неврологический синдром -спастический парез, наиболее часто встречающаяся форма у детей с ДЦП.Спастический парез связан с ослаблением или выпадением иннервацииразличных черепно-мозговых нервов, причем поражение центральныхнейронов этих нервов может носить как общий, так и избирательныйхарактер. Спастический парез проявляется по разному:
    1. в невозможности выполнить артикуляторное движение
    2. в невозможности длительно удерживать нужную артикуляторную позу
    3. в невозможности быстрого переключения от одного артикуляторного уклада к другому

Характер произносительной стороны речи: голос недостаточной  силы и звонкости, истощаемы все  параметры голосовых возможностей, снижена амплитуда голосовых  модуляций, необходимых для живой  интонации, темп речи замедленный, речевой  выдох истощаем, вдох неглубокий.

  • Гиперкинетическая форма дизартрии названа по ведущему

гиперкинетическому синдрому.

Проявлений спастического пареза не наблюдается,следовательно нарушения  движений речевой мускулатуры вызваны  неслабостью мышц, а характером гиперкинезов, степенью их выраженности иформой.Тип  гиперкинеза определяется локализацией поражения в экстрапирамиднойсистеме.

Произносительная сторона речи: голос напряженный, прерывистый, вибрирующий, изменяющийся по высоте и силе, модуляционные  возможности в ограниченных пределах возможны. При атетоидном гиперкинезе  несколько труднее произнесение аффрикативных и щелевых звуков.

  • Спастико-ригидная форма. Ведущий неврологический синдром -спастический парез и ригидность (напряжение тонуса мышц - агонистов и антагонистов, при котором страдает плавность и слаженность мышечного взаимодействия). Характеризуется проявлениями спастического пареза всочетании с экстрапирамидными нарушениями. Произносительная сторона речи: голос глухой, напряженный, амплитуда голосовых модуляций снижается до нуля, сила голоса ослаблена, полетность гласных чрезвычайно мала, темп быстрый, речь резко отрывиста, в редких случаях темп может быть медленным с постепенным затуханием голоса. Характер звукопроизношения в большей степени страдает в фонетической окраске, однако чаще фонемные свойства звуков все сохраняются

2.5. Алалия.

Алалия (3-8% детей с ДЦП) рассматривается  как специфическое языковое расстройство, возникающее в результате поражения  корковых зон в доречевой период. Проявляется в недоразвитии всех сторон речи и нарушении ее коммуникативных  функций.

Алалия возникает  при повреждении речевых областей больших полушарий головного мозга (центр Брока и центр Вернике). В связи с этим различают моторную и сенсорную алалию. При моторной алалии в значительной степени сохраняется понимание обращенной обиходной речи и резко нарушена способность продуцировать речь. При сенсорной алалии резко нарушено понимание обращенной речи.

У детей с ДЦП отмечают как  моторную, так и сенсорную алалию, при этом моторная алалия часто сочетается с дизартрией. Сенсорная алалия возникает  преимущественно при гиперкинетической  форме ДЦП.

Патогенез алалии при ДЦП определяется следующими факторами:

  • повреждение корковых механизмов речи под влиянием различных экзогенных вредностей, которые также являются причиной ДЦП
  • вторичное недоразвитие корковых механизмов речи в результате двигательно-кинестетической депривации или патологической афферентации с периферических отделов речевой системы в связи с поражением артикуляционной мускулатуры.

В структуре алалии прежде всего  выделяют специфические нарушения  лексики. Недостаток  словаря этих детей объясняется особенностями  их познавательной деятельности, замедленным  и своеобразным формированием мыслительных процессов. Исследования ряда авторов  свидетельствует о значительном преобладании пассивного словаря над  активным, об употреблении детьми некоторых  слов при недостаточном или искаженном понимании их значения (особенно часто  слова, выражающие пространственные и  временные отношения). Дети с ДЦП  труднее запоминают названия действий в связи с несовершенным овладением движениями. Изучение словарного запаса выявляют у большинства детей значительные трудности в овладении лексическими значениями слов, плохую дифференциацию этих слов по их семантическим признакам.

 Также в словаре детей  с ДЦП отмечаются неоправданные  смысловые замены, преобладание  существительных и глаголов (составляют  суммарно около 90% лексического  запаса). Прилагательные, наречия, местоимения встречаются гораздо реже. Наблюдаются трудности определения смыслового содержания многозначных слов, неспособность самостоятельно раскрыть переносное значение слов.

Среди нарушений грамматического  строя речи отмечают трудности построения предложений различных типов, трудности  употребления и пропуски предлогов, союзов, служебных слов. При построении фраз дети затрудняются в согласовании существительных с глаголом и  особенно с прилагательным. Эти трудности  связаны с недостаточной дифференциацией  морфемных признаков имен существительных. Еще большие трудности возникают  при согласовании прилагательных и  существительных в падеже, в этих случаях также отсутствует связь  грамматических форм с морфологическими признаками существительного. Кроме  этого, дети испытывают значительные трудности  при усвоении глагольных форм управления, что обусловлено не достаточным  формированием  падежно-предложных конструкций, т. е. дети с ДЦП часто  не могут осознать и обобщить морфологические  элементы слова и возникающие  в их речи аграмматизмы отличаются стойкостью и плохо поддаются  коррекции.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В структуре дефекта у  детей с церебральным параличом  значительно место занимают нарушения  речи, частота которых составляет 80%. Особенности нарушений речи и  стёпень их выраженности завися в  первую очередь от локализации и  тяжести поражения мозга В  основе нарушений речи при ДЦП  лежит не только повреждении определенных структур мозга, но и более позднее  формировании или недоразвитие тех  отделов коры головного мозга, которые  имеют важнейшее значение в речевой  и психической деятельности Отставания в развитии речи при ДЦП связаны  с ограничение объема знаний и  представлений об окружающем, недостаточность  предметно-практической деятельности. Неблагоприятное влияние на развитие речи оказывают допускаемые родителями ошибки воспитания. Часто родители чрезмерно опекают ребенка, стремятся  многое сделать за него, предупреждают  все его желания или выполняют  их в ответ на жест или взгляд. При этом не формируется потребность  в речевой деятельности, ребенок  лишается важного для него речевого общения. Большое значение в механизме  речевых нарушений при ДЦП  имеет сама двигательная патология. Отмечается взаимосвязь между речевыми и двигательными нарушениями  у детей с церебральным параличом. Длительное сохранение патологических тонические рефлексов оказывает  отрицательное влияние на мышечный тонус артикуляционного аппарата. Выраженность тонических рефлексов повышает тонус  мышц языка, затрудняет дыхание, голосообразование, произвольное открывание рта, движения языка вперед и вверх. Подобные нарушения  артикуляционной моторики задерживают  и нарушают формирование голосовой  активности и звукопроизносительной  стороны речи. Недостаточность кинестетического восприятия проявляется в том, что  ребенок не только с трудом выполняет  движения, но и слабо ощущает положение  и движение органов артикуляции  и конечностей.

 

 

Список литературы.

  1. Абрамович О.Д. и др. Справочник логопеда. - М.: Эксмо, 2007
  2. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи.- Киев, 1988
  3. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах.- М., 1990
  4. Логопедия./ Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. М., 2002
  5. Лопатина Л.В. Характеристика и структура речевого дефекта у дошкольников со стёртой дизартрией: Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью.- СПб., 1996.
  6. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда. -  М.: Просвещение, 1985.
  7. Специальная педагогика. / Под ред. Н. М. Назаровой. - М., 2000.
  8. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. Санкт-Петербург. Издательство «Дидактика Плюс». 2001

 

 

 


Информация о работе Детский церебральный паралич