Детский церебральный паралич

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 15:18, реферат

Описание

Причинами повреждения мозга могут быть различные инфекционные и другие заболевания, перенесенные будущей матерью во время беременности, ушибы плода в тот или иной период его внутриутробного развития, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или по групповой принадлежности. Иногда это заболевание возникает у детей на первых годах жизни в связи с нейроинфекциями и травмами черепа. Во всех случаях раннее повреждение мозга в период его наиболее интенсивного развития определяет сложность и полиморфизм клинических проявлений.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Общее понятие о детском церебральном параличе.
Этиология и патогенез 3
Клиническая картина и формы ДЦП. 5
Глава 2. Речевые нарушения у детей с детским церебральным
параличом.
2.1. Доречевое развитие здорового ребенка и ребенка с церебральным параличом. 7
2.2. Развитие речи в норме и у детей с церебральным параличом. 12
2.3. Классификация и формы речевых нарушений
у детей с церебральным параличом. 16
2.4. Дизартрия. 17
2.5. Алалия. 19
Заключение. 21
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

спец. псих.docx

— 52.73 Кб (Скачать документ)

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ИНСТИТУТ

ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

__________________________________________________________________ФАКУЛЬТЕТ  ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ ОСП

Кафедра психологического консультирования

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

 

 

По дисциплине «Специальная психология»

 

 

 

 

Выполнила студентка 2 г.о.

Заочной формы обучения

Медведева Татьяна Владимировна

Проверил к. мед. н., доцент

 Парфенов Ю.А

 

 

Санкт-Петербург

2010

 

 

 

Содержание.

Введение                                                                                                                   2

Глава 1. Общее понятие о детском церебральном параличе.

    1. Этиология и патогенез                                                                                  3
    2. Клиническая картина и формы ДЦП.                                                          5         

Глава 2. Речевые нарушения у  детей с детским церебральным

параличом.

2.1.     Доречевое развитие здорового  ребенка и ребенка с церебральным  параличом.                                                                                                                7

2.2.      Развитие речи в норме и  у детей с церебральным параличом.             12           

2.3.      Классификация и формы речевых нарушений

у детей  с церебральным параличом.                                                                    16

2.4.     Дизартрия.                                                                                                   17

2.5.     Алалия.                                                                                                        19

Заключение.                                                                                                            21

Список литературы.                                                                                               22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Детский церебральный паралич  — тяжелое заболевание центральной  нервной системы. При этом заболевании  имеет место раннее (обычно в период внутриутробного развития) поражение  головного мозга. Особенно страдают те мозговые структуры, при помощи которых  осуществляются произвольные движения.

Причинами повреждения мозга  могут быть различные инфекционные и другие заболевания, перенесенные будущей матерью во время беременности, ушибы плода в тот или иной период его внутриутробного развития, несовместимость крови матери и  плода по резус-фактору или по групповой принадлежности. Иногда это  заболевание возникает у детей  на первых годах жизни в связи  с нейроинфекциями и травмами черепа. Во всех случаях раннее повреждение  мозга в период его наиболее интенсивного развития определяет сложность и  полиморфизм клинических проявлений.

При детском церебральном параличе особенно страдают те мозговые структуры, при помощи которых осуществляются произвольные движения.

Отсюда понятно, что поражение  этих структур не может не сказаться  самым отрицательным образом  на формировании речи. В основе имеющих  место при детском церебральном параличе нарушений речи лежит не столько «поломка» уже готовых  речедвигательных механизмов, сколько  задержанное или искаженное их развитие. Во всех этих случаях нарушается взаимодействие систем регуляции произвольных и  непроизвольных движений в скелетной  и речевой мускулатуре.

У многих детей с церебральным параличом отмечаются те или иные нарушения речи. Понятно, что они  затрудняют общение этих детей с  окружающими и отрицательно сказываются  на всем их развитии.

 

 

 

 

Глава 1. Общее  понятие о детском церебральном параличе.

    1. Этиология и патогенез

Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга - внутриутробного, в родах, а также в период новорожденности, т. е. когда основные структуры мозга еще не созрели. Частота заболевания 1.71 на 1000 детского населения.

Мастюкова Е.М. дает следующее определение детского церебрального паралича: «Термин ДЦП обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц».

Под термином «детские церебральные параличи» (ДЦП) понимают группу заболеваний, возникающих вследствие повреждений головного (реже спинного) мозга во время внутриутробного развития плода, в момент родов или в раннем послеродовом периоде.

В настоящее время считают, что  причиной возникновения церебральной патологии является воздействие  на мозг комплекса вредных факторов, поэтому заболевание рассматривается  как полиэтиологическое.

К внутриутробным вредностям относят  острые или хронические экстрагенитальные  заболевания матери. Другими "материнскими" факторами перинатального риска  являются прием лекарств во время  беременности и другие интоксикации, а также иммунологическая несовместимость  матери и плода (АВО- и резус-несовместимость), физические травмы во время беременности, многоплодная беременность.

В литературе упоминается и о  наследственной компоненте в причинах поражения головного мозга при  ДЦП. ДЦП у мальчиков встречается  в 1,3 раза чаще и имеет более тяжелое  течение, чем у девочек, что пытаются объяснить наличием наследственного  фактора ДЦП, сцепленного с полом.

В многочисленных сообщениях об иммунологических нарушениях при ДЦП, приводящих к  патологии развития головного мозга, также выдвигается на первый план первичность поражения головного  мозга при ДЦП.

Считается, что при ДЦП нарушается влияние структур головного мозга, ответственных за обеспечение позы и ходьбы, на мотонейроны спинного мозга, что приводит к патологическому  характеру развития произвольной моторики. Эта точка зрения, объясняя затруднение  произвольных движений при ДЦП, не дает ответа на вопрос, почему нарушается влияние  головного мозга на мотонейроны  спинного мозга?

При наличии расстройств внутриутробного  развития ребенка роды часто имеют  тяжелое и затяжное течение, что  приводит к созданию условий для  возникновения механической травмы головы и асфиксии. До недавнего  времени родовая асфиксия считалась  ведущей причиной поражения мозга  у детей, но сейчас эта точка зрения считается неактуальной. Резистентность коры головного мозга новорожденных  к гипоксии давно доказана. Практика показывает, что дети, перенесшие тяжелые  формы гипоксии в родах, чаще всего  не отличаются по своему интеллектуальному, физическому и психическому развитию от здоровых детей и не имеют симптомов  ДЦП.

К факторам высокого риска развития ДЦП относятся различные осложнения в родах: преждевременные роды, слабость сократительной деятельности матки  во время родов (27%), стремительные  роды (11%), кесарево сечение (9%), затяжные роды (20%), длительный безводный период (8%), ягодичное предлежание плода (7%), длительный период стояния головки  в родовых путях (3%), инструментальное родовспоможение (15%).

Существенное место в генезе ДЦП занимает внутричерепная родовая  травма — местное повреждение  плода в ходе родов в результате механических влияний (сдавление мозга, разрывы тканей, кровоизлияния в  оболочки и вещество мозга, нарушения  динамического кровообращения мозга).

В периоде новорожденное факторами  поражения головного мозга с  развитием детского церебрального  паралича обычно считаются инфекционные.

В заключение уместно привести слова  М. D. Hensleih: "Профилактика и лечение  ДЦП будет безуспешной до тех  пор, пока причина церебрального  паралича неизвестна".

 

    1. Клиническая картина и формы ДЦП.

Характерная черта детского церебрального  паралича - нарушение психомоторных  функций. Двигательные расстройства проявляются  в виде параличей, парезов, насильственных движений, нарушений координации  движений. Эти симптомы нередко сопровождаются задержкой психоречевого развития, судорожными припадками, нарушениями  зрения, слуха, чувствительности и другими  патологиями.

Детский церебральный паралич отличается большим разнообразием клинических  проявлений, сопутствующих симптомов, тяжести двигательных и психических  нарушений, степеней компенсации, причин, вызвавших заболевание.

В зависимости от тяжести и распространенности различают следующие формы детских  церебральных параличей: спастическую диплегию, спастическую гемиплегию, двойную  гемиплегию, параплегию, моноплегию, атоническиастатический синдром («вялая» фор-ма детского церебрального  паралича), гиперкинетическую форму.

  • Спастическая диплегия (синдром Литтля) - наиболее частая форма детского церебрального паралича, характеризующаяся двигательными нарушениями в верхних и нижних конечностях; причем ноги страдают больше, чем руки. Степень вовлечения в патологический процесс рук может быть различной - от выраженных парезов до легкой неловкости, которая выявляется при развитии у ребенка тонкой моторики. У 70 - 80% детей отмечаются нарушения речи в форме спастико - паретической дизартрии, задержки речевого развития, реже моторной алалии
  • При спастической гемиплегии нарушения отмечаются преимущественно на одной стороне. В руке больше повышен мышечный тонус сгибателей, а в ноге - разгибателей. Поэтому рука согнута в локтевом суставе, приведена к туловищу, а кисть сжата в кулак. Нога разогнута и повернута внутрь. При ходьбе ребенок опирает-ся на пальцы. Сухожильные рефлексы высокие с расширенной зо-ной на стороне пареза (иногда с двух сторон). Паретичные конечности отстают в росте от здоровых.
  • Двойная гемиплегия характеризуется двигательными наруше-ниями во всех конечностях, однако обычно руки страдают больше, чем ноги. Мышечный тонус часто асимметричен. Тяжелое пора-жение рук, лицевой мускулатуры и мышц верхней части тулови-ща влечет за собой выраженную задержку речевого и психиче-ского развития. Дети не сидят, не ходят, не могут себя обслуживать. У всех детей отмечаются грубые нарушения речи по типу анартрии, тяжелой спастико - ригидной дизартрии (речь полностью отсутствует, либо больной произносит, слоги и слова). Речь может отсутствовать и в связи с тем, что у большинства детей (90 %) отмечается выраженная умственная отсталость.
  • При атонически - астатической форме детского церебрального паралича имеет место поражение мозжечка, в некоторых случаях сочетающееся с поражением лобных отделов мозга. Со стороны двигательной сферы наблюдаются: низкий мышечный тонус, нарушение равновесия в покое и при ходьбе, тремор, гиперметрия (несоразмерность и чрезмерность движений). У большинства детей отмечаются речевые нарушения в виде задержки речевого развития, атактической дизартрии: может иметь место алалия.
  • Гиперкинетическая форма характеризуется преимущественным поражением подкорковых образований при резус-конфликтной беременности.
  • Течение заболевания при всех его формах подразделяется на три стадии:
  • Ранняя стадия заболевания - первые 3-4 недели периода новорожденности. Уже в первые дни обнаруживается ряд симптомов, свидетельствующих о поражении головного мозга: повышенная температура, синюшность кожи лица, косоглазие дрожание конечностей, судороги, резкое повышение или, наоборот, понижение тонуса мышц.
  • Вторая стадия заболевания - начальная резидуальная, для которой характерны задержка и нарушение первых этапов развития двигательных навыков.
  • Третья стадия, поздняя резидуальная, характеризуется наличием типичных изменений в опорно-двигательном аппарате, контрактурами и деформациями (как обратимыми, так и необратимыми) и диагностируется обычно после 3-4 лет жизни ребенка.

Считается, что детский церебральный паралич - это не прогрессирующая  патология, в отличие от прогрессирующих  наследственных заболеваний ЦНС  и некоторых заболеваний спинного мозга и периферических нервов.

Таким образом, реабилитация детей с детским церебральным параличом - это не только медицинская задача, но и во многом педагогическая и социальная. Используя в активной форме средства физической культуры и логопедии, можно значительно повысить эффективность реабилитационных мероприятий с детьми.

 

Глава 2. Речевые нарушения у детей с детским церебральным

параличом.

2.1. Доречевое развитие  здорового ребенка и ребенка  с церебральным параличом.

В развитии речи большое значение имеет доречевой, или подготовительный, период, который при нормальном развитии длится от рождения до конца первого  года жизни.

В этот период начинает развиваться  зрительное и слуховое восприятие, формируется начальная предметная и игровая деятельность, появляются гуление, лепет, возможность подражать  звукам речи, т.е. появляются необходимые  предпосылки для общения ребенка  с окружающими его людьми.

Мозг наиболее интенсивно развивается  на первом году жизни, что определяет наиболее быстрый темп психомоторного развития ребенка на этом этапе.

Важное значение в развитии психики  ребенка имеет ведущий вид  деятельности. Под ведущей понимается такая деятельность, которая обусловливает  основные изменения в психическом  развитии. От ведущей деятельности зависят основные качественные изменения  в психическом (речевом) развитии ребенка.

На первом году жизни на основе безусловнорефлекторных и условнорефлекторных  реакций формируется эмоциональное  общение ребенка с окружающими. Это эмоционально положительное  общение становится ведущей формой деятельности ребенка на первом году его жизни. С помощью взрослого  младенец не только удовлетворяет свои биологические потребности, но и  получает многообразные зрительные, слуховые, тактильные, двигательно-кинестетические  и другие стимулы, являющиеся материальной базой для развития его психики (речи). Важное значение в этот период придается общению матери с ребенком. Видоизменение и усложнение этого  общения имеет существенное значение в общем психическом развитии, и в частности в становлении  коммуникативно-познавательного поведения. Благодаря ответным действиям матери в реакциях ребенка рано начинают преобладать коммуникативно-познавательные формы поведения, которые имеют  решающее значение для формирования речи. Известно, что многие матери детей с церебральным параличом находятся в состоянии эмоционального стресса. Они испытывают большое чувство беспокойства.

Информация о работе Детский церебральный паралич