Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 15:18, реферат
Причинами повреждения мозга могут быть различные инфекционные и другие заболевания, перенесенные будущей матерью во время беременности, ушибы плода в тот или иной период его внутриутробного развития, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или по групповой принадлежности. Иногда это заболевание возникает у детей на первых годах жизни в связи с нейроинфекциями и травмами черепа. Во всех случаях раннее повреждение мозга в период его наиболее интенсивного развития определяет сложность и полиморфизм клинических проявлений.
Введение 2
Глава 1. Общее понятие о детском церебральном параличе.
Этиология и патогенез 3
Клиническая картина и формы ДЦП. 5
Глава 2. Речевые нарушения у детей с детским церебральным
параличом.
2.1. Доречевое развитие здорового ребенка и ребенка с церебральным параличом. 7
2.2. Развитие речи в норме и у детей с церебральным параличом. 12
2.3. Классификация и формы речевых нарушений
у детей с церебральным параличом. 16
2.4. Дизартрия. 17
2.5. Алалия. 19
Заключение. 21
Список литературы.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
______________________________
Самостоятельная работа
По дисциплине «Специальная психология»
Выполнила студентка 2 г.о.
Заочной формы обучения
Медведева Татьяна Владимировна
Проверил к. мед. н., доцент
Парфенов Ю.А
Санкт-Петербург
2010
Содержание.
Введение
Глава 1. Общее понятие о детском церебральном параличе.
Глава 2. Речевые нарушения у детей с детским церебральным
параличом.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Детский церебральный паралич
— тяжелое заболевание
Причинами повреждения мозга
могут быть различные инфекционные
и другие заболевания, перенесенные
будущей матерью во время беременности,
ушибы плода в тот или иной
период его внутриутробного развития,
несовместимость крови матери и
плода по резус-фактору или по
групповой принадлежности. Иногда это
заболевание возникает у детей
на первых годах жизни в связи
с нейроинфекциями и травмами
черепа. Во всех случаях раннее повреждение
мозга в период его наиболее интенсивного
развития определяет сложность и
полиморфизм клинических
При детском церебральном параличе особенно страдают те мозговые структуры, при помощи которых осуществляются произвольные движения.
Отсюда понятно, что поражение этих структур не может не сказаться самым отрицательным образом на формировании речи. В основе имеющих место при детском церебральном параличе нарушений речи лежит не столько «поломка» уже готовых речедвигательных механизмов, сколько задержанное или искаженное их развитие. Во всех этих случаях нарушается взаимодействие систем регуляции произвольных и непроизвольных движений в скелетной и речевой мускулатуре.
У многих детей с церебральным параличом отмечаются те или иные нарушения речи. Понятно, что они затрудняют общение этих детей с окружающими и отрицательно сказываются на всем их развитии.
Глава 1. Общее понятие о детском церебральном параличе.
Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга - внутриутробного, в родах, а также в период новорожденности, т. е. когда основные структуры мозга еще не созрели. Частота заболевания 1.71 на 1000 детского населения.
Мастюкова Е.М. дает следующее определение детского церебрального паралича: «Термин ДЦП обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц».
Под термином «детские церебральные параличи» (ДЦП) понимают группу заболеваний, возникающих вследствие повреждений головного (реже спинного) мозга во время внутриутробного развития плода, в момент родов или в раннем послеродовом периоде.
В настоящее время считают, что
причиной возникновения церебральной
патологии является воздействие
на мозг комплекса вредных факторов,
поэтому заболевание
К внутриутробным вредностям относят
острые или хронические
В литературе упоминается и о наследственной компоненте в причинах поражения головного мозга при ДЦП. ДЦП у мальчиков встречается в 1,3 раза чаще и имеет более тяжелое течение, чем у девочек, что пытаются объяснить наличием наследственного фактора ДЦП, сцепленного с полом.
В многочисленных сообщениях об иммунологических
нарушениях при ДЦП, приводящих к
патологии развития головного мозга,
также выдвигается на первый план
первичность поражения
Считается, что при ДЦП нарушается влияние структур головного мозга, ответственных за обеспечение позы и ходьбы, на мотонейроны спинного мозга, что приводит к патологическому характеру развития произвольной моторики. Эта точка зрения, объясняя затруднение произвольных движений при ДЦП, не дает ответа на вопрос, почему нарушается влияние головного мозга на мотонейроны спинного мозга?
При наличии расстройств
К факторам высокого риска развития
ДЦП относятся различные
Существенное место в генезе ДЦП занимает внутричерепная родовая травма — местное повреждение плода в ходе родов в результате механических влияний (сдавление мозга, разрывы тканей, кровоизлияния в оболочки и вещество мозга, нарушения динамического кровообращения мозга).
В периоде новорожденное
В заключение уместно привести слова М. D. Hensleih: "Профилактика и лечение ДЦП будет безуспешной до тех пор, пока причина церебрального паралича неизвестна".
Характерная черта детского церебрального
паралича - нарушение психомоторных
функций. Двигательные расстройства проявляются
в виде параличей, парезов, насильственных
движений, нарушений координации
движений. Эти симптомы нередко сопровождаются
задержкой психоречевого
Детский церебральный паралич отличается
большим разнообразием
В зависимости от тяжести и распространенности
различают следующие формы
Считается, что детский церебральный
паралич - это не прогрессирующая
патология, в отличие от прогрессирующих
наследственных заболеваний ЦНС
и некоторых заболеваний
Таким образом, реабилитация детей с детским церебральным параличом - это не только медицинская задача, но и во многом педагогическая и социальная. Используя в активной форме средства физической культуры и логопедии, можно значительно повысить эффективность реабилитационных мероприятий с детьми.
Глава 2. Речевые нарушения у детей с детским церебральным
параличом.
В развитии речи большое значение имеет доречевой, или подготовительный, период, который при нормальном развитии длится от рождения до конца первого года жизни.
В этот период начинает развиваться
зрительное и слуховое восприятие,
формируется начальная
Мозг наиболее интенсивно развивается на первом году жизни, что определяет наиболее быстрый темп психомоторного развития ребенка на этом этапе.
Важное значение в развитии психики ребенка имеет ведущий вид деятельности. Под ведущей понимается такая деятельность, которая обусловливает основные изменения в психическом развитии. От ведущей деятельности зависят основные качественные изменения в психическом (речевом) развитии ребенка.
На первом году жизни на основе
безусловнорефлекторных и условнорефлекторных
реакций формируется