Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:19, курсовая работа
Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития.
Отклонение в поведении - девиантное поведение - является, таким образом, естественным условием развития человека, жизни всего общества. Ина
Введение……………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы проблемы девиантного поведения младших школьников.
1.1. Определения девиантного поведения в работах отечественных и зарубежных исследователей……………………………………………...………………………………….5
1.2. Виды девиантного поведения…………………………..…………………….. ... …….9
1.3. Особенности профилактики видов девиантоного поведения.………........................14
1.4. Профилактика девиантнго поведения в образовательных учереждениях…………………………………………………………………...
Глава 2.
2.1. ……………....17
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КАРЕЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Факультет начального образования
Кафедра педагогики и психологии начального обучения
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему
Профилактика девиантного поведения младших школьников.
Работу выполнила
студентка 231 группы
Корнышева Татьяна Владимировна
Научный руководитель
Корожнева Л. А., к.п.н., доцент
Оценка: ____________
«__» _______________ 2011 г.
Петрозаводск
2011 г.
Содержание
Глава 1. Теоретические основы проблемы девиантного поведения младших школьников.
1.1. Определения девиантного поведения в работах отечественных и зарубежных исследователей…………………………………………
1.2. Виды девиантного поведения…………………………..…………………….
1.3. Особенности профилактики видов девиантоного поведения.……….................
1.4. Профилактика девиантнго поведения в образовательных учереждениях………………………………………………
Глава 2.
2.1. ……………....17
2.2.
………………………………………………………………..…23
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение.
Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития.
Отклонение в поведении - девиантное поведение - является, таким образом, естественным условием развития человека, жизни всего общества. Иначе говоря, девиантное поведение, было, есть и будет и в этом заключается актуальность его изучения.
Еще одна, не менее актуальная причина, заключается в том, что девиантное поведение служит причиной отклонения от нормального развития личности ребенка, а в настоящее время основной целью образования является разностороннее развитие личности, которое заключается в умственном, эмоциональном, трудовом развитии.
Актуальность профилактики девиантного поведения заключается в том, чтобы не дать ребенку отклонится от нормального развития личности, и в следствии получить сформированную личность взрослого человека.
Современная ситуация развития общества сопровождается ростом отклоняющегося поведения в детской среде, что является негативным социальным явлением. К сожалению, дети – самая незащищенная категория населения, и им, безусловно, нужна помощь и поддержка взрослых именно сегодня и сейчас, и существующие в детской среде проблемы требуют своего безотлагательного решения именно сегодня и сейчас.
Проблема девиантного поведения – это проблема общества в целом и её решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства.
Объект исследования: профилактика девиантного поведения учащихся.
Предмет исследования: проявления девиантного поведения у младших школьников.
Цель: познакомиться с видами девиантного поведения младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему девиантного поведения в психолого - педагогической литературе.
2. Рассмотреть причины, в наибольшей степени влияющие на возникновения девиантного поведения у детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть профилактику и коррекцию девиантого поведения.
Методы исследования:
1. Анализ литературы по проблеме.
2. Тестирование.
Глава 1.
1.1 Определения девиантного поведения в работах отечественных и зарубежных исследователей.
Первым в России ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение», Я.И. Гилинский. По его мнения девантое поведение – это поведение, когда поступки или действия не соответствуют официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам. Так что же представляет собой девиантое, отклоняющееся поведение?
Девиация (от лат.deviatio - отклонение) является одной из сторон всеобщего понятия изменчивости, свойственной окружающему нас миру, с присущей ему пртиворечивостью процесса развития, постоянного стремлению к сохранению и изменению. Коллектив авторов во главе с акакдемиком В.Н. кудрявцевым рассматриваюь девиантное поведение как отклонение, отступление от существующих социальных норм, их нарушения, «ненормальное поведение» с точки зрения нормативно значимого фактора, утойчиво проявляющееся отклонение от социальных норм, как корыстный, агрессивной ориентации, так и социально пассивного типа.
Точку зрения В.Н. Кудрявцева разделяет С.А.Беличева, которая рассматривает девиантное поведение как нарушение прцесса социализации детей, поведения, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Девиантность – это проявление нарушенности социальной регуляции поведения, дефиктивности психологической саморегуляции.
Ряд зарубежных исследователей исходит из «психолого- гозированных» определений понятия девиатного поведения и непосредственно не связывает его с влиянием социальных факторов. Напимер, американский социолог А. Коэн отклоняющимся поведением называет такое, которое «идет в разрез с инититуциональными ожиданиями », а английский ученый Д. Уолкс вообще считает, что «социальное отклонение это в значительной степени приписываемый статус».
А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский дают следующие определения девиантному поведению : «отклоняющееся поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам». В происхождении отклоняющегося поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравтсвенного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально – волевой сферы.
Такие ученые, как К.А. Абульханова – Славская, Н.В. Васина, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенин, девиатное поведение понимают как отклоняющееся от установленных норм и стандартов отдельные поступки,входящие в противоречие с принятыми в обществе юридическими, социальными и маральными нормами, причем на денном уровне социального и развития последних. К наиболее выраженным проявлениям девиантного поведения можно отнести делинквентное (противоправное) поведение.
Ю. А. Клейберг, один из известных современных девиантологов, добавляет : девиантое поведение это специфический способ изменения социальных норма и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним.
Е. В. Змановская рассматривает девиантное поведение как устойчивое поведение личноти, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся её социальной дизадаптацией.
Обобщая,можно сделать вывод, что девиантное поведения, по мнению большинства ученых,- это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы. Девиантность нельзя определить, не опираясь на знание норм. В медицине норма - это совершенно здоровый человек, девиацией здесь считается отклонение от принятых в данном обществе норм в межличностных взаимоотношениях: действий, поступков, контактов, совершаемых как в состоянии психического здоровья, так и в ситуациях проявления различных форм нервно – психической патологии, особенно пограничного уровня; в педагогике - успевающий по всем предметам ученик; в социальной жизни - отсутствие преступлений. Труднее всего определить «психологическую норму» как совокупность неких свойств, присущих большинству людей, своеобразный эталон поведения. Это - нормы-идеалы. Поскольку определение норм в разных социальных средах имеет существенные отличия, а нормы-идеалы, система основных ценностей носят общий характер, они трудно применимы к конкретным социальным объектам.
1.2. Виды девиантного поведения.
В различных научных публикациях дается обстоятельный анализ различных видов отклонений в поведении детей. В своей работе я остановлюсь на тех из них, которые на сегодняшний день в детской среде имеют тенденцию к приоритетной распространенности, а именно: употребление детьми наркотических веществ, детский алкоголизм и проституция, суицидальное поведение детей, и наиболее распространенный вид – агрессия.
Агрессивное поведение младших школьников и причины его проявления.
Слово «агрессия» происходит от лат. «aggredi», что означает «нападать». Оно издавно бытует в европейских языках, однако до начала 19в. Агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. В настоящее время под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей, причем в понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от таких, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, до бандитизма и убийств. Чаще всего под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушеня, т. е. действия, которые вредят другому лицу или объекту.
Проявления агрессии весьма разнообразны. А. Басс и А. Дарки выделяют следующие формы проявления агрессивности и враждебности детей:
физическая агрессия – использование физической силы;
вербальная агрессия – выражение негативных чувств в виде ссоры, крика, визга, а так же угрозы, проклятия, ругани;
косвенная агрессия – использование направленных против других лиц сплетен, шуток и проявления неупорядоченных взрывов ярости (крик, топанье ногами);
негативизм – оппозиционная форма поведения, направленная против авторитарных и руководящих лиц (от пассивного сопротивления до активных действий);
раздражение – склонность к вспыльчивости, резкости, грубости при малейшем возбуждении;
подозрительность – склонность к недоверию и осторожному отношению к людям из-за убеждения, что окружающие намерены причинить вред;
обида – проявление зависти к окружающим, обусловленное чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания;
аутоагрессия, или чувство вины, - мысли и действия по отношению к себе как к человеку дурному, плохому, вредному, бессовестному, недостийному.
В зависимости от цели агрессия выделяется:
прямая – имеет целью причинение боли или повреждение другому человеку;
косвенная – притеснение другого человека, желание вызвать у него испуг или страх.
У детей в возрасте от 6 до 11 лет агрессивные акты представляют собой ответные реакции на нападение противоположной стороны. С возрастом происходит смена форм агрессии: частота простого физического нападения уменьшается за счет роста более социализированных форм, таких как оскорбление или соперничество.
У младших школьников соотношения форм выражения агрессии противоположно: у мальчиков преобладает физическая агрессия, в то время как у девочек – вербальная. Позднее у мальчиков тенденция изменяется: вербальная агрессия становится доминирующей и, кроме того, они чаще прибегают к словесному способу выражения негативных чувств.
Зарубежные исследователи отмечают, что с возрастом агрессивность детей приобретает все более выраженную окраску.
Если в процессе развития ребенок не научается контролировать свои агрессивные импульсы, то в дальнейшем это грозит преимущественной ориентацией на сверстников в подростковом возрасте и склонностью к разгульному поведению в юношеском возрасте.
Основной причиной агрессивного поведения, как и других видов девиантного поведения ребенка, является показатель его социальной дизадаптации. Социальная дизадаптация ребенка – это нарушение процесса социального развития, социализации индивида. Под «дизадаптацией » обозначается нарушенность, искаженность адаптации, а не её отсутсвие.