Девиантное поведение младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:19, курсовая работа

Описание

Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития.
Отклонение в поведении - девиантное поведение - является, таким образом, естественным условием развития человека, жизни всего общества. Ина

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы проблемы девиантного поведения младших школьников.
1.1. Определения девиантного поведения в работах отечественных и зарубежных исследователей……………………………………………...………………………………….5
1.2. Виды девиантного поведения…………………………..…………………….. ... …….9
1.3. Особенности профилактики видов девиантоного поведения.………........................14
1.4. Профилактика девиантнго поведения в образовательных учереждениях…………………………………………………………………...
Глава 2.
2.1. ……………....17

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 99.50 Кб (Скачать документ)

Социальная дизадаптация ребенка может нарушиться, в первую очередь, в семье. Ведь именно в семье ребенок проходит первую социализацию. На примере взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохраняются у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями и сестрами – вот факторы, которые могут предопределить агрессивное поведение ребенка в семье и вне её.

В усвоении модели агрессивного поведения играет роль личностный пример. Постоянное наблюдение сцен насилия способствует постепенной утрате эмоциональной восприимчивости к агрессии и признакам чужой боли. Наблюдатель привыкает к насилию и его последствиям, изменяется его индивидуальный образ реальности, это означает, что люди, часто наблюдающие насилие, склонны ожидать и воспринимать окружающий мир как враждебно настроенный по отношению к ним.

Дети усваивают различные модели поведения в ходе взаимодействия с другими детьми. Этот источник агрессии представляет для меня наибольший интерес, так как он связан с возрастными особенностями младших школьников. Агрессивность в детском возрасте связана с положением ребенка в детском коллективе. Агрессивных детей сверстники не любят и часто навешивают на них неприятные ярлыки.

Межличностные отношения в младшем школьном возрасте имеют свои особенности. С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми, по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребёнка учебной деятельностью.

Постепенно в коллективе класса непосредственные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой поведения каждого из ребят. Ученики все глубже осознают те или иные качества личности.

Личные взаимоотношения уже в млдшем школьном возрасте являются основой тесных группировок, так называемых малых групп. Привлекают обычно веселые, живые и общительные ребята или спокойные, доброжелательные. Коллектив может положительно влиять на индивидуальное развитие личности только тогда, когда положение ребенка  в системе межличностных отношений благоприятно.

Еще одна ситуация прикоторой возникает агрессия  - это ситуация, когда ребенок ощущает угрозу, исходящую из окружающего мира. Именно ощущение угрозы, по мнению Маслоу являются непосредственной причиной агрессии.

Избегая вышеуказанных причин можно избежать детской агрессии, а значит и отклонения в развитии личности младшего школьника.

Употребление наркотиков и психоактивных веществ как проявление девиантного поведения и причины его возникновения.

Психоактивные вещества – это вещества, которые воздействуют на настроение, сознание и поведение. К психоактивным веществам относя так же наркотики.

Наркотики знакомы людям уже несколько тысяч лет. Их употребляли люди разных культур, в разных целях: медицинских, религиозных. В настоящее время наркотик – это химическое вещество или смесь веществ, отличное от необходимых для нормальной жизнедеятельности, прием которого влечет за собой изменения функционирования организма и,  возможно, его структуры.

Наркомания – это заболевание, вызванное возникновением зависимости от наркотического вещества, отягощенное её последствиями, которые оказывают негативное влияние на психологическое и физическое состояния здоровья человека.

Употребление психоактивных веществ в младшем школьном возрасте отмечено единично, но отрицать этого факта нельзя. Это связано с одним из главных событий в жизни детей – поступление в школу. Происходит смена ведущего вида деятельности, вынужденное сдерживание двигательной активности ребенка, он должен адаптироваться в новом коллективе. Так как в этом возрасте организм ребенка находится в стадии интенсивного развития, то начало употребления ребенком наркотиков может оказать пагубное влияние на него, не говоря уже о том, что это может привести к летальному исходу. Поэтому необходимо внимательно следить за психическим и физическим состоянием ребенка, как дома, так и в школе.

Естественно возникает вопрос: какие факторы способствуют формированию у детей мотивации приобщения к употреблению различных психоактивных веществ?

Первый фактор – влияние образцов поведения взрослых на растущего человека. Оказать влияние на возникновение интереса ребенка к наркотическим веществам может толерантное отношение взрослых к табаку и алкоголю, а тем более их употребление. Такая тенденция выявлена практически во всех долгосрочных исследованиях, посвещённых проблеме психоактивных веществ. Конечно, нельзя утверждать, что каждый употребляющий алкоголь или курящий станет наркоманом, но вероятность такого перехода значительно выше у данной категории, чем у тех, кто отрицательно относиться к алкоголю и табакокурению.

Второй фактор – информационный. Сегодня мы живем во времы так называемой «информационной эволюции». Она заключается в том, что каким – либо образом управлять информационными потоками практически невозможно, это приводит к тому, что дети имеют доступ к информации любого характера. Кроме того, нельзя забывать о том, что мнению друзей и своему собственному ребенок склонен доверять больше, чем точке зрения взрослых, поэтому искаженная или избыточная информация оказывает обратное действие на растущего человека. Побуждая его сделать то, против чего протестуют взрослые. Конечно, информация нужна, но прежде чем информировать ребенка необходимо найти оптимальный вариант, когда эта информация не будет фактором, способствующим формированию мотивации приобщения к употреблению психоактивных веществ.

Следующий фактор индивидуально – психологический. Каждый человек имеет слабую или сильную волю, способен управлять своими эмоциями, преодолевать жизненные трудности, или нет, поэтому важно учитывать личностно – характерологический свойства, которые как в отдельности, так и  в совокупности могут стать импульсом к употреблению психоактивных веществ.

На формирование мотивации приобщения к употреблению наркотических веществ существенное влияние оказывают также и потребности ребенка:

    общение со сверстниками (быть вместе со всеми, вести себя так, как ведут другие, чувствовать свою общность с другими);

    познавательная потребность (любознательность, любопытство);

    потребность быть взрослым (подражание старшим сверстникам, более сильным, более известным, особенно кумирам, лидерам).

Детский алкоголизм и причины его появления.

Потребность в алкоголе прямо не входит в число естественных жизненных потребностей как, например, необходимость в кислороде или пище, и поэтому сам по себе алкоголь изначально не имеет притягательной силы для человека. Однако сформировавшаяся привычка к алкоголю оказывает влияние и на последующее поколение, порождая предрасположенность к нему. В современном российском обществе широко распространены алкогольные традиции. В самой общей форме их можно определить как исторически – сложившиеся и передаваемые из поколения в поколения традиции и формы потребления спиртных напитков.

Усвоение алкогольных обычаев возникает задолго до того, как у ребенка возникает потребность в алкоголе, задолго даже до первого знакомства с самим алкоголем, его вкусом и действием. Маленький ребенок, сидящий за праздничным столом, ждет, что ему в рюмку нальют сладкой воды, «детского вина», и он под одобрительный гул гостей потянется чокаться со всеми, вновь и вновь наблюдая и подсознательно усваивая при этом ритуал винопития. Почти всегда первое употребление алкоголя воспринимается субъективно плохо: дети отмечают «горький вкус водки», жжение во рту, головокружение, тошноту и в ряде случаев рвоту. После такого знакомства большинство из них некоторое время избегают алкоголя. Однако неприятные ощущения со временем забываются, и снова возникают ситуации, которые провоцируют ребенка на употребление алкоголя. Пожалуй, это основная причина, провоцирующая «знакомство» с алкоголем и дальнейшее его употребление.

Суицидальное поведение детей и причины его возникновения.

Под суицидальным поведением людей понимают различные формы их активности, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащее средством разрешения личностного кризиса, возникшего при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения её важнейших потребностей.

В младшем школьном возрасте смерть оценивается как временное явление. Появляются разграничения понятий жизни и смерти, но эмоциональное отношение к смерти абстрагируется от собственной личности. Представления о смерти на протяжении детства проходят несколько этапов: от полного отсутствия в сознании ребенка представления о смерти до формального знания о ней и знакомства с атрибутами ухода из жизни (понятие траура, похорон и т.д.) Знание о смерти не соотносится ребенком не со своей собственной личностью, не с личностью кого-либо из близких; не сформировано о необратимости смерти, которая понимается как длительное отсутствие или иное существование. Ребенок признает возможность двойственного бытия: считаться и быть умершим для окружающих и в то же время самому наблюдать их отчаяние, быть свидетелем собственных похорон и раскаяния своих обидчиков. Отсутствие страха смерти является отличительной чертой психологии детей. Они в силу отсутствия жизненного опыта и осведомленности не могут использовать метод выбора. Нерасчетливость, отсутствие знаний о способах самоубийства создают повышенную угрозу смерти.

Анализируя суицидальные конфликтные ситуации, специалисты убедились, что для ребенка они могут складываться из незначительных, по мнению взрослых, проблем. Максимализм в оценках, неумение предвидеть истинные последствия своих поступков и прогнозировать исходы сложившейся ситуации, отсутствие жизненного опыта, свойственные периоду детства, и создали ощущение безысходности, неразрешимости конфликта, порождая чувства отчаянности и одиночества. Все это делает даже незначительную конфликтную ситуацию суицидоопасной для ребенка.

Формирование суицидального поведения в детском возрасте во многом зависит также от некоторых особенностей личности суицидента, таких как эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, сензитивность, импульсивность. Эти черты создают предпосылки для социально-психологической дизадаптации личности рбенка.

К причинам также относится:

    условия семейного воспитания;

    стиль жизни и деятельности;

    взаимоотношения с окружающими;

    недостатки физического развития (заикание, картавость, ожирение и т.д.)

    длительные соматические заболевания.

1.3. Особенности профилактики видов девиантного поведения.

Профилактика – это предупреждение возникновения процесса, явления ил действия. Профилактика девиантного поведения – это работа, которая направлена на предупреждение появления различных видов этого поведения.

Работа по профилактике отклонений в поведении ребенка по воздействиям на него факторов риска носит двусторонний, взаимосвязанный процесс. С одной стороны - это создание оптимальных условий, способствующих устранению десоциализирующих влияний ближайшего окружения, а с другой – это развитие экзистенциональной сферы учащихся, что понимается как формирование у детей рефлексивной позиции.

Для профилактики агрессивного поведения необходимы, во-первых, нормальные отношения в семье, во-вторых, благоприятствующие условия для общения в школьном коллективе, это приведет к оптимальному развитию социализации ребенка.

Профилактика употребления наркотиков заключается в том, что необходимо проводить мероприятия, направленные против алкоголя и табакокурения. Необходимо исключить все возможные причины и внимательно следить за проблемами ребенка. Родители и педагоги должны стремится к психологического и физиологического комфорта.

Сегодня в профилактике алкоголизма доминирует два подхода. Первый из них связан с повышением информированности учащихся о разрушительном влиянии алкоголя в их жизнедеятельности. Другой подход к целенаправленному формированию негативного отношения детей к алкоголю предусматривает сочетание клинико-психологичекой, коррекционной деятельности с просветительской работой. Так, А.Е. Личко выделяет три направления в первичной профилактике: систему запретов и наказаний, санитарное просвещение и выделение групп риска детей для организации соответствующей психокоррекционной и социально-реабилитационной работы. Важно сделать акцент на формирование отрицательного отношения к алкоголю, развитие новых позитивных установок на здоровый образ жизни, активную общественную или познавательную деяельность, самосовершенствование.

В профилактике суицидального поведения используется беседа, что является главным в приодолении кризисного состояния человека. Следует принять во внимание следующее:

                  в беседе с любым человеком, оссобенно с тем, кто готов пойти на самоубийство, важно уделить достаточное внимание активному выслушиванию;

                  активный слушатель – это человек, который слушает собеседника со всем вниманием, не осуждая его, что даёт возможность его партнеру выговориться без боязни быть прерванным;

                  активный слушатель в полной мере понимает чувства, которые испытывает его собеседник, и помгает ему сохранить веру в себя;

                  активный слушатель будет способствовать тому, чтобы собеседник был уверен в том, что его высказывания о желании умереть услышаны и поняты.

Беседа помогает предотвратить суицид и восстановить душевное равновесие. 1.4. Профилактика девиантнго поведения в образовательных учереждениях.

Девиантное поведение наших детей сегодня – это интердисциплинированная, комплексная проблема, в решении которой значительное место отводиться системе образования. И это вполне обосновано, поскольку именно в условиях образовательного учреждения возможно организовать пофилактический процесс в ходе воспитательной работы с детьми, тем самым обеспечив опосредованный характер пофилактических воздействий на ребенка, что является основополагающим принципом профилактики девиантного поведения в детской среде.

Информация о работе Девиантное поведение младших школьников