Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:19, курсовая работа
Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития.
Отклонение в поведении - девиантное поведение - является, таким образом, естественным условием развития человека, жизни всего общества. Ина
Введение……………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы проблемы девиантного поведения младших школьников.
1.1. Определения девиантного поведения в работах отечественных и зарубежных исследователей……………………………………………...………………………………….5
1.2. Виды девиантного поведения…………………………..…………………….. ... …….9
1.3. Особенности профилактики видов девиантоного поведения.………........................14
1.4. Профилактика девиантнго поведения в образовательных учереждениях…………………………………………………………………...
Глава 2.
2.1. ……………....17
Забывается простая истина: легче что-либо предупредить, чем исправить, скорректировать, изменить к лучшему.
Большое внимание уделяется изучению количественных показателей различных отклонений через систему массовых анкетирований или тестирований учащихся, но следует учитывать, что дети не всегда дают ответы искренне, поэтому подобная статистика, как правило, не отражает реального положения дел.
Целью профилактической работы должно стать формирование устойчивой, самостоятельной личности, основнной жизненной позиции которой является здоровый образ жизни, личости, которая бесцельному времяпрепровождению противопоставляет содержательную, социально значимую деятельность различного характера.
Проблемы отклоняющегося поведения могут возникать не только в неблагополучных семьях, но и в весьма состоятельных, так как в таких семьях может возникнуть вероятность финансовой нестабильности детей. Постоянное чувство тревоги – это характерный признак эмоциональной неустойчивости человека, поэтому важной задачей профилактической работы является процесс формирования эмоциональной устойчивости личности в различых жизненных ситуациях, способности ребенка контролировать свои эмоциональные проявления и адекватно управлять возникающими эмоциями и чувствами. Для этого важно создать условия, формирующие мотивацию на достижение успеха, которые пмогают преодолеть чувство тревоги, выработать готовность к активному противостоянию негативным факторам среды.
Результативность и эффективность профилактической работы щависит также от позиции учащихся, от организации работы с родителями, от их активного включения в профилактический процесс. Ученые свидетельствуют, что семейный климат имеет существенное значение в профилактике негативных социальных явлений. С семьей тесно связано психическое и фищзическое здоровье человека.Стратегия семейного воспитания должна совпадать с педегогической, иначе ребенок будет выбирать свой собственный «вариант» определения в жизни. Стратегия воспитания и её практическая реализация не отрицают детскую самостоятельноять, а обеспечивают условия для формирования самочтоятельной личности, адекватно взаимодействующей с социальным окружением, что выражается в адаптивном поведении ребенка по отношению к социальной среде.
Таким образом, профилактическая работа в учреждениях образования должна вестись с педагогами в аспекте подготовки их к организации профилактического процесса с детьми, с родителями в направлении обеспечения условий для эффективного взаимодействия с целью устранения или смягчений действия негативных факторов на ребенка и формирования социально здоровой, мобильной, эмоционально устойчивой и самостоятельной личности.
Профилактика девиантного поведения детей в условиях образовательного учреждения может включать 3 блока: психологический, теоретический и практический.
Психологический блок – это диагностика и изучение психологической сферы ребенка, личности конкретных детей, их поведения, а также работа по формированию положительной мотивации у ребенка на совместную со взрослыми деятельность и процесс взаимодействия в её ходе, которые обеспечиваются адекватным анализом детский интересов и потребностей.
Теоретический блок – это система знаний общеобразовательного храктера, которую ребенок получает в ходе профилактической работы: о мире в целом, обществе, в котором он живет, о взаимодействии людей на основе принципов толерантности, взаимоотношения и уважения культуры и обычаев людей других национальностей, их вероисповедания, о человеке, его развитии и формировании, качествах личности современного человека, комфортно и уверенно чувствующего себя в жизни и профессиональной сфере.
Практический блок обеспечивает важное решения следующих задач: