Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 14:20, контрольная работа
Актуальность исследования. Как в настоящем, так и в прошлых столетиях творческая активность человека несёт в себе не просто его личностное развитие, но и прогресс, создаёт культуру всего человечества в целом. Прогрессивное развитие государства определяется наличием необходимого творческого потенциала, то есть людей, способных к поиску принципиально новых, не стандартных путей и способов реш
2. Согласно второй точке зрения,
не всякого человека следует
считать творческой личностью.
Так как, определяющим
Исследователи полагают, что креативность
связана с активностью
Креативность, связана и с позитивным аффектом. Предполагается, что его причиной является повышение уровня дофамина, усиливающего в поясной извилине когнитивную гибкость и облегчающего выбор различных когнитивных позиций. Это позволяет человеку взглянуть на ситуацию с различных точек зрения.
Творчество часто
Один из главных факторов креативности - мотивация. Поэтому к творчеству способен всякий, кто готов использовать ресурсы, необходимые для этого. Творчество рассматривают как один из видов увлеченности. Это опыт, дающий ощущение радости и счастья. Одним из препятствий на пути к творчеству является ощущение тревоги и угрозы. Трудно быть творческим, когда твоя жизнь подвергается опасности.
1.2 Концепции креативности
Концепция креативности Дж. Гилфорда
и Э.П. Торренса. Концепция креативности
как универсальной
Таким образом, Гилфорд отождествил способность к конвергентному мышлению с тестовым интеллектом, то есть интеллектом, измеряемым высокоскоростными тестами IQ.
Дивергентное мышление определяется как "тип мышления, идущего в различных направлениях" (Дж. Гилфорд). Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам.
Гилфорд считал операцию дивергенции, наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности. Исследователи интеллекта давно пришли к выводу о слабой связи творческих способностей со способностями к обучению и интеллектом. Одним из первых на различие творческой способности и интеллекта обратил внимание Терстоун. Он отметил, что в творческой активности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (а не критически относиться к ним), что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент, когда внимание сознательно концентрируется на решении проблем.
Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности:
1) оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;
2) семантическая гибкость - способность
выявить основное свойство
3) образная адаптивная гибкость
- способность изменить форму
стимула таким образом, чтобы
увидеть в нем новые признаки
и возможности для
4) семантическая спонтанная
Позже Гилфорд упоминает шесть параметров креативности:
1) способность к обнаружению и постановке проблем;
2) способность к генерированию большого числа идей;
3) гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи;
4) оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно;
5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
6) способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.
На основе этих теоретических предпосылок
Гилфорд и его сотрудники разработали
тесты программы исследования способностей
(ARP), которые тестируют
Дальнейшее развитие эта программа получила в исследованиях Торренса. Торренс разрабатывал свои тесты в ходе учебно-методической работы по развитию творческих способностей детей. Его программа включала в себя несколько этапов. На первом этапе испытуемому предлагали вербальные задачи на решение анаграмм. Он должен был выделить единственно верную гипотезу и сформулировать правило, ведущее к решению проблемы. Тем самым тренировалось конвергентное мышление (по Гилфорду).
На следующем этапе
Затем испытуемому предлагали разные
предметы. Его просили перечислить
возможные способы их применения.
Согласно Торренсу, такой подход к
тренингу способностей позволяет освободить
человека от заданных извне рамок, и
он начинает мыслить творчески и
нестандартно. Под креативностью
Торренс понимает способность к
обостренному восприятию недостатков,
пробелов в знаниях, дисгармонии
и т.д. Он считает, что творческий
акт делится на восприятие проблемы,
поиск решения, возникновение и
формулировку гипотез, проверку гипотез,
их модификацию и нахождение результата.
Идеальный, по Торренсу, тест должен тестировать
протекание всех указанных операций,
но в реальности Торренс ограничился
адаптацией и переработкой методик
Южнокалифорнийского
Торренс утверждал, что не стремился создать факторно-чистый тест, поэтому показатели отдельных тестов отражают один, два или несколько факторов Гилфорда (легкость, гибкость, оригинальность, точность).
В состав батареи Торренса входит 12 тестов, сгруппированных в три серии: вербальную, изобразительную и звуковую, диагностирующие соответственно словесное творческое мышление, изобразительное творческое мышление и словесно-звуковое творческое мышление.
1. Словесная шкала включает в
себя семь заданий. В трех
первых заданиях испытуемый
2. Изобразительная шкала состоит
из трех заданий. Первое
3. Словесно-звуковая шкала
Надежность тестов Торренса (по данным автора) очень велика: от 0,7 до 0,9. Вербальные тесты более надежны, чем изобразительные.
В отличие от тестов Гилфорда, тесты Торренса предназначены для более широкого спектра возрастов: от дошкольников до взрослых.
Факторный анализ тестов Торренса выявил факторы, соответствующие специфике заданий, а не параметрам легкости, гибкости, точности и оригинальности. Корреляции этих параметров внутри одного теста выше, чем корреляции аналогичных параметров разных тестов.
Рассмотрим характеристику основных
параметров креативности, предложенных
Торренсом. Легкость оценивается как
быстрота выполнения тестовых заданий,
и, следовательно, тестовые нормы получаются
аналогично нормам тестов скоростного
интеллекта. Гибкость оценивается как
число переключений с одного класса
объектов на другой в ходе ответов.
Проблема заключается в разбиении
ответов испытуемого на классы. Число
и характеристика классов определяется
экспериментатором, что порождает
произвольность. Оригинальность оценивается
как минимальная частота
В исследованиях Торренса и Гилфорда
выявлена высокая положительная
корреляция уровня IQ и уровня, креативности.
Чем выше уровень интеллекта, тем
больше вероятность того, что у
испытуемого будут высокие
При этом корреляции между креативностью и интеллектом выше, если при тестировании в обоих случаях используется аналогичный материал (словесный, числовой, пространственный и пр.), и ниже, если материал тестов интеллекта и креативности разнороден.
Возможно, креативности как общего свойства не существует, она определяется только по отношению к тому или иному материалу и, вопреки мнению Торренса, базируется не на общем интеллекте, а на "парциальных" интеллектуальных факторах, таких как пространственный интеллект, вербальный интеллект, математический интеллект и пр. (по Терстоуну).
Концепция М. Волоха и Н. Когона.М. Воллах и Н. Коган считают, что перенесение Гилфордом, Торренсом и их последователями тестовых моделей измерения интеллекта на измерение креативности привело к тому, что тесты креативности попросту диагностируют IQ, как и обычные тесты интеллекта Эти авторы высказываются против жестких лимитов времени, атмосферы соревновательности и единственного критерия правильности ответа, то есть отвергают такой критерий креативности, как точность. В этом положении они ближе к исходной мысли Гилфорда о различии дивергентного и конвергентного мышления, чем сам ее автор. По мнению М. Воллаха и Н. Когана, для проявления творчества нужна непринужденная, свободная обстановка. Желательно, чтобы исследование и тестирование творческих способностей проводилось в обычных жизненных ситуациях, когда испытуемый может иметь свободный доступ к дополнительной информации по предмету задания.
Многие исследования показали, что
мотивация достижений, соревновательная
мотивация, мотивация социального
одобрения блокируют
Воллах и Коган в своей работе изменили систему проведения тестов креативности. Во-первых, они предоставляли испытуемым столько времени, сколько им было необходимо для решения задачи или для формулирования ответа на вопрос. Тестирование проводилось в ходе игры, при этом соревнование между участниками сводилось к минимуму, а экспериментатор принимал любой ответ испытуемого. Если соблюсти эти условия, то корреляция креативности и тестового интеллекта будет близка к нулю.
Информация о работе Диагностика креативности в подростковом возрасте