Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 14:20, контрольная работа
Актуальность исследования. Как в настоящем, так и в прошлых столетиях творческая активность человека несёт в себе не просто его личностное развитие, но и прогресс, создаёт культуру всего человечества в целом. Прогрессивное развитие государства определяется наличием необходимого творческого потенциала, то есть людей, способных к поиску принципиально новых, не стандартных путей и способов реш
Подход Воллаха и Когана позволил
по-иному взглянуть на проблему связи
между креативностью и
Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и высокой креативностью, были уверены в своих способностях, имели адекватный уровень самооценки. Они обладали внутренней свободой и вместе с тем высоким самоконтролем. При этом они могут казаться маленькими детьми, а через некоторое время, если того требует ситуация, вести себя по-взрослому. Проявляя большой интерес ко всему новому и необычному, они очень инициативны, но при этом успешно приспосабливаются к требованиям своего социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий.
Дети с высоким уровнем
Дети, обладающие низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативности, часто становятся "изгоями". Они с трудом приспосабливаются к школьным требованиям, часто занимаются в кружках, имеют необычные хобби и т.д., где они в свободной обстановке могут проявить свою креативность. Они очень тревожны, страдают от неверия в себя, "комплекса неполноценности". Часто учителя характеризуют их как тупых, невнимательных, поскольку они с неохотой выполняют рутинные задания и не могут сосредоточиться.
Дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в "середняках" и довольны своим положением. Они имеют адекватную самооценку, низкий уровень их предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью, пассивностью в учебе.
Креативность и интеллект
В другом подходе к концепции креативности как универсальной познавательной творческой способности Пономарева, креативность исследуется как процесс, в котором выделяются различные фазы, уровни и типы творческого мышления: 1 фаза - сознательная работа (подготовка интуитивного проблеска новой идеи); 2 фаза - бессознательная работа (инкубация направляющей идеи); 3 фаза - переход бессознательного в сознание (перевод идеи решения в сферу сознания); 4 фаза - сознательная работа (развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка). В качестве "ментальной единицы" измерения творчесткости мыслительного акта, "кванта" творчества Пономарев предлагает рассматривать разность уровней, доминирующих при постановке и решении задачи (задача всегда решается на более высоком уровне структуры психологического механизма, чем тот, на котором приобретаются средства к ее решению).
Медник также рассматривает
креативность как процесс. Согласно
этой концепции креативность является
процессом переконструирования
элементов в новые комбинации,
согласно поставленной задаче, требованиям
ситуации и некоторым специальным
требованиям. Суть творчества по Меднику
заключается в способности
"Теория инвестирования" Р. Стернеберга.
Одной из последних по времени возникновения концепций креативности является так называемая "теория инвестирования", предложенная Стернбергом и Д. Лавертом. Эти авторы считают креативным такого человека, который стремится и способен "покупать идеи по низкой цене и продавать по высокой". На мой взгляд, в этой концепции проявились личностные особенности самого Стернберга.
Стернберг считает, что человек может не реализовать свой творческий потенциал в двух случаях:
1) если он высказывает идеи преждевременно;
2) если он не выносит ее
на обсуждение слишком долго
и тогда она становится
По Стернбергу, творческие проявления детерминируются шестью основными факторами:
1) интеллектом как способностью;
2) знанием;
3) стилем мышления;
4) индивидуальными чертами;
5) мотивацией;
6) внешней средой.
Интеллектуальная способность является основной. Для творчества особенно важны следующие составляющие интеллекта:
1) синтетическая способность - новое видение проблемы, преодоление границ обыденного сознания;
2) аналитическая способность - выявление
идей, достойных дальнейшей
3) практические способности - умение
убеждать других в ценности
идеи ("продажа"). Если у индивида
слишком развита аналитическая
способность в ущерб двум
Влияние знаний может быть как позитивным, так и негативным: человек должен представлять, что именно он собирается сделать. Выйти за пределы поля возможностей и проявить креативность нельзя, если не знаешь границ этого поля. Вместе с тем знания, слишком устоявшиеся, могут ограничивать кругозор исследователя, лишать его возможности по-новому взглянуть на проблему.
Для творчества необходима независимость мышления от стереотипов и внешнего влияния. Творческий человек самостоятельно ставит проблемы и автономно их решает.
Креативность предполагает, с точки зрения Стернберга, способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толерантность к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих.
Проявление креативности невозможно, если отсутствует творческая среда.
Отдельные компоненты, отвечающие за творческий процесс, взаимодействуют. И совокупный эффект от их взаимодействия несводим к влиянию какого-либо одного из них. Мотивация может компенсировать отсутствие творческой среды, а интеллект, взаимодействуя с мотивацией, значительно повышает уровень креативности.
1.3 Когнитивный и личностный компоненты в структуре креативности
Когнитивный компонент креативности. В мышлении креативных личностей преобладают, такие составляющие креативности как беглость, гибкость и оригинальность. На креативность благоприятно действуют такие факторы, как радость, страстность, прилив стенических эмоций, стремление к доминированию, риску, тяготение к независимости, нарушению порядка, снятие чувства страха, фрустрации. Креативность - одна из ведущих жизненных потребностей личности в преобразовании действительности.
Представители гуманистической психологии:
А. Адлер предлагал рассматривать
креативность Я в свободе выбора
между альтернативными
Представители психоанализа: К.Г. Юнг
полагал, что в основе творчества
лежит процесс
Зигмунд Фрейд считал, что в основе
креативности и одним из источников
художественного творчества лежит
и является процесс сублимирования,
при котором исключительно
Э. Фромм трактует понятие креативность, как способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Представители когнитивной психологии: Е. Торренс под креативностью понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармонии.
Дж. Гилфорд разрабатывая свою модель интеллекта, выделил два типа мышления: конвергентное и дивергентное. Мышление первого типа называют "интеллектуальным", оно связано с решением задач, имеющих единственно правильный ответ. Мышление второго типа - дивергентное называют "креативным". Оно служит средством порождения оригинальных творческих идей. Оно допускает существование нескольких правильных ответов на один и тот же вопрос.
Дж. Гилфорд выделил шесть
способность к обнаружению и постановке проблем;
способность к генерированию большого числа идей;
гибкость - способность к продуцированию различных идей;
оригинальность - способность отвечать нестандартно;
способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу.
Е. Торренс, изучая особенности одаренных
людей, показал, что они чаще всего
склонны к дивергентному
Торренс, автор "теории интеллектуального порога", считает, что интеллект и креативность образуют единый фактор, поэтому интеллект обеспечивает определенный, базовый уровень креативности, но не является единственным определяющим фактором развития креативности.
При этом Е. Торренс предлагает "теорию интеллектуального порога" , где говорится, что если IQ ниже 115-120, то интеллект и креативность образуют единый фактор, а при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной.
Джон Гауэн рассматривает
При изучении общих творческих способностей выделяются три основных подхода к проблеме творческих способностей.
Первый состоит в том, что
как таковых творческих способностей
не существует. Интеллектуальная одаренность
выступает в качестве необходимого,
но недостаточного условия творческой
активности личности. Главную роль
в детерминации творческого поведения
играют мотивация, ценности, личностные
черты (А. Дж. Танненбаун, А. Олах и др.).
К числу основных черт творческой
личности относят когнитивную
Во втором подходе к изучению творческих способностей рассматривается творческая способность (креативность) как самостоятельный фактор, независимый от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Губер и др.). В более мягком его варианте признается, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция.
Третий подход к изучению творческих способностей состоит в предположении, что высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей, и наоборот, а творческого процесса как специфической формы психической активности нет (Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и др.).
И. Мейерсон трактует творческую личность
как квинтэссенцию высших свойств
личности, постоянной и важнейшей
потребностью которой является побуждение
выразить собственную концепцию
окружающего мира и свою концепцию
человека. С его точки зрения,
ведущие мотивы творческой деятельности
человек приобретает извне - из самых
разнообразных продуктов
Исходя из исследований в области психологии творчества, в творческой активности человека выделяются два аспекта: операциональный (креативность, творческие способности и т.д.) и ценностный (жизненная позиция, социальная ответственность и т.д.), причем второй аспект имеет решающее значение для творческого поведения. Утверждается высокая роль мировоззрения человека в становлении его как творца: "Если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод об особом типе личности - "Человек творческий".
Таким образом, креативность - это обширная характеристика личности, которая на данном этапе развития психологии определяется не только способностью к творчеству, но и комплексом иных психических свойств личности: эмоциональной подвижностью, мотивацией, эмпатией, определенным интеллектуальным уровнем, коммуникативными качествами, определенным восприятием и т.д. В данном случае способность к творчеству понимается широко, с позиции личностного подхода, который позволяет трактовать эту способность как явление развивающееся и соответственно с ней развивается креативность.
Личностный компонент
В восприятии личностные компоненты,
прежде всего это "целостность",
"синтетичность, "свежесть", самостоятельность,
способность видеть то чего не видят
другие. Для креативной личности характерна
яркая саморегуляция
Информация о работе Диагностика креативности в подростковом возрасте