Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 14:20, контрольная работа
Актуальность исследования. Как в настоящем, так и в прошлых столетиях творческая активность человека несёт в себе не просто его личностное развитие, но и прогресс, создаёт культуру всего человечества в целом. Прогрессивное развитие государства определяется наличием необходимого творческого потенциала, то есть людей, способных к поиску принципиально новых, не стандартных путей и способов реш
Чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Прежде всего, в желании, чтобы все - и взрослые и сверстники относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений c ровесниками, иногда учебы. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет столь, же эмоционально.
Наряду c чувством взрослости Д.Б. Элькониным рассматривается подростковая тенденция к взрослости - стремление казаться и считаться взрослым. Желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не находит отклика у окружающих.
Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в l5 лет, подросток делает еще один шаг в развитии своего самосознания. После поисков себя личностной нестабильности у него формируется "Я - концепция" - система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я".
Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой. С развитием самосознания связаны и возникающие в подростковом возрасте склонность к уединению, чувства одиночества, непонятности и тоски.
Подросток обладает сильными потребностями в самостоятельности. Подростковая самостоятельность выражается в основном в освобождении от опеки взрослого, его контроля, а также разнообразных увлечениях - не учебных занятий. Увлечения - сильные, часто сменяющие друг друга, иногда "запойные" характерные для подросткового возраста. Руководить интересами подростка могут взрослые - любимые учителя и родители, искренне увлеченные своим делом. Как правило, увлечения имеют неучебный характер.
Увлечения подростков A.Е. Личко определяет как "хобби-реакции", которые часто сменяют друг друга. Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству, без игр. Ребенок сам выбирает себе занятие по душе, тем самым удовлетворяя и потребность в самостоятельности, и познавательную потребность. A.Е. Личко провел классификацию подростковых увлечений. Он выделяет: интеллектуально - эстетические, эгоцентрические, телесно - мануальные, накопительские и информативно - коммуникативные увлечения.
1. Интеллектуально - эстетические
увлечения связаны с глубоким
интересом к любимому занятию:
истории, радиотехнике, музыке, рисованию,
разведению цветов и т.д. Это
наиболее ценные с точки
Часто в таких увлечениях наиболее ярко начинают проявляться специальные способности: музыкальные, художественные, литературные, математические, конструктивно - технические.
2. Эгоцентрические увлечения
3. Телесно - мануальные увлечения
связаны с намерением укрепить
свою силу, выносливость, приобрести
ловкость или какие-нибудь
4. Накопительские увлечения,
5. Информативно - коммуникативные увлечения - это самый примитивный вид увлечений. B них проявляется жажда получения новой, не слишком содержательной информации, не требующей никакой критической переработки, и потребность в легком общении со сверстниками - во множестве контактов, позволяющих этой информацией обмениваться. К этому виду увлечений относятся:
· многочасовые пустые разговоры в привычной "дворовой" компании, со случайными приятелями;
· созерцание происходящего вокруг (от витрин магазинов до уличных происшествий);
· длительное просиживание перец телевизором или видеомагнитофоном. По телевидению часами может просматриваться все подряд, но особенно - фильмы детективно-приключенческого жанра, боевики.
В среде подростков, лишенных содержательных увлечений, возникают основные проблемы, связанные с азартными играми, противоправным поведением, ранней алкоголизацией, токсикоманией и наркоманией.
2.2 Проявление и развитие креативности в подростковом возрасте
В литературе, посвященной вопросам развития креативности в онтогенезе, просматриваются определенные подходы к изучению возрастных закономерностей развития творческого потенциала.
Некоторые теоретики предлагают стадиальную модель для понимания фаз роста и развития. Существует несколько теорий развития личности, в контексте этих теорий можно проследить "линию" творческого развития и выделить креативные характеристики возрастных ступеней. В качестве примеров можно привести теорию З. Фрейда, в которой формирование личности представлено в виде последовательности стадий психосексуального развития. Возрастные предпосылки развития креативности наиболее ярко прослеживаются в концепции психосоциального развития Э. Эриксона. Творчество Эриксон относит в качестве доминанты и кульминации "нормальной линии" развития человека к 7-ой стадии, ("стадии средней взрослости" - 40 - 60 лет). Вместе с тем, линия развития креативных характеристик личности прослеживается в онтогенезе и на других этапах: самостоятельность и уверенность в себе характеризует стадию от 1 до 3 лет; активность, живое воображение, активное изучение окружающего мира, инициативность связаны с нормальным развитием в раннем детстве (3 - 5 лет); стремление к достижениям, нацеленность фантазии и игры на лучшие перспективы - от 5 до 11 лет; самоопределение и активный поиск себя, экспериментирование в разных ролях, становление индивидуальности - доминанта стадии половой зрелости (11 - 20 лет) и т.д.
В отечественной психологии разработаны некоторые аспекты проблемы особенностей развития креативности в различные возрастные периоды (Л.С. Выготский, В. Н Козленко, Я.А. Пономарев).
В частности в контексте теории психологического механизма творчества Я.А. Пономарев определил следующие этапы онтогенеза процесса решения творческих задач:
1. человек не может правильно
строить действия в простой
предметной ситуации если
2. построение возможно путем манипуляций реальными вещами, предметами, оригиналами (а не моделями);
3. построение возможно путем
манипуляций представлениями (
4. построение возможно путем манипуляций моделями в итоге проб и ошибок;
5. человек анализирует структуру задачи, строит план решения и подчиняет плану свои действия.
На основе сопоставления онтогенеза поведения детей в проблемной ситуации и хода решения творческих задач взрослыми людьми Я.А. Пономарев пришел к выводу о том, что функциональные ступени решения творческих задач взрослыми подобны этапам онтогенеза ребенка.
Подростковый возраст - характеризуется многими исследователями как период кардинальных сдвигов в психическом и личностном развитии. Это - период становления индивидуальности, повышенной активности, интеллектуализации и индивидуализации психических процессов. Креативными проявлениями возраста являются: широта склонностей, тяга к самоутверждению, новый уровень возможностей, расположенность к различным видам деятельности Подростковый возраст сталкивает личность с множеством новых противоречивых ситуаций. Неоднозначность представлений о себе и окружении, не всегда и недостаточно адекватные суждения о происходящем заставляют подростка искать новые пути в понимании и принятии мира, своего места в нем. Все это стимулирует и активизирует его творческий потенциал.
Подростковый возраст
В психологии креативности принято считать, что высокая проявленность творческих способностей обычно сочетается с определенными личностными свойствами. Такие личностные черты, как самоуверенность, смелость, свобода не только свойственны творческим людям, но и повышают вероятность реализации их творческого потенциала.
Главным фактором, определяющим развитие креативности, является содержание взаимоотношений подростка с взрослыми, позиция, занимаемая взрослыми по отношению к нему. Взрослые обычно создают себе некоторый образ ученика, который они хотели бы сформировать, хотят видеть у детей такие черты, как послушание, выполнение поручений и т.п. Креативность предполагает способность идти на разумный риск, преодолевать препятствия, готовность противостоять мнению окружающих.
Выводы по 2 главе
Подростковый возраст - трудный период полового созревания и психологического взросления. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком; оно становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно - личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, no обычно сменяющие друг друга увлечения.
У подростка складываются разнообразные
образы "Я", первоначально изменчивые,
подверженные внешним влияниям. К
концу периода они
Практическая часть
Глава 3. Исследование параметров креативности
3.1 Диагностическая программа исследования
Развитие креативности связано с формированием аппарата поиска и создания объектов удовлетворения общей потребности, механизм развития креативности включен в механизмы саморегуляции, входящие в общий механизм опережающего отражения действительности в конкретных условиях.
Основная гипотеза исследования - предполагается, что существует связь между креативностью и уровнем субъективного контроля.
Рабочая гипотеза исследования - предполагается, что существует корреляционная связь между уровнем субъективного контроля и креативностью.
Объект исследования - креативность
Предмет исследования - взаимосвязь параметров креативности и УСК (интернального типа) у подростков.
Цель исследования - изучить взаимосвязь параметров креативности и уровня субъективного контроля в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Определить локус контроль
у подростков, а именно склонность
подростков приписывать
2. Определить уровень
3. Провести корреляцию между
УСК и креативности для
4. На основе математико-
Исследование проводилось на базе Высоковской СШ. В него были включены 40 учеников (15 девочек и 25 мальчиков). Возрастная категория - 15 лет.
Информация о работе Диагностика креативности в подростковом возрасте