Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:54, курсовая работа
Цель исследования заключается в изучении свойств темперамента, особенностей межличностных отношений студентов.
Задачи исследования:
1.Провести анализ научной психолого-педагогической литературы, посвященной вопросам межличностных отношений;
2.Определить значение основных понятий: темперамент и межличностные отношения;
3. Выявить уровень взаимосвязи свойств темперамента и межличностных отношений;
4.Подобрать и апробировать на выбранной экспериментальной группе методики, необходимые для подтверждения гипотезы исследования;
5.Проанализировать полученные результаты, подвести итог нашей исследовательской работы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретическое изучение межличностных отношений в группе…. 5
1.1. Межличностные отношения в группе…........................................... 5
1.1.1. Общая характеристика межличностных отношений………. 5
1.1.2. Типы взаимодействия в группе………………..……………... 9
1.1.3. Проблема межличностных отношений в отечественной и
зарубежной психологии………………………………………. 15
1.2. Обзор теорий типологий темперамента……………………………. 22
1.2.1. Определение темперамента. Основные компоненты, определяющие темперамент………………………………… 22
1.2.2. Психологическая характеристика типов темперамента…… 23
1.3. Вывод по первой главе………………………..……………………... 26
Глава 2. Экспериментальное изучение межличностных отношений в группе…………………………………………………………………………… 28
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования……………………………... 28
2.2. Социометрическая методика…..…….……………………………… 28
2.3. Определение преобладающего типа темперамента………………. 32
2.3.1. Выбор методики исследования……………………………… 32
2.3.2. Обработка и анализ полученных результатов……………… 33
2.3.3.Выводы по результатам исследования………………………. 34
2.4. Вывод по второй главе…….………………………………………… 34
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………... 38
Приложения……………………………………………………………………. 40
Грамотное, квалифицированное использование современного арсенала психодиагностических средств очевидным образом ускоряет достижение и улучшает качественную составляющую результата работы практического психолога. При этом требование грамотности и квалифицированности использования подразумевает не только теоретическое знание, но и наличие навыков практического применения этих средств в процессе индивидуальной и групповой психологической, социально-адаптационной и социально-педагогической работы.
Высокий уровень благополучия межличностных отношений возможен при условии благоприятного психологического климата в коллективе, который во многом зависит от стиля педагогического руководства и стиля педагогического общения.
2.3. Определение преобладающего типа темперамента
2.3.1. Выбор методики исследования
Для проведения тестирования была выбрана методика «Тест для определения преобладающего типа темперамента» А.Белова (Приложение 2).
Методика А.Белова служит для определения преобладающего типа темперамента и выявления представленности в нем свойств других типов. Испытуемому последовательно предъявляются четыре карточки, на каждой из которых написано по 20 свойств, характерных для представителей каждого типа темперамента.
Лица с четко выраженными свойствами, относящимися только к одному типу темперамента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся наличием свойств, характерных для разных типов темперамента с преобладанием одного из них.
Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента доминирующий.
Если этот результат составляет 30–39%, то качества данного типа выражены достаточно ярко.
Если результат 20–29%, то средне выражены.
При результате 10–19% можно утверждать, что черты этого типа темперамента выражены в малой степени.
2.3.2. Обработка и анализ полученных результатов
Результаты тестирования по методике для определения преобладающего типа темперамента А.Белова были сведены в таблицу 2.
Таблица 2. Результаты тестирования по методике А.Белова
№ испытуемого | Холерик | Сангвиник | Флегматик | Меланхолик |
1 | 26 | 9 | 48 | 17 |
2 | 41 | 12 | 34 | 13 |
3 | 9 | 66 | 16 | 9 |
4 | 47 | 28 | 14 | 11 |
5 | 11 | 6 | 25 | 58 |
6 | 52 | 16 | 26 | 6 |
7 | 28 | 18 | 13 | 41 |
8 | 42 | 23 | 24 | 11 |
9 | 44 | 20 | 27 | 18 |
10 | 52 | 7 | 15 | 26 |
11 | 41 | 12 | 34 | 13 |
12 | 47 | 28 | 15 | 10 |
13 | 56 | 4 | 20 | 20 |
14 | 44 | 10 | 27 | 18 |
15 | 68 | 20 | 8 | 4 |
2.3.3.Выводы по результатам исследования
Анализируя полученные данные, можно определить, что:
Холерический тип темперамента преобладает у 12 человек из группы.
Сангвинический тип темперамента преобладает у 1 человека.
Флегматический тип темперамента преобладает у 1 человека.
Меланхолический тип темперамента преобладает у 1 человека.
Исходя из полученных результатов, можно отметить, что в экспериментальной группе преобладают студенты с холерическим типом темперамента – 82% ;
6% студентов имеют сангвинический тип темперамента;
6% студентов являются флегматиками;
6% студентов относятся к меланхоликам.
2.4. Вывод по второй главе
Исследование межличностных отношений в группе проводилось со студентами 2 курса психологического факультета. Оно проходило с помощью социометрической методики.
В результате проведенного социометрического исследования в студенческой группе с целью изучения характеристики межличностных отношений мы определили следующие диагностические показатели: статусные категории каждого студента:
лидеры - 1 человек.
предпочитаемые – 6 человек.
пренебрегаемые - 5 человек.
отверженные - 3 человек
Исходя, из полученных данных можно сделать вывод, что в экспериментальной группе 49% студентов имеют благоприятный статус, т. е относятся к первой статусной группе, а 51% имеют третий и четвертый статус.
Изучив полученные результаты по определению социологического статуса каждого члена группы можно сделать вывод, что в экспериментальной группе уровень благополучия взаимоотношений можно определить как низкий, так как в группе преобладают студенты с неблагоприятным статусом - 51%.
В экспериментальной группе преобладают студенты с холерическим типом темперамента – 82%; 6% студентов имеют сангвинический тип темперамента; 6% студентов являются флегматиками;
6% студентов относятся к меланхоликам.
Сопоставляя полученные данные, мы видим, что свойства темперамента и характер межличностных отношений взаимосвязаны между собой.
ВЫВОДЫ
Целью данной курсовой работы было выявление связи между типом темперамента и межличностными отношениями в группе.
Для достижения цели были выполнены следующие задачи:
- проведено всестороннее изучение межличностных отношений и типов темперамента и подходов к их классификации;
- определен объект исследования – группа студентов Московского городского психолого-педагогического университета в возрасте 18 – 19 лет в количестве 15 человек.
- произведен выбор методики для определения у группы межличностных отношений и типов темперамента («Социометрическая методика» и «Тест для определения преобладающего типа темперамента» А.Белова);
- проведено тестирование группы испытуемых по вышеуказанным методикам;
- произведена обработка данных, полученных при тестировании.
По результатам исследования сделаны следующие вывод: свойства темперамента и характер межличностных отношений взаимосвязаны между собой.
На основании проведенного теоретического и экспериментального исследования, можно сказать, что гипотеза нашей курсовой работы подтверждена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенной работы были проанализированы литературные источники по проблемам изучения влияния темперамента на межличностные отношения в студенческой группе
Многие исследователи отмечают важность изучения взаимосвязи, взаимовлияния межличностных отношений на индивидуальные особенности личности. Проблема темперамента является объектом исследований мировой и отечественной психологии, но работ, посвященных взаимосвязям межличностных отношений с темпераментом, мало.
Анализ современной психологической литературы свидетельствует об интересе исследователей к проблеме темперамента и межличностных отношений. Это связано с их значимостью в жизни и деятельности общества, в формировании личности. Актуальность проблемы взаимосвязи свойств темперамента и межличностных отношений обосновывается происходящими социально - экономическими процессами в современном обществе, необходимостью развития творческой индивидуальности человека.
Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека. Конкретные проявления типов темперамента многообразны. Они заметны в деятельности человека, во внешней манере его поведения.
Таким образом, можно считать уже твердо установленным, что тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено. Темперамент заключает в себе целый комплекс особенностей личности, в том числе и поведенческих, которые проявляются при социальном взаимодействии.
Для достижения поставленной цели было проведено исследование и получены результаты, которые подтвердили гипотезу о том, что между уровнями развития межличностных отношений и свойствами темперамента существует взаимосвязь. То есть, человеку с определенным темпераментом присущи определенные стратегии поведения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]/ Г.М. Андреева. - М.: Изд-во МГУ 1988.- 432с
2. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие. – Пятигорск, 1990.
3. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь – справочник по психодиагностике – СПб.: Издательство «Питер»; 2000.
4. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. - 1008 с
5. Выготский Л.С. " Проблемы психологии", М. 1979
6. Всемирная сеть Интернет. Материалы сайта www.vsetesti.ru
7. Гальперин П.Я. Введение в психологию.- М.1976 г
8. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. – М.: «Юрайт» 2002.
9. Гоноболин Ф. Н. Воля, характер, деятельность. Минск, "Народная асвета", 1966
10. Климов Е.А. «Индивидуальный тип деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы», – Казань, 1969
11. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М., "Просвещение", 1970
12. Кречмер Э. «Строение тела и характер», "Просвещение", 1990
14. Левитов Н. Д. Психология характера, изд. 3. М., "Просвещение", 1969
15. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. – Киев, 1981.
16. Либин А.В. «Дифференциальная психология» – М: изд.СМЫСЛ, 2000.
17. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков, – Л., 1983.
18. Маклаков А.Г. Общая психология: учебное пособие. - СПБ.: Питер, 2005. - 583 с.
19. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. - М, 1964.
20. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий, – М: 1982
21. Немов Р. С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
22. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. М., 1964; изд. 2 (ред.). Пермь, 1973.
24. Общая психология. Субъект деятельности. Под ред. В. В. Петухова. — М.:2000.
25. Общая психология: Учебник для вузов/А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003. – 592 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).
26. Общая психология /Состав. Е.И. Рогов – М. ВЛАДОС, 1995.
27. Психология индивидуальных различий /под ред. Ю.Б.Гиппенрейдера, В.Я.Романова – М. изд-во МГУ, 1982.
28. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2т. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Т.1. – 312с.: ил.
29. Рупчева И.В., психолог. Темперамент. Психофизиологические особенности человека.
30. Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека// Психологический журнал. – 1989. – Т.10, – №1.
31. Русалов В.М.. Биологические основы индивидуально-психологических различий – М, 1979
32. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., "Наука", 1984.
33. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности – М.: Гуматин. изд. Центр ВЛАДОС, 1998.
Приложение 1.
Ф.И.О. | Кого бы ты выбрал командиром?
| Кого бы ты пригласил на день рождения? | ||
Да | Нет | Да | Нет | |
1. Александрова Татьяна |
|
|
|
|
2. Акинфеева Олеся |
|
|
|
|
3. Бененсон Тимофей |
|
|
|
|
4. Богатырев Алексей |
|
|
|
|
5. Воронина Кристина |
|
|
|
|
6. Горохов Анатолий |
|
|
|
|
7. Дорохова Ирина |
|
|
|
|
8. Калошина Анна |
|
|
|
|
9. Лисеев Антон |
|
|
|
|
10. Модина Марина |
|
|
|
|
11. Носова Алена |
|
|
|
|
12. Попова Мария |
|
|
|
|
13. Фролова Екатерина |
|
|
|
|
14. Хромова Нина |
|
|
|
|
15. Цуканова Елизавета |
|
|
|
|
Информация о работе Диагностика межличностных отношений в группе