Диагностика межличностных отношений в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:54, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в изучении свойств темперамента, особенностей межличностных отношений студентов.
Задачи исследования:
1.Провести анализ научной психолого-педагогической литературы, посвященной вопросам межличностных отношений;
2.Определить значение основных понятий: темперамент и межличностные отношения;
3. Выявить уровень взаимосвязи свойств темперамента и межличностных отношений;
4.Подобрать и апробировать на выбранной экспериментальной группе методики, необходимые для подтверждения гипотезы исследования;
5.Проанализировать полученные результаты, подвести итог нашей исследовательской работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретическое изучение межличностных отношений в группе…. 5
1.1. Межличностные отношения в группе…........................................... 5
1.1.1. Общая характеристика межличностных отношений………. 5
1.1.2. Типы взаимодействия в группе………………..……………... 9
1.1.3. Проблема межличностных отношений в отечественной и
зарубежной психологии………………………………………. 15
1.2. Обзор теорий типологий темперамента……………………………. 22
1.2.1. Определение темперамента. Основные компоненты, определяющие темперамент………………………………… 22
1.2.2. Психологическая характеристика типов темперамента…… 23
1.3. Вывод по первой главе………………………..……………………... 26
Глава 2. Экспериментальное изучение межличностных отношений в группе…………………………………………………………………………… 28
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования……………………………... 28
2.2. Социометрическая методика…..…….……………………………… 28
2.3. Определение преобладающего типа темперамента………………. 32
2.3.1. Выбор методики исследования……………………………… 32
2.3.2. Обработка и анализ полученных результатов……………… 33
2.3.3.Выводы по результатам исследования………………………. 34
2.4. Вывод по второй главе…….………………………………………… 34
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………... 38
Приложения……………………………………………………………………. 40

Работа состоит из  1 файл

курсовая моя 2.doc

— 307.00 Кб (Скачать документ)

                                                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Определение преобладающего типа темперамента (А.Белов)

Назначение теста

Лица с четко выраженными свойствами, относящимися только к одному типу темперамента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся наличием свойств, характерных для разных типов темперамента с преобладанием одного из них.

Методика А.Белова служит для определения преобладающего типа темперамента и выявления представленности в нем свойств других типов. Испытуемому последовательно предъявляются четыре карточки, на каждой из которых написано по 20 свойств, характерных для представителей каждого типа темперамента.

 

Инструкция к тесту

Внимательно прочитайте перечень свойств и поставьте знак (+), если считаете, что это свойство Вам присуще, и знак (–) – если оно у Вас отсутствует.

В сомнительных случаях ничего не ставьте.

 

Тестовый материал

 

1. Блок

  1. Неусидчивость, суетливость.
  2. Невыдержанность, вспыльчивость.
  3. Нетерпеливость
  4. Резкость и прямолинейность в отношениях с людьми.
  5. Решительность и инициативность.
  6. Упрямство.
  7. Находчивость в споре.
  8. Неритмичность в работе.
  9. Склонность к риску.
  10. Незлопамятность, необидчивость.
  11. Быстрота и страстность речи.
  12. Неуравновешенность и склонность к горячности.
  13. Нетерпимость к недостаткам.
  14. Агрессивность забияки.
  15. Выразительность мимики.
  16. Способность быстро действовать и решать.
  17. Неустанное стремление к новому.
  18. Обладание резкими, порывистыми движениями.
  19. Настойчивость в достижении поставленной цели.
  20. Склонность к резкой смене настроения.

 

2. Блок

  1. Жизнерадостность.
  2. Энергичность и деловитость.
  3. Недоведение начатого дела до конца.
  4. Склонность переоценивать себя.
  5. Способность быстро схватывать новое.
  6. Неустойчивость в интересах и склонностях.
  7. Легкое переживание неудачи и неприятностей.
  8. Легкое приспособление к разным обстоятельствам.
  9. Увлеченность любым делом.
  10. Быстрое остывание, когда дело перестает интересовать.
  11. Быстрое включение в новую работу и переключение с одного вида работы на другой.
  12. Тяготение однообразной, будничной, кропотливой работой.
  13. Общительность и отзывчивость, не скованность в общении с другими людьми.
  14. Выносливость и работоспособность.
  15. Громкая, быстрая, отчетливая речь.
  16. Сохранение самообладания в неожиданной, сложной ситуации.
  17. Обладание всегда добрым настроением.
  18. Быстрое засыпание и пробуждение.
  19. Частая несобранность, поспешность в решениях.
  20. Склонность иногда скользить по поверхности, отвлекаясь.

 

3. Блок

  1. Спокойствие и хладнокровие.
  2. Последовательность и обстоятельность в делах.
  3. Осторожность и рассудительность.
  4. Умение ждать.
  5. Молчаливость, нежелание болтать по пустякам.
  6. Обладание спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики.
  7. Сдержанность и терпеливость.
  8. Доведение начатого дела до конца.
  9. Умение применять свои силы в дело (не растрачивать их по пустякам).
  10. Строгое придерживание выработанного распорядка жизни, системы в работе.
  11. Легкое сдерживание порывов.
  12. Маловосприимчивость к одобрению и порицанию.
  13. Незлобивость, проявление снисходительного отношения к колкостям в свой адрес.
  14. Постоянство в своих отношениях и интересах.
  15. Медленное вовлечение в работу и переключение с одного вида работы на другой.
  16. Ровность в отношении со всеми.
  17. Аккуратность и порядок во всем.
  18. Трудное приспособление к новой обстановке.
  19. Обладание выдержкой.
  20. Постепенное схождение с новыми людьми.

 

4. Блок

  1. Стеснительность и застенчивость.
  2. Растерянность в новой обстановке.
  3. Затруднительность в установлении контактов с незнакомыми людьми.
  4. Неверие в свои силы.
  5. Легкое перенесение одиночества.
  6. Чувство подавленности и растерянности при неудачах.
  7. Склонность уходить в себя.
  8. Быстрая утомляемость.
  9. Обладание тихой речью, иногда снижающейся до шепота.
  10. Невольное приспособление к характеру собеседника.
  11. Впечатлительность до слезливости.
  12. Чрезвычайная восприимчивость к одобрению и порицанию.
  13. Предъявление высоких требований к себе и окружающим.
  14. Склонность к подозрительности, мнительности.
  15. Беспечная чувствительность и легкая ранимость.
  16. Чрезмерная обидчивость.
  17. Скрытность и необщительность, нежелание делиться своими мыслями.
  18. Малоактивность и робость.
  19. Безропотность и покорность.
  20. Стремление вызвать сочувствие и помощь окружающих.
 
Обработка результатов теста

Подсчитать количество плюсов по каждой карточке отдельно.

Вычислить процент положительных ответов по каждому типу темперамента:

Х = (А1 / А) * 100%; С = (А2 / А) * 100%;

Ф = (А3 / А) * 100%; М = (А4 / А) * 100%; где

        X, С, Ф, М – типы темперамента;

        A1, A2, A3, A4 – число положительных ответов по карточкам соответствующего блока;

        А – общее число положительных ответов по четырем карточкам.

 

В конечном виде «формула темперамента» приобретает, например, такой вид:

Т = 35%Х + 30%С + 14%Ф + 21%М;

Это значит, что данный темперамент на 35% – холерический, 30% – сангвинический, 14% – флегматический и 21% – меланхолический.

 

        Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента у вас доминирующий.

        Если этот результат составляет 30–39%, то качества данного типа выражены достаточно ярко.

        Если результат 20–29%, то средне выражены.

        При результате 10–19% можно утверждать, что черты этого типа темперамента выражены в малой степени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 



Информация о работе Диагностика межличностных отношений в группе