Диагностика школьной тревожности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 12:36, курсовая работа

Описание

К школьным стрессам можно отнести патогенные психофизиологические, эмоциональные состояния учащихся, обусловленные неблагополучным психологическим климатом в классах, конфликтами между учащимися, дидактогенным воздействием учителей, неправильно организованной системой проверки и оценки знаний учащихся (опросы на уроках, контрольные работы, тестирование, экзамены).

Содержание

Введение 2
1.Теоретическое обоснование феномена детской тревожности 6
1.1. Исследование феномена тревожности в психологии. 6
1.2. Проблемы и причины школьной тревожности. 11
2. Эмпирическое исследование школьной тревожности у детей младшего школьного возраста 19
2.1. Диагностика тревожности детей младшего школьного возраста. 19
2.2. Исследование школьной тревожности. Методика Филлипса. 24
2.3. Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению школьной тревожности. 32
Заключение 37
Список использованной литературы 41
Приложение 44

Работа состоит из  1 файл

Диагностика школьной тревожности.docx

— 143.65 Кб (Скачать документ)

Более высокий процент  испытуемых, а именно, 50% (25 человек), испытывают фрустрацию достижения успеха на несколько повышенном уровне (см. Рис. 1, шкала 3, повышенный уровень). То есть, в ситуации школьного обучения существуют неблагоприятные для  них факторы, которые мешают в  достижении успеха. Однако, влияние  этих факторов не столь сильно, и  при некоторых усилиях со стороны  школьников и помощи со стороны учителей и сверстников, его вполне возможно избежать.

Не переживают фрустрацию в достижении успеха всего 10 школьников (20% испытуемых), что подтверждает предположение  о том, что ситуация школьного  обучения, для большинства детей, является травмирующей, негативно окрашенной и тревожной.

60% (30 школьников) испытывают  сильный, и 30% (15 школьников) –  менее сильный страх в ситуации  проверки знаний (см. Рис. 1, шкала  5, высокий и повышенный уровни). Скорее всего, это объясняется  тем, что, по мнению этих  учеников, учителя предъявляют к  ним завышенные требования, вследствие  чего, могут негативно оценить  их, а негативные оценки, как говорилось  выше, крайне болезненны для подростков  и представляют угрозу их положению  среди сверстников, самооценке. Возможно  и то, что эти школьники настолько  неуверенны в себе, собственных знаниях и силах, что само ожидание проверки знаний тревожит их, а общение с учителем приносит только негативные эмоции.

Так же, 10% испытуемых (5 человек) не испытывают страха в ситуации проверки знаний (см. Рис. 1, шкала 5, нормальный уровень).

Стоит заметить и тот факт, что процент школьников, испытывающих тревожность в ситуации проверки знаний, практически одинаковый, с  процентом испытуемых, имеющих страх  общения с учителями. По нашему мнению, это говорит о том, что детей  тревожит проверка знаний и отметка, а также сколько оценка учителя, как взрослого.

У 50% испытуемых (25 школьников) сильное эмоциональное напряжение появляется еще и при взаимодействии с учителями, и немного слабее, у 34% испытуемых (17 школьников) (см. Рис.1, шкала 8, высокий уровень, повышенный уровень).

16% испытуемых (8 человек)  не испытывают проблем и страхов  в отношениях с учителями (см. Рис. 1, шкала 8, нормальный уровень).

Эти данные соответствуют  данным уровня общей тревожности  в школе (см. Рис. 1, шкала 1), что может  объясняться следующим: оценка со стороны  учителей и родителей для детей  данной выборки является более значимой, чем оценка ровесников. То есть, общая  тревожность в школе обусловлена  переживаниями, связанными с возможностью негативной оценки учителей.

Небольшое число школьников (8 человек, 16%) имеют высокую тревожность  вследствие низкой физиологической  сопротивляемости стрессу (см. Рис.1, шкала 7, высокий уровень). То есть, в поведении  этих школьников наблюдается сниженная  приспособляемость к ситуациям  стрессогенного характера, например, к школьному обучению в целом, и повышенная вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. Также 22% испытуемых, что составляет 11 школьников, склонны к данным особенностям.

62% испытуемых, 31 школьник  имеют нормальную физиологическую  сопротивляемость стрессу (см. Рис.1, шкала 7, нормальный уровень), что  свидетельствует о том, что возможные предпосылки для возникновения тревожности у них не физиологического, а социального плана, то есть страх самовыражения, боязнь оценок и трудности в межличностных контактах.

Рис. 1. Уровни школьной тревожности  у детей младшего школьного возраста

1. Общая тревожность в  школе.

2. Переживание социального  стресса.

3. Фрустрация потребности  достижения успеха.

4. Страх самовыражения.

5. Страх ситуации проверки  знаний.

6. Страх не соответствовать  ожиданиям окружающих.

7. Низкая физиологическая  сопротивляемость стрессу.

8. Проблемы и страхи  в отношениях с учителями.

Гипотеза нашего исследования полностью нашла свое подтверждение. Пользуясь этими результатами, а  также на основе индивидуальных бесед, сделаны выводы, что высокий уровень  тревожности вызван:

1. Плохой подготовкой  к урокам;

2.Боязнью выразить свои  возможности, так как дети считают,  что они будут оценены ниже, чем их сверстники, которые показывают  высокий уровень знаний и творчества;

3. Заниженной самооценкой;

4. Предъявлением со стороны  учителя высоких требований;

5. Домашними неприятностями;

6. Высокими требованиями  родителей;

7. Недостаточным вниманием  и поддержкой родителей;

8. Не замечание учителем  и родителями успехов ребенка.

2.3. Психопрофилактическая  и психокоррекционная работа по преодолению школьной тревожности.

Психопрофилактическая и  психокоррекционная работа по преодолению тревожности школьников предполагает несколько взаимосвязанных направлений.

Психологическое просвещение  родителей. Данное направление работы включает три блока. Первый блок предполагает рассмотрение следующих вопросов: роль взаимоотношений в семье в  возникновении и закреплении  тревожности; влияние способа предъявления требований к ребенку, того, когда  и почему близкие взрослые довольны и недовольны им, и того, как, в  какой форме они это проявляют  на формирование у ребенка чувства  защищенности и уверенности в  себе. Второй блок: влияние эмоционального самочувствия взрослых на эмоциональное  самочувствие детей разного возраста. Третий блок: значение развития у детей  и подростков чувства уверенности  в собственных силах.

Основная задача такой  работы – помочь родителям прийти к пониманию того, что решающая роль в профилактике тревожности  и ее преодолении принадлежит  им.

Психологическое просвещение  педагогов. Здесь, прежде всего, значительное внимание уделяется объяснению того, какое влияние может оказать  тревожность как устойчивая черта  личности на развитие ребенка, успешность его деятельности, его будущее. Такое  разъяснение требуется потому, что  нередко учителя склонны рассматривать  тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую ребенку  чувство ответственности, восприимчивость  и т.п. Педагоги должны объективно оценивать  роль четких, последовательных и достаточно устойчивых (предсказуемых) требований, конкретной обратной связи (конечно, при  соблюдении основного принципа –  общего уважения к ребенку как  личности) в профилактике и преодолении  тревожности. Особое внимание педагогов  следует обратить на формирование правильного  отношения учащихся к ошибкам. Известно, что именно "ориентация на ошибку", которая нередко подкрепляется  отношением педагогов к ошибкам  как к недопустимому, наказуемому  явлению, – одна из основных форм школьной и тестовой тревожности. На психолого-педагогических консилиумах обсуждаются и разрабатываются  рекомендации по работе с тревожными детьми, примером которых могут служить  следующие:

Серьезные, эмоционально затратные  разговоры с ребенком проводить  наедине, а не публично. Не тревожиться  самому, не передавать личную тревогу  обучающимся. Учить детей адекватному восприятию действительности, нивелировать тревогу по поводу событий, ещё не случившихся. Уметь аргументировать оценку и отметку. Уметь самому признавать право на ошибку. Учить детей рефлексии.

Обучение родителей конкретным способам преодоления повышенной тревожности  у детей, а также помощи детям  в овладении средствами преодоления  тревожности (индивидуальное или групповое  консультирование).

Непосредственная работа с детьми и подростками, ориентированная  на выработку и укрепление уверенности  в себе, собственных критериев  успешности, умения вести себя в  трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. При проведении психопрофилактики эта работа должна быть ориентирована прежде всего на оптимизацию тех областей, с которыми связаны "возрастные пики" тревожности для каждого периода; при психокоррекции, помимо этого, работа должна быть ориентирована на "зоны уязвимости", характерные для конкретного ребенка или подростка. Важным элементом работы является выработка индивидуальных эффективных моделей поведения в значимых, в том числе оценочных ситуациях. Необходимы подготовка детей к новым ситуациям, снижение неопределенности различных ситуаций посредством предварительного ознакомления детей с их содержанием и условиями, обсуждение возможных трудностей и обучение конструктивным способам их решения. Целесообразно проводить предварительное "проигрывание" наиболее значимых ситуаций, например репетицию экзамена.

Психолого-профилактическими  аспектами решения проблемы школьной тревожности предусматривается:

1. Выявление учащихся, составляющих  группу повышенного риска нервно-психических  срывов, освобождение таких учащихся  от экзаменов и выполнения  наиболее трудных заданий;

2. Участие школьного психолога  в разработке и проведении  профилактических мероприятий, направленных  на психоэмоциональное закаливание  учащихся, выработку у них психологической  устойчивости к стрессогенным воздействиям;

3. Помощь психолога учителям  в реализации той части коррекционных  программ для учащихся группы  риска, которая может быть обеспечена  в стенах школы;

Воспитательные и учебно-информационные аспекты проблемы школьной тревожности  связаны с решением следующих  задач:

1. Воспитание у учащихся  толерантности в коммуникативных  ситуациях, формирование установок  на сотрудничество, взаимопомощь, готовность  к разумным компромиссам;

2. Воспитание у них  привычки заботиться о своём  психофизическом состоянии в  процессе подготовки к ответу, при самом ответе, при выполнении  контрольной работы, сдаче экзамена;

3. Формирование у школьников  потребности находиться в оптимальном  психоэмоциональном состоянии как во время отдыха, так и при выполнении любой работы;

4. Формирование у учащихся  коммуникативных компетенций: умений  и навыков грамотно строить  общение (деловое, межличностное), предупреждать эмоциональные конфликты,  правильно разрешать возникающие  противоречия, управлять развитием  коммуникативной ситуации;

5. Развитие у школьников  самообладания, а также умений  и навыков психофизической саморегуляции, которые дадут возможность ученику чувствовать себя увереннее при ответах учителю, выполнении контрольных работ и сдаче экзаменов;

6. Обучение психологическим  навыкам эффективного преодоления  деструктивных состояний – дистресса, депрессии, дисфории.

Обеспечение индивидуального  подхода к учащимся определяет необходимость  соблюдения щадящего режима и требует  от педагога проявления особого педагогического  такта по отношению к учащимся с высоким риском нервно-психических  срывов, повышенным уровнем невротизации, тревожности.

Считаем необходимым, с целью  формирования безопасного образовательного пространства, с учётом здоровье сберегающих  технологий и коррекции отрицательных, дестабилизирующих эмоциональное  здоровье участников образовательного процесса факторов, проведение специальных  мероприятий (тренинги эмоциональной  устойчивости, психологическая разгрузка  и проч.) для участников образовательного процесса.

Заключение

На каждом возрастном этапе  ребенок занимает определенное место  в системе общественных отношений, которые определяют требования к  его поведению и деятельности. Социальная ситуация развития ребенка, специфическая для каждого возраста, имеет своеобразные психологические  характеристики и имеет большое  значение для психологического благополучия ребенка. Так, психологическое благополучие школьника во многом определяется тем, насколько его учебная деятельность соответствует требованиям школы. Неблагополучие адаптации ребенка  к школе проявляется, прежде всего, в высокой тревожности.

Школьная тревожность  является одной из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог. Особое значение имеет исследование изменений, происходящих в подростковом возрасте, поскольку этот возраст  называют временем рождения личности. В младшем подростковом возрасте ребенок является еще типичным школьником, и в связи с этим, школьная тревожность  влияет на развитие личности ребенка, может стать устойчивым свойством, чертой личности и темперамента. Если для дошкольников и младших школьников основными источниками тревожности  является семья, то для подростков и  старшеклассников такая роль значительно  уменьшается, зато вдвое возрастает роль школы.

Существенно, что, становясь  школьником и переходя от одного этапа  школьной жизни к другому, ребенок  не просто приспосабливается к наличной ситуации школы. На основе сформировавшихся у него личностных качеств и возникших  в предшествующем возрасте потребностей, он, так или иначе, преломляет воздействие  школы и (сознательно и неосознанно) занимает по отношению к ней внутреннюю позицию. В психологии существует понятие "внутренняя позиция", под которой  подразумевается совокупность всех отношений ребенка к действительности, сложившаяся в определенную систему.

Внутреннюю позицию школьника  в самом широком смысле можно  определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных  со школой, т.е. такое отношение к  школе, когда причастность к ней  переживается ребенком как его собственная  потребность. Кроме отношения к  учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение  к учителю, сверстникам и самому себе.

Переход из начальной школы  в среднее звено считается  одной из наиболее сложных проблем, а адаптация в пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Для успешного  преодоления этой потенциальной  проблемной ситуации пятиклассник должен обладать рядом психологических  качеств, которые позволят ему безболезненно  адаптироваться к новым условиям учебной деятельности. К их числу, без сомнения, относится новая  личностная позиция по отношению к школе (внутренняя позиция учащегося средней школы). Старая позиция, с которой он вошел в школьную жизнь, которая определяла не только его отношение к обучению, но и всю систему его отношений к действительности, сначала расшатывается, а затем к концу младшего школьного возраста и вовсе перестает определять его психическую жизнь и его поведение.

В связи с обучением, взрослением, накоплением жизненного опыта у  школьников к началу переходного  возраста формируются новые, более  широкие интересы, возникают различные  увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную, более "взрослую" позицию.

Итак, мы провели наше исследование на базе средней школы № 1161 г. Москвы. В нашем исследовании принимали  участие 50 детей младшего школьного  возраста. Мы же считаем, чтобы снизить  границы повышенной школьной тревожности, следует увеличить эмоциональную  поддержку со стороны родителей, учителей, увеличить обучаемость  и т.д.

Так, детям с высокой  оценкой тревожности следует  формировать чувство уверенности  и успеха. Им необходимо смещать  акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Информация о работе Диагностика школьной тревожности