Диагностика школьной тревожности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 12:36, курсовая работа

Описание

К школьным стрессам можно отнести патогенные психофизиологические, эмоциональные состояния учащихся, обусловленные неблагополучным психологическим климатом в классах, конфликтами между учащимися, дидактогенным воздействием учителей, неправильно организованной системой проверки и оценки знаний учащихся (опросы на уроках, контрольные работы, тестирование, экзамены).

Содержание

Введение 2
1.Теоретическое обоснование феномена детской тревожности 6
1.1. Исследование феномена тревожности в психологии. 6
1.2. Проблемы и причины школьной тревожности. 11
2. Эмпирическое исследование школьной тревожности у детей младшего школьного возраста 19
2.1. Диагностика тревожности детей младшего школьного возраста. 19
2.2. Исследование школьной тревожности. Методика Филлипса. 24
2.3. Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению школьной тревожности. 32
Заключение 37
Список использованной литературы 41
Приложение 44

Работа состоит из  1 файл

Диагностика школьной тревожности.docx

— 143.65 Кб (Скачать документ)

Для низкотревожных детей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

В заключение еще раз подчеркнем, что работа по психопрофилактике и преодолению тревожности у детей должна носить не узкофункциональный, а общий, личностно ориентированный характер, сфокусированный на тех факторах среды и характеристиках развития, которые в каждом возрасте могут стать причиной тревожности. Работу следует осуществлять на уровне всех структурных компонентов тревожности, с ориентацией на ее возрастные и половые "пики" и индивидуальные "зоны уязвимости" для каждого ребенка. В дошкольном, младшем школьном и подростковом возрастах центральное место отводится работе с окружающими ребенка взрослыми, в дальнейшем она продолжает играть существенную роль, но основное внимание следует уделять развитию и укреплению "Я-концепции" подростка, его отношению к себе, конструктивному разрешению возникающих у него внутренних конфликтов.

В профилактике и преодолении  тревожности детей существенную роль играет обеспечение ребенка  необходимым набором средств  и способов действий в значимых для  него ситуациях, выработка индивидуальной эффективной модели поведения.

Список использованной литературы

1. Андреева И.Н. Личностная  тревожность как проблема психического  здоровья подростка (гендерный  аспект) // Гуманизация учебного процесса: личностный мотив и творческое развитие: Тезисы научной конференции, 29-30 марта 2001 г. – Бобруйск, 2001.

2. Андреева И.Н. Ситуативная  и личностная тревожность подростка

3. // Психология и дети: рефлексия по поводу защиты  прав ребёнка: Материалы Международной  научно-практической конференции, 24-25 марта, 1999 г., г. Минск. – Мн., 1999.

4. Аракелов Н., Шишкова Н. "Тревожность: методы ее диагностики и коррекции" / Вестник МУ, сер. Психология. – 1998, № 1.

5. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. "Психофизиологический метод оценки тревожности" / Психологический журнал – 1997, № 2.

6. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний / Вопросы психологии. – 1993, – № 1.

7. Выготский Л.С. Соч.: В  6 т. Т. 3,4. – М.: Педагогика, 1983, 1984.

8. Ермолаева М.В. Психология  развития. – М.: Московский психолого-социальный  институт; Воронеж: Издательство  НПО "МОДЭК", 2000. – 336 с.

9. Захаров А. И. Как  помочь нашим детям избавиться  от страха. – СПб.: Гиппократ, 1995.

10. Зеньковский В.В. Психология  детства. – Екатеринбург: Деловая  книга, 2002.

11. Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте / Психологические исследования Тбилиси, Изд-во: Мецнисреба, 1960 – 240 с.

12. Козлова Е.В. Тревога  – как одна из основных проблем,  возникающих у ребенка в процессе  социализации / Теоретические и прикладные  проблемы психологии. Сборник статей. – Ставрополь, 1997.

13. Костина Л.М. Игровая  терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2003.

14. Кочубей Б., Новикова  Е. Лики и маски тревоги / Воспитание школьника – 1990, №  6.

15. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие – М.: Генезис. – 2005.

16. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей / Психологическая наука и образование. – 1988, № 2.

17. Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. – СПб.: Речь, 2004.

18. Мухина В. С. Возрастная  психология. – М.: 1997.

19. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. – М.: "ВЛАДОС". – 1999, 287 с.

20. Непомнящая Н.И.Становление личности ребенка 6-7 лет. – М.: Педагогика,1992.

21. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М., 1987.

22. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности / Психологический журнал. – 1996, № 1.

23. Практикум по возрастной  психологии. / под. ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002.

24. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие  / под. ред. Райгородского, Самара, 1998.

25. Прихожан А. М. Причины,  профилактика и преодоление тревожности  // "Психологическая наука и  образование". – 1998, № 2.

26. Прихожан А.М. Тревожность  у детей и подростков: психологическая  природа и возрастная динамика. – М.:МПСИ; Воронеж: Издательство  НПО "МОДЭК", 2000. – 304 с.

27. Психологические тесты / Под ред. Антипченко В. С. – К.: 2002, 612 с.

28. Психология. Словарь /Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: 1990. – 178 с.

29. Рогов Е. И. Настольная  книга практического психолога:  Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., И доп. – М.: ВЛАДОС, 1998. – кн.2:

30. Рубинштейн С. Л. Основы  общей психологии. – СПб.: 1998.

31. Савина Е. Тревожные  дети / Дошк.восп. – 1996, № 4.

32. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М., 2003.

33. Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.


Информация о работе Диагностика школьной тревожности