Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 12:36, курсовая работа
К школьным стрессам можно отнести патогенные психофизиологические, эмоциональные состояния учащихся, обусловленные неблагополучным психологическим климатом в классах, конфликтами между учащимися, дидактогенным воздействием учителей, неправильно организованной системой проверки и оценки знаний учащихся (опросы на уроках, контрольные работы, тестирование, экзамены).
Введение 2
1.Теоретическое обоснование феномена детской тревожности 6
1.1. Исследование феномена тревожности в психологии. 6
1.2. Проблемы и причины школьной тревожности. 11
2. Эмпирическое исследование школьной тревожности у детей младшего школьного возраста 19
2.1. Диагностика тревожности детей младшего школьного возраста. 19
2.2. Исследование школьной тревожности. Методика Филлипса. 24
2.3. Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению школьной тревожности. 32
Заключение 37
Список использованной литературы 41
Приложение 44
Для низкотревожных детей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.
В заключение еще раз подчеркнем, что работа по психопрофилактике и преодолению тревожности у детей должна носить не узкофункциональный, а общий, личностно ориентированный характер, сфокусированный на тех факторах среды и характеристиках развития, которые в каждом возрасте могут стать причиной тревожности. Работу следует осуществлять на уровне всех структурных компонентов тревожности, с ориентацией на ее возрастные и половые "пики" и индивидуальные "зоны уязвимости" для каждого ребенка. В дошкольном, младшем школьном и подростковом возрастах центральное место отводится работе с окружающими ребенка взрослыми, в дальнейшем она продолжает играть существенную роль, но основное внимание следует уделять развитию и укреплению "Я-концепции" подростка, его отношению к себе, конструктивному разрешению возникающих у него внутренних конфликтов.
В профилактике и преодолении тревожности детей существенную роль играет обеспечение ребенка необходимым набором средств и способов действий в значимых для него ситуациях, выработка индивидуальной эффективной модели поведения.
Список использованной литературы
1. Андреева И.Н. Личностная
тревожность как проблема
2. Андреева И.Н. Ситуативная
и личностная тревожность
3. // Психология и дети:
рефлексия по поводу защиты
прав ребёнка: Материалы
4. Аракелов Н., Шишкова Н. "Тревожность: методы ее диагностики и коррекции" / Вестник МУ, сер. Психология. – 1998, № 1.
5. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. "Психофизиологический метод оценки тревожности" / Психологический журнал – 1997, № 2.
6. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний / Вопросы психологии. – 1993, – № 1.
7. Выготский Л.С. Соч.: В 6 т. Т. 3,4. – М.: Педагогика, 1983, 1984.
8. Ермолаева М.В. Психология
развития. – М.: Московский психолого-
9. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. – СПб.: Гиппократ, 1995.
10. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
11. Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте / Психологические исследования Тбилиси, Изд-во: Мецнисреба, 1960 – 240 с.
12. Козлова Е.В. Тревога
– как одна из основных
13. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2003.
14. Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги / Воспитание школьника – 1990, № 6.
15. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие – М.: Генезис. – 2005.
16. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей / Психологическая наука и образование. – 1988, № 2.
17. Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. – СПб.: Речь, 2004.
18. Мухина В. С. Возрастная психология. – М.: 1997.
19. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. – М.: "ВЛАДОС". – 1999, 287 с.
20. Непомнящая Н.И.Становление личности ребенка 6-7 лет. – М.: Педагогика,1992.
21. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М., 1987.
22. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности / Психологический журнал. – 1996, № 1.
23. Практикум по возрастной психологии. / под. ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002.
24. Практическая психодиагностика.
Методики и тесты. Учебное
25. Прихожан А. М. Причины,
профилактика и преодоление
26. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.:МПСИ; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2000. – 304 с.
27. Психологические тесты / Под ред. Антипченко В. С. – К.: 2002, 612 с.
28. Психология. Словарь /Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: 1990. – 178 с.
29. Рогов Е. И. Настольная
книга практического психолога:
30. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: 1998.
31. Савина Е. Тревожные дети / Дошк.восп. – 1996, № 4.
32. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М., 2003.
33. Чистякова М. И.