Диагностика темперамента и характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 09:57, контрольная работа

Описание

Рассмотренные выше свойства и особенности темперамента показывают тесную связь темперамента с другими свойствами личности и прежде всего с характером. Под характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для человека способы поведения.

Работа состоит из  1 файл

Диагностика темперамента и характера.docx

— 40.62 Кб (Скачать документ)

Диагностика темперамента и характера

Батаршев Анатолий Васильевич  
 

6. Взаимосвязь темперамента  с другими свойствами личности 

Рассмотренные выше свойства и особенности темперамента показывают тесную связь темперамента с другими свойствами личности и  прежде всего с характером. Под  характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся  в деятельности и общении, обусловливая типичные для человека способы поведения. 

Более подробно о  характере см. в части 2. 

Темперамент и характер имеют достаточно тесную связь между  собой, зависят от психофизиологических особенностей организма и типов  высшей нервной деятельности. Однако если темперамент изначально закреплен  генетически и в процессе жизнедеятельности  индивида в основном постоянен, то этого  нельзя сказать о характере. Он формируется  и изменяется на протяжении всей жизни  человека. Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно  плохо поддаются изменению. Исходя из этого, усилия человека должны быть направлены прежде всего не на изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента. Это позволит выявить способы деятельности, которые в наибольшей степени соответствуют его природным качествам, природному дарованию. 

Наряду с характером определенная связь темперамента существует и с другими свойствами личности, такими как способности, направленность личности и мотивация. В совокупности эти свойства определяют (наряду с  темпераментом) индивидуальные различия, которые, по выражению А. Анастази, порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой [2]. 

Темперамент и способности. Как для темперамента, так и  для способностей характерна высокая  стабильность. Конечно, в формировании способностей большую роль играют задатки, система воспитания, сенситивный  возраст (если этот возраст правильно, целесообразно использовать для  развития обнаруженных в детском  возрасте специальных способностей). Способности проявляются в динамике формирования знаний, умений и навыков  в условиях конкретной деятельности. 

Б. М. Теплов, признанный авторитет в области исследования проблем способностей, так определил  основные их признаки [39]: 

индивидуально-психологические  особенности, отличающие одного человека от другого; 

не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые  имеют отношение к успешности выполнения какой-либо конкретной деятельности; 

способность не сводима  к психологическим образованиям, т. е. к знаниям, умениям, навыкам. 

Исходя из данных признаков, дается следующее определение  способностей. Способности — это  индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. 

Способности делятся  на общие, специальные и способности  к общению. Под общими способностями  понимается система индивидуально-психических  свойств, которая обеспечивает продуктивность в овладении знаниями, умениями и  навыками для осуществления различных  видов деятельности. Основа развития общих способностей заложена в познавательных (психических) процессах. 

К специальным способностям относится такая система свойств  личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности (музыкальной, сценической, спортивной, математической, полководческой и т. п.). 

Способность к общению  предполагает развитую степень социально-психологической  адаптации, т. е. активное приспособление индивида к условиям новой социальной среды. Проявляется в умении оказывать  психологическое воздействие на окружающих, убеждать их и располагать  к себе. 

Я. Стреляу исследовались взаимосвязи между уровнями интеллектуальных способностей и свойствами темперамента [37, с. 111]. Исследование дало отрицательный результат. Корреляционных связей между уровнями интеллектуальных способностей и свойствами темперамента не выявлено. Это означает, что среди индивидов с высоким уровнем интеллектуальных способностей можно встретить как сангвиников, так и флегматиков, как холериков, так и меланхоликов либо различные комбинации этих типов темперамента. 

Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью. Они тесно связаны с общей  направленностью личности и склонностями человека к той или иной деятельности. 

Темперамент и направленность личности. Направленность личности —  это совокупность устойчивых, независимых  от текущих ситуаций мотивов, ориентирующих  деятельность человека в соответствии с его интересами, склонностями, убеждениями и идеалами. В качестве устойчивых, основных мотивов выступают  интересы, склонности, убеждения, идеалы и др. В совокупности эти осознанные мотивы образуют мировоззрение личности. Немаловажную роль в формировании направленности личности играют и неосознанные мотивы, одним из которых является психологическая  установка. Психологическая установка  — это не осознаваемая личностью  готовность действовать определенным образом, обеспечивая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности. Проявляется  в целенаправленной избирательной  активности человека при предвосхищении им определенного объекта или  ситуации (Д. Н. Узнадзе, А. С. Прангишвили). 

Темперамент и мотивация. Мотивация — это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. В мотивационной  сфере поведение индивида объясняется  совокупностью внутренних и внешних  причин психологического характера. Когда  говорят о внутренних причинах, то имеют в виду психологические  свойства субъекта поведения (мотивы, потребности, цели, намерения, желания, интересы и т. п.) и мотивацию называют диспозиционной. Когда говорят о  внешних причинах, то имеют в виду внешние условия и обстоятельства деятельности субъекта поведения (ситуационные стимулы) и мотивацию называют ситуационной. 

О том, каким образом  мотивационная сфера личности проявляется  в учебной деятельности, можно  судить из следующего примера, описанного Я. Стреляу в его книге «Роль темперамента в психическом развитии» [37, с. 149]: «Часто мы убеждаемся в том, что оценка темперамента в одной конкретной ситуации не соответствует оценке того же свойства в других условиях. Например, работоспособность ученика, диагностированная по поведению на уроках математики, может сильно отличаться от оценки того же свойства на уроках истории. 

Так, в первом случае ученик проявляет большую деловитость, быстро, почти без отдыха решает задачи, полностью сосредоточивается  на своих действиях и может  так работать в течение длительного  времени, без перерыва. Анализируя все  эти проявления, следует признать, что мы имеем дело с выносливым, низкореактивным индивидом. Однако совершенно иной является оценка поведения того же ученика на уроках истории. Он не может сосредоточиться на предмете, постоянно выглядит усталым, работает медленно, поминутно отвлекается, вследствие чего, естественно, не достигает таких результатов, как по математике». 

Из этого примера  можно заключить, что свойства темперамента ученика, выявленные на уроках истории, являются типичными для высокореактивных индивидов. Такое несоответствие в особенностях поведения ученика на уроках математики и истории Я. Стреляу назвал «маскировкой» свойств темперамента. Однако здесь следует говорить скорее всего не о «маскировке», а о мотивации ученика. Мотивационная сфера его целиком направлена на развитие специальных (математических) способностей. Этот предмет является для него самым любимым. Он мечтает в будущем овладеть профессией, требующей математических знаний.  

Разновидностью мотивации  деятельности является мотивация достижений. Она связана с потребностью индивида добиваться успехов или избегать неудач. 

Теория мотивации  достижения успехов в различных  видах деятельности разработана  Д. Макклеландом и Д. Аткинсоном. Согласно этой теории люди, мотивированные на успех, ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех. Они стремятся во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, они смелы и решительны, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленных целей. Для них характерна мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленных целей. Совершенно иначе ведут себя люди, мотивированные на избегание неудачи. Для них явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Человек, мотивированный на избегание неудачи, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики, не испытывает удовольствия от деятельности, в которой возможны временные неудачи. 

Из сказанного следует, что индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильно  оценивать свои возможности, успехи и неудачи, адекватно оценивая себя. У них выявляется реалистический уровень притязаний. Напротив, люди, ориентированные на избегание неудачи, неадекватно оценивают себя, что, в свою очередь, ведет к нереалистическим притязаниям (завышенным или заниженным). В поведении это проявляется  в отборе лишь трудных или слишком  легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в силах, в тенденции  избегать соревнования, соперничества, они некритичны в оценке достигнутого. 

* * * 

Темперамент и отчасти  способности (если рассматривать способности  во взаимосвязи с задатками) относятся  к тем особенностям индивидуальных различий, которые в значительной степени обусловлены наследственностью, изначально закреплены генетически. Как  для темперамента, так и для  способностей характерна относительно высокая стабильность. Однако если свойства темперамента практически  не поддаются изменению, то способности  и характер формируются на протяжении всей жизни индивида, особенно в  сенситивном возрасте и на первых стадиях социализации личности. Формирование же направленности и мотивационной  сферы личности происходит в основном на более поздних стадиях социализации, в процессе становления личности и под влиянием воспитания, жизненного уклада и образа жизни. 

В общем, темперамент, характер, способности и мотивация  личности относятся к тем же индивидуально-психологическим  особенностям, по которым люди существенно  отличаются друг от друга. В совокупности эти индивидуально-психологические  особенности составляют предмет  психологии индивидуальных различий. 

7. Темперамент и  личность 

Б. М. Теплов и В. Д. Небылицын [38], изучая проблемы индивидуальных различий, высказали мысль о том, что люди различаются между собой не конечными результатами действий, а способами достижения этих результатов. Приемы же и способы работы у разных людей различны и во многом зависят от особенностей темперамента. Е. А. Климов и B. C. Мерлин [10; 14] разносторонне изучив индивидуальный стиль деятельности, показали, что этот стиль вырабатывается и совершенствуется в процессе активного поиска приемов и способов действий с целью достижения наилучших результатов работы применительно к своему темпераменту. Здесь под индивидуальным стилем деятельности понимается обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему выполнению возложенных на него обязанностей. Были выработаны общие рекомендации для овладения индивидуальным стилем деятельности, исходя из следующих положений. 

Представителям инертного  типа темперамента лучше не отрываться от начатого дела. Они легко осуществляют плавные движения, предпочитают стереотипные способы решения задач. Монотонную работу чаще всего выполняют обладатели слабой нервной системы, инертных нервных  процессов с преобладанием внешнего торможения. Представители же подвижных  типов темперамента обладают противоположными чертами. 

На основе выявления  свойств темперамента и особенностей характера определяют профессиональную пригодность человека к той или  иной деятельности. Например, зная характерологические  особенности нервной деятельности и темперамента (степень эмоциональной  возбудимости и впечатлительности, скорости принятия решений, быстроты смены  настроений и т. п.), необходимо подбирать  такие виды деятельности, которые  человеку наиболее соответствуют. Так, в работе водителя и оператора  важны скорость сенсомоторных реакций, для слесаря и станочника —  легкая приспособляемость к однообразным и повторяющимся действиям, способность  к длительной концентрации внимания, глазомер и др. 

Темперамент оказывает  влияние и на формирование индивидуального  стиля деятельности учащихся, студентов. По данным И. В. Дубровиной [21], одни юноши  и девушки решают учебные задачи быстро и правильно, другие — быстро, но не всегда правильно, третьи — медленно и правильно, четвертые — медленно и с ошибками. Представители медленных, инертных типов (флегматики и меланхолики) тратят больше времени на подготовительную работу (сбор и обдумывание материала, написание черновиков и т. п.), подвижные  индивиды (сангвиники и холерики) этот этап проходят в свернутом виде, сразу стремясь выполнить задание набело. Из этого следует, что значительные индивидуальные различия учащихся требуют нахождения оптимальных вариантов сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы обучаемых. А это невозможно без учета типов темпераментов школьников и студентов, их психологических индивидуальных особенностей. 

Информация о работе Диагностика темперамента и характера