Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 09:57, контрольная работа
Рассмотренные выше свойства и особенности темперамента показывают тесную связь темперамента с другими свойствами личности и прежде всего с характером. Под характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для человека способы поведения.
Весьма показательны
закономерности, которые были выявлены
М. Р. Щукиным [41], между подвижностью
нервных процессов и стилем работы
на токарных станках учащихся профтехучилищ.
Эти закономерности в обобщенном
виде сводятся к следующему.
У инертных учащихся
познавательные действия, связанные
с инструктажем, регулярно влияют
на исполнительные действия в большей
степени, чем у подвижных.
Подвижные учащиеся
отводят гораздо меньше времени
на знакомство с техническим рисунком,
чем инертные. Они знакомятся с
ним быстро и поверхностно, немедленно
приступая к исполнительным действиям.
В ходе обработки деталей они
также реже, чем инертные, сверяются
с чертежом.
Инертные проявляют
склонность заранее приготовить
и разложить инструменты, подготовить
материал, который может пригодиться
во время работы, старательно подбирают
резец, соответствующий данному
заданию, и т. п. Такие действия занимают
у учащихся значительное время. Противоположная
картина наблюдается у
В ходе исполнительных
действий у подвижных учащихся преобладают
ориентировочно-познавательные действия,
что обусловлено меньшим
«Подвижные» отличаются
от «инертных» быстротой движений.
Задания, требующие медленных движений,
выполняются более успешно, равномерно
и плавно «инертными» учащимися.
Обратная картина наблюдается при
выполнении быстрых движений.
Указанные выше группы
резко различаются и по степени
изменяемости исполнительских действий.
«Инертные» учащиеся в ходе шестичасовых
занятий редко отходят от своих
станков. Делают это лишь тогда, когда
этого требует выполняемое
Выявленные различия
в исполнении действий учащихся скорее
всего обусловлены тем, что «инертные»
компенсируют свои ограниченные моторные
возможности более развитой и систематической
ориентировочно-познавательной деятельностью,
начинающейся раньше, чем моторная деятельность.
Проявление темперамента
зависит также от особенностей эмоционально-волевой
сферы личности. На основе флегматического
темперамента, как отмечает А. Г. Ковалев
[12, c. 342], скорее может сформироваться
методическая, интеллектуальная форма
воли; на основе холерического —
эмоционально-порывистая воля. Образующиеся
волевые качества характера, в свою
очередь, позволяют регулировать проявления
темперамента в процессе деятельности.
Восприятие реального
времени у представителей различных
типов темперамента также отличается
многообразием. Н. Н. Обозов, ссылаясь на
исследование Б. И. Цуканова [40], приводит
на этот счет следующие данные [20, с. 21–22].
У холерика субъективно переживаемое
время сильно опережает течение реального
времени. Поэтому он всегда устремлен
вперед, в будущее (прошлое его не интересует).
Субъективно переживаемое время у него
сильно спрессовано. Если на пути движения
возникает препятствие, то оно вызывает
у холерика агрессию и ярость.
У сангвиника субъективно
переживаемое время также опережает
течение реального времени. Однако
не настолько, как это выражено у
холерика. Сангвиник спешит жить, испытывает
постоянный дефицит времени.
У флегматика субъективно
переживаемое время отстает от объективного.
Времени у него всегда хватает, даже есть
некоторый его излишек. Он ориентирован
в прошлое, медленно привыкает к изменениям.
У меланхолика нет
ни опережения, ни отставания времени.
Движение времени для него как
бы не существует. Обездвиженность
времени во многом соответствует
внешней обездвиженности, замкнутости,
тревожности. Меланхолик, как и флегматик,
привязан к прошлому.
Cвойства темперамента
играют важную роль и в процессе сработанности
и совместимости людей в совместной деятельности.
Н. Н. Обозовым выявлено [20, с. 29], что наибольшая
совместимость людей на производстве
достигается в звеньях и бригадах, а также
в семейно-брачных отношениях при сочетании
людей с противоположными темпераментами.
Так, при прочих равных условиях флегматику
легче работать с сангвиником, сангвинику
— с меланхоликом, а меланхолику — с флегматиком.
Выявлен и так
называемый равновесный тип личности.
По показателям двухфакторной
В дипломной работе
Д. Воробьева, выполненной под нашим
руководством, исследовались особенности
психологической подготовки спортсменов
к ответственным соревнованиям.
В его психодиагностическом исследовании
определялись поведенческие характеристики
спортсменов в стрессовых ситуациях.
Было выявлено, что спортсмены эмоционально
возбудимые, со слабой нервной системой
(меланхолики) имели низкий уровень
притязаний, в условиях стресса даже
при тренировках испытывали определенные
трудности в принятии самостоятельных
решений. Они постоянно обращались
за помощью и советами к тренеру,
товарищам по команде. Спортсмены сильного
типа нервной системы, малотревожные,
эмоционально устойчивые (сангвиники),
отличались повышенным уровнем притязаний,
высокой степенью саморегуляции. В аналогичных
стрессовых ситуациях решения принимали
самостоятельно и добивалиcь высоких результатов.
Поведенческие характеристики спортсменов
с другими типами высшей нервной деятельности,
адекватными холеристическому и флегматическому
типам темперамента, во многом согласовывались
с данными Б. А. Вяткина [7; 8] В спорте диагностика
темперамента и свойств высшей нервной
деятельности является важнейшим элементом
в деятельности тренера. Методика определения
основных свойств ВНД в спортивных коллективах
описана в приложении 3.
Своеобразны проявления
темперамента в общении. Типы темперамента,
как отмечает P. M. Грановская [9, с. 385–386],
накладывают свой отпечаток на способы
общения, определяя степень активности
в налаживании контактов.
Так, сангвиники быстро
устанавливают социальные контакты.
Они не способны предаваться мрачным
мыслям и страхам. В общении они
являются инициаторами, легко вступают
в компании, способны занимать в
них лидирующее положение.
Холерики, отличающиеся
чрезмерной подвижностью и импульсивностью,
также быстро устанавливают межличностные
контакты. Однако если партнеры по общению
по своим данным не соответствуют
ожиданиям холерика, то он скоро
теряет к ним всякий интерес, завязывает
новые знакомства. Холерика следует
постоянно загружать полезной работой,
в противном случае он может стать
источником межличностных конфликтов
в коллективе.
Флегматики социальные
контакты устанавливают медленно. В
новом окружении скорее всего замыкаются
в себе. Свои чувства флегматики проявляют
мало, долго не замечают, что кто-то ищет
повод познакомиться с ними, зато они устойчивы
и постоянны в своем отношении к человеку,
любят находиться в узком кругу старых
знакомых, в привычной обстановке.
Меланхолики отличаются
робостью, осторожностью в контактах,
повышенным интуитивным восприятием
отношения к себе окружающих людей.
Чрезмерная чувствительность вызывает
у них постоянную потребность
в сопереживании. Именно чувство
сопереживания становится для меланхолика
своеобразным стимулом к установлению
контактов с людьми.
8. Два подхода
к исследованию темперамента
В изучении темперамента
выявились два подхода к его
исследованию — структурный и
типологический.
Структурный подход
Представители структурного
подхода описывают темперамент
через набор признаков, характерологических
черт личности. Отдельные характерологические
черты личности применительно к
четырем типам темперамента по Гиппократу
— Галену приводятся в 3-й главе
данного пособия. Если, к примеру,
для сангвинического
Структурный подход
к изучению темперамента наиболее ярко
проявляется в опытно-
Под чертой личности
следует понимать устойчивые особенности
человека, проявляющиеся на протяжении
длительного времени и мало изменяющиеся
в различных житейских
Таким образом, согласно
теории черт, поведение людей
Один из создателей
теории черт Г. Олпорт сделал попытку разложить
чрезвычайно сложную составляющую личности
на измеряемые опытным путем элементы.
Им разработаны и опубликованы еще в 1931
г. тесты измерения ценностных ориентации
людей. Представленные как основные альтернативные
направления ценностных ориентаций, эти
ценности присущи в различной мере всем
людям и являются, по мнению Г. Олпорта,
стержневыми в человеческой жизни. У разных
людей наблюдаются различные комбинации
ценностных ориентаций как черт личности.
Количественная выраженность этих выделенных
Г. Олпортом черт (теоретическая, экономическая,
социальная, политическая, религиозная)
может быть изображена графически в виде
профиля ценностных ориентаций испытуемых.
Существенно иное направление
в психологии черт личности открылось
благодаря статистическому
элементы, из которых
формируется структура
основные параметры
личности имеют упорядоченную
люди обладают стойкой
предрасположенностью реагировать
определенным образом на ситуации;
черты личности количественно
измеряемы.
Выдающимися представителями
данного количественного
Р. Кэттеллом разработан
многофакторный личностный опросник 16PF,
впервые опубликованный в 1950 г. Последнее
переработанное руководство тест-опросника
16PF вышло в 1970 г. (Р. Кэттелл с соавторами).
Опросник предназначен для измерения
15 факторов и интеллекта (16 личностных
черт). Каждый из факторов (черт) опросника
получил двойное название, характеризующее
степень его выраженности — сильную и
слабую. Например: комформность — доминантность;
суровость, жесткость — эмоциональность,
нежность и т. д.