Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 10:46, реферат
Творческими личностями не рождаются, а становятся. Креативная способность, которая во многом носит врожденный характер, выступает как ядро творческой личности, но последняя – продукт социального, культурного развития, влияния социальной среды и творческого климата. Вот почему современная практика тестирования креативной способности как таковой не может удовлетворить социальный заказ, возникший с началом постиндустриальной фазы в развитии общества, на выявление творческих личностей. Творческая личность характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемой деятельности. Важное значение имеет духовное богатство внутреннего мира личности, ее постоянная направленность на творческое действие во внешнем мире. Проблема творческой личности – это не только проблема психологическая, но и проблема гуманитарная и социо-культурная
Введение
Существуют профессии – их называют «творческими профессиями» – где от человека требуется, как необходимое качество быть творческой личностью. Это такие профессии, как быть актером, музыкантом, изобретателем и др. Тут недостаточно быть «хорошим специалистом». Необходимо быть творцом, а не ремесленником, даже очень квалифицированным. Разумеется, творческие личности встречаются и среди других профессий – среди педагогов, врачей, тренеров и многих других.
В настоящее время творчество
все больше и больше специализируется
и приобретает элитарный
Многим людям, даже творчески
одаренным, не хватает творческой компетентности.
Можно выделить три аспекта такой
компетентности. Во-первых, насколько
человек готов к творчеству в
условиях многомерности и
1. Творческий потенциал, активность и инициатива личности. Творчество как реализация неповторимости человеческой личности.
Творчество определяется в психологии как деятельность, порождающая новые материальные и духовные ценности. Отличительными чертами творческой деятельности являются неповторимость, оригинальность и общественно-историческая уникальность. В творчестве выражается глубокое личное начало, без которого немыслим предмет творчества. Творчество в широком смысле (как выполнение чего-либо общественно полезного) раскрывает потребность личности в самовыражении, самоактуализации и расширении своих созидательных возможностей. В творчестве человек ощущает себя поистине самим собой.
Считается, что творческая
деятельность складывается из: 1) творческого
выражения, 2) творческой позиции, 3) творческой
продукции. В творческом выражении
человек отвечает на вызовы окружения,
стремясь при этом выразить свои взгляды,
мотивы и чувства своей повседневной
деятельности. Творческая позиция означает
открытый, гибкий и самостоятельный
способ реагирования на окружающую действительность.
Творческая продукция – это то,
что человек в течение
Особенности творческой личности:
во-первых, чувство нового, она способна
оценивать ситуации и видеть возможности
для развития. Во-вторых, самобытность,
склонность к риску. У такого человека
есть уверенность для развития необычных
идей, его мысль гибка и способна
к трансформации. В-третьих, самостоятельность,
терпимость к неустойчивым ситуациям
и способность выдвигать
1.2 Основные этапы творческой активности.
1) Подготовка. Включает формулировку проблемы и сбор фактов Исходным моментом творческой деятельности является обнаружение какой-то потребности, трудности, неисправности или недостатка. С этого момента проблема начинает интересовать и занимать нашу мысль. Творческий человек при этом становится беспокойным, идеи теснятся в его голове. С точки зрения дальнейшего продвижёния проблемы важно поставить правильные вопросы, чтобы в процессе уточнения проблемы все встало на свои места.
Анализ
проблемы и сбор фактов. Собираются
все сведения и наблюдения, касающиеся
данной проблемы. Потребности, неисправности
или недостатки анализируются
со всех точек зрения. Одновременно
выясняется, как эта или аналогичная
проблема решены в какой-либо
другой области, в других
2) Выдвижение идей. Чем больше
выдвинуто идей, тем на более
высокое качество мы вправе
рассчитывать. Это подтверждают
и практические наблюдения. Так,
из всех идей, выдвигаемых в
области промышленности, только 15% принимается
к сведению и совсем ничтожная
доля из них внедряется. Таким
образом, чтобы найти
3) Созревание и озарение. Обдумывание
проблемы и выдвижение идей
не всегда сразу приводят к
результату. В таком случае надо
на некоторое время отвлечься
от задачи и заняться чем-либо
другим. Несмотря на это, постоянно
происходит продвижение вперед,
хотя мы этого и не осознаем
отчетливо. Наш мозг
Все
это происходит в пограничных
с сознательным мышлением
4) Принятие решения, его осуществление и контроль. В процессе выдвижения идей мы стремимся быть максимально некритичными, так как критика сковывает процесс творческого выдвижения идей. В то же время на этапе оценки и принятия решения надо быть критичным, посмотреть на свою работу со стороны, оценивая ее с точки зрения поставленной цели.
2. Творческий потенциал личности.
Творческий потенциал личности - это совокупность её свойств, состоянии и способностей, набор средств и приемов, применяемых в решении творческих задач.
Базовой составляющей творческого
потенциала являются: 1) специальные
знания, 2)широта кругозора, 3) внутренняя
и внешняя готовность к творчеству.
Без начальных специальных
Вдохновение — важнейшая сторона творческого потенциала личности, характеризующаяся подъемом, концентрацией творческих сил индивидуальности. Способность сконцентрировать творческие силы определяется как внутренняя готовность к творчеству. Механизм такой концентрации, по-видимому, состоит в смещении сознаваемого в подсознание и надсознание для создания базы творчества.
Большое значение для творчества
имеет также внешняя готовность
к нему. Под внешней готовностью
подразумевается такое
Именно поэтому творческая
ситуация переживается
Другим важным компонентом творческого потенциала является способность к импровизации.
Импровизация на фоне вдохновения
рождается как бы из ничего, из смутной
потребности творческого
Немало исследователей изучали
взаимосвязь между творческими
и интеллектуальными
1) Для всякого развития
творческих способностей
2) После достижения этого
достаточно хорошего уровня
3) Но это отсутствие
связи обнаружено лишь до
Таким образом, связь между
интеллектуальностью и
3. Творческие способности.
Диапазон творческих
задач необыкновенно широк по
сложности — от решения
Информация о работе Диагностика творческого потенциала личности