Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 10:46, реферат
Творческими личностями не рождаются, а становятся. Креативная способность, которая во многом носит врожденный характер, выступает как ядро творческой личности, но последняя – продукт социального, культурного развития, влияния социальной среды и творческого климата. Вот почему современная практика тестирования креативной способности как таковой не может удовлетворить социальный заказ, возникший с началом постиндустриальной фазы в развитии общества, на выявление творческих личностей. Творческая личность характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемой деятельности. Важное значение имеет духовное богатство внутреннего мира личности, ее постоянная направленность на творческое действие во внешнем мире. Проблема творческой личности – это не только проблема психологическая, но и проблема гуманитарная и социо-культурная
2) Поскольку для проявления креативности очень важно иметь высокую самооценку, целесообразно воздействовать на нее путем повышения внешней положительной и минимизации внешней отрицательной мотивации. Здесь следует оговориться, что хотя отдельные исследователи считают внешнюю мотивацию оказывающей положительное влияние только на низкокреативных людей, в истории имеются примеры обратного. Известен факт, что нередко лучшие произведения искусства появлялись именно в результате работы «на заказ» (например, знаменитый Реквием В.А. Моцарта). Здесь также необходимо сказать, что, по всей видимости, не всегда правомерно противопоставление внутренней и внешней мотивации, в отдельных случаях они могут как бы перетекать друг в друга, и чисто внешняя мотивация в процессе деятельности может трансформироваться во внутреннюю. Не следует забывать и о том, что этот метод будет работать лишь в случае действительной необходимости повышения самооценки.
3) Исследователи биографий
творческих личностей отмечают,
что творчество проявляется
Многие еще
на студенческой скамье
Для
эффективной творческой
Творчество — это, по сути, проявление и реализация способностей. Оно формирует личность творца и развивает его талант. Творчество является одной из важнейших потребностей человека. Антипод творчества — потребительство, которое может проявляться в разных формах, но чаще в материальных. Материальные потребности имеют очень важное значение, но удовлетворение их должно обеспечивать средства и условия для достижения цели, а не быть самой целью. Творчество делает человека свободным, а потребительство, формирует, раба. Полноценное творчество возможно только в условиях свободы (особенно важны внутренняя свобода и независимость от стереотипов), так как оно является актом свободы независимой личности.
Уже на этапе обучения возможно и необходимо проявление творчества. Самопознание является творческим актом. Открытие или создание новых для себя знаний, хотя бы известных ранее другим, тоже является творчеством.
Творчество невозможно без целеполагания. Четкие цели и творческая активность подкрепляют программу будущего, способствуя сохранению и укреплений физического и психического здоровья.
Творчество
формирует новые знания, при освоении
которых возникают умения, навыки,
автоматизм и стереотипы. Этот
процесс идет волнообразно. Автоматизм
в виде отработанных приемов
и даже стереотипы и «штампы»
высвобождают время для
Человек
— открытая система, в отличие
от других живых существ, в
большей степени
Важно выявить
условия, помогающие или
1) внутренние условия (знания, направленность способностей,
индивидуальные
2) условия деятельности (постановка задачи, решение задачи,
результат);
3) внешние условия (материально-техническая база, взаимоотношения в деятельности, внедрение результата).
Эти
три группы условий связаны
с целями (функциональными,
В
любой деятельности можно
Заключение
Творческими личностями не рождаются, а становятся. Креативная способность, которая во многом носит врожденный характер, выступает как ядро творческой личности, но последняя – продукт социального, культурного развития, влияния социальной среды и творческого климата. Вот почему современная практика тестирования креативной способности как таковой не может удовлетворить социальный заказ, возникший с началом постиндустриальной фазы в развитии общества, на выявление творческих личностей. Творческая личность характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемой деятельности. Важное значение имеет духовное богатство внутреннего мира личности, ее постоянная направленность на творческое действие во внешнем мире. Проблема творческой личности – это не только проблема психологическая, но и проблема гуманитарная и социо-культурная.
Литература:
1. http://www.bru.mogilev.by:84/
2. Розет И.М. Психология фантазии. Минск, 1977
3. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978
4. Акимов И., Клименко В. О природе таланта. М., 1994
5. Басин Е.Я. «Двуликий Янус». (О природе творческой личности). М., 1996
6. Дружинин В. Метафорические модели интеллекта. – В кн.: Творчество в искусстве. Искусство в творчестве. М., 2000
Тест на определение творческого потенциала.
Выберете и ответьте на один из предложенных вариантов ответов.
1. Согласны ли Вы с
тем, что окружающий мир
а) да
б) нет, он и так достаточно хорош;
в) да, но только кое в чем.
2. Думаете ли Вы, что
сами можете участвовать в
значительных изменениях в
а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли Вы, что
некоторые из ваших идей
а) да;
б) да, при благоприятных обстоятельствах;
в) лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли Вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:
а) да, наверняка;
б) это маловероятно;
в) возможно.
5. Когда Вы решаете предпринять какие-то действия, думаете ли Вы, что осуществите намеченное:
а) да;
б) часто думаете, что не сумеете;
в) да, часто.
6. Испытываете ли Вы
желание заняться делом,
а) да, неизвестное привлекает;
б) неизвестное Вас не интересует;
в) все зависит от характера этого дела.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли Вы желание добиться в нем совершенства?
а) да;
б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;
в) да, но только если Вам это нравиться.
8. Если дело, которое Вам
интересно, потребует более
а) да;
б) нет, вы хотите поучиться только самому основному;
в) нет, Вы удовлетворите свое любопытство.
9. Когда Вы терпите неудачу, то:
а) какое-то время упорствуете вопреки здравому смыслу;
б) махнете рукой на эту затею, т.к. понимаете, что она нереальная;
в) продолжаете делать свое дело, даже, когда становиться, очевидно, что препятствия непреодолимы.
10. Профессию надо выбирать исходя из:
а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;
б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности общества в ней;
в) преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, могли бы Вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли:
а) да;
б) нет, боитесь сбиться с пути;
в) да, но только там, где местность Вам понравилась и запомнилась.
12. Сразу же, после какой - то беседы, сможете ли Вы вспомнить все, что говорилось:
а) да, без труда;
б) всего вспомнить не сможете;
в) запоминаете только то, что вас интересует.
13. Когда Вы слышите
слово на незнакомом вам языке,
а) да, без затруднения;
б) да, если это слово легко запомнить;
в) повторите, но не совсем правильно.
14. В свободное время Вы предпочитаете:
а) оставаться наедине, поразмыслить;
б) находиться в компании;
в) Вам безразлично, будете ли Вы наедине или в компании.
15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:
а) дело закончено и кажется Вам отлично выполненным;
б) Вы более-менее довольны;
в) Вам еще не все удалось сделать;
16. Когда Вы один (одна):
а) любите мечтать о каких-то, может быть даже абстрактных вещах;
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
в) иногда любите помечтать, но о вещах, связанных с Вашей работой.
17. Когда какая - то идея
захватывает Вас, то Вы
а) независимо, от того где, Вы находитесь;
б) Вы можете делать это только наедине;
в) только там, где будет не слишком шумно.
18. Когда Вы отстаиваете какую - то идею:
а) можете отказаться от нее, когда выслушаете убедительные аргументы оппонента;
б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы не выслушали;
в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Ключ к тесту:
Подсчитайте очки, которые Вы набрали, таким образом: за ответ «а» - 3 очка; за ответ «б» - 1 очко; за ответ «в» - 2 очка.
49 и более очков. В
Вас заложен значительный
От 24 до 48 очков. У Вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у Вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, Ваш потенциал позволит Вам творчески проявлять себя, если Вы конечно этого пожелаете.
23 и менее очков. Ваш
творческий потенциал, увы,
Информация о работе Диагностика творческого потенциала личности