Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 13:51, курсовая работа
Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Н.К. Крупская писала: "Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения…. изучает растения, животных"
Введение
Глава 1. Теоретический анализ вопроса развития интеллекта дошкольников в работах отечественных и зарубежных психологов
1.1 Развитие интеллектуальных способностей в дошкольном возрасте
1.2 Использование дидактических игр как средства развития интеллекта дошкольников
1.3 Классификация игр и их влияние на развитие психических процессов дошкольников
Выводы по главе 1
Глава 2. Экспериментальное исследование развития интеллектуальных способностей дошкольников
2.1 Методика проведения констатирующего эксперимента
2.2 Методика проведения формирующего эксперимента
2.3 Контрольный эксперимент, сопоставление результатов контрольной и экспериментальной группы
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованной литературы
У ребёнка 6-7 лет память является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. То есть ребёнок легко запоминает то, что его заинтересовало. Но механизмы памяти шестилетки не исчерпываются непроизвольным запоминанием. К этому этапу жизни в психике появляется важное новообразование - дети овладевают собственно мнемической деятельностью, в них возникает произвольная память. Шести-семилетний возраст очень важен для развития многих двигательный способностей. Двигательная память детей этого возраста позволяет им не только освоить достаточно сложные движения, но и выполнять их быстро и точно, с меньшим напряжением, нежели прежде, гибко изменять освоенные движения. Высокой степени развития достигает у шестилетнего ребёнка эмоциональная память. Но ребёнок запоминает не вообще чувство, а чувство к конкретному человеку, предмету, т.е. его эмоциональная память неотделима от образной, наглядной. Этот вид памяти очень развит у шестилетних детей и составляет его основу. Её развитие проявляется не только в значительном расширении и углублении круга представлений, но и в переходе от единичных и конкретных образов к обобщённым представлениям. Когда речь идёт о памяти шестилетних детей и её формировании, то нельзя упускать из виду её особенности, связанные с полом ребёнка. Исследования последних лет свидетельствуют о том, что у мальчиков и девочек скорость созревания различных образований мозга не совпадает, различен и темп развития левого и правого полушарий, которые существенно отличаются по своим функциям. Установлено, в частности, что у девочек значительно быстрее осуществляется развитие функций левого полушария, чем у мальчиков. Зато у последних, напротив, именно правое полушарие головного мозга является более действенным с связи с более ранним созреванием его функций. Какое отношение это имеет к памяти детей? В настоящее время учёными выявлено, что левое полушарие в большей степени, нежели правое, ответственно за осознаваемые произвольные акты, словесно-логическую память, рациональное мышление, положительные эмоции; правому же полушарию принадлежит лидирующая роль в реализации непроизвольных, интуитивных реакций, иррациональной мыслительной деятельности, образной памяти, отрицательных эмоций. Не следует в процессе работы с шестилетками игнорировать сведений о "распределении" ролей между полушариями. Следует развивать все виды памяти, стремиться к обучению запоминания с опорой на мыслительную деятельность, на понимание. Образование понятий, по мнению учёных, играет ключевую роль в процессе интеллектуального развития, а также подразумевает включение чувственно-сенсорных впечатлений, образных представлений, словесно-речевых (знаковых) определений. Наиболее активное формирование понятий происходит в подростковом возрасте, но начало этого процесса можно увидеть уже в раннем детстве. Например, овладение речью, способностью к общению. Кроме того, изображение предметов, явлений обыденной жизни, также свидетельствует о развитии понятийного мышления. Знакомясь с миром, ребёнок активно усваивает признаки объектов, их свойства, связи с другими объектами, обобщает полученные знания.
Воображение ребёнка, возникнув
на границе раннего и дошкольного
возраста, претерпевает серьёзные изменения
в дошкольном возрасте. Наряду с
дальнейшим развитием непроизвольного
воображения появляется качественно
новый тип воображения - произвольное
воображение. Его появление и
дальнейшее развитие в дошкольном возрасте
психологи связывают с
Речь теснейшим образом связана с мышлением ребёнка.6 лет - период чрезвычайно интенсивного её развития. Напомним, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В процессе разыгрывания ситуаций и ролей владение функциями и формами речи становится для него очень важным. При этом физическая сторона речевой деятельности отходит на задний план, заслоняется задачей усвоения многообразных функций речи и форм их выражения. Акцент перемещается на семантическую (смысловую) сторону речи. Значительное расширение круга общения ребёнка к 6 годам ведёт к развитию его свободной речи. К моменту поступления в школу он практически овладевает всеми сторонами родного языка: словарём, звуковым составом, грамматическим строем. Овладение понятиями и их значениями позволяет шестилетнему ребёнку применять обобщение в речи и развивает его мышление.
На сегодняшний день интеллектуальные
способности как внешние
Конвергентные способности
проявляют себя в процессе нахождения
единственно правильного
Дивергентные способности позволяют находить несколько решений, выдвигать множество правильных идей относительно одного и того же объекта.
Обучаемость проявляет себя
в способности усвоения новых
знаний и способов деятельности. Обучаемость
характеризуется уровнем
познавательные: инициативность, любознательность, самостоятельность.
самооценочные: уверенность в себе, чувство интеллектуальной состоятельности.
коммуникативные: доброжелательность,
умение учитывать точку зрения другого
человека, критичность в оценке "бесспорных"
истин, способность к
эмоциональные: характеризуют
отношение к жизненным
Личностные качества субъекта
Интеллектуальное развитие.
1.2 Использование дидактических игр как средства развития интеллекта дошкольников
Игра - основной вид деятельности
ребёнка в дошкольном возрасте, играя,
он познаёт мир людей, играя, ребёнок
развивается. В современной педагогике
существует огромное количество развивающих
игр, способных развить сенсорные,
двигательные, интеллектуальные способности
ребёнка. Прежде чем говорить о развитии
дидактических игр, следует напомнить,
что понятие "развитие интеллекта"
включает в себя развитие памяти, восприятия,
мышления, т.е. всех умственных способностей.
Сконцентрировав своё внимание лишь
на одном показателе, нельзя говорить
о развитии детского интеллекта в
целом. Нелишне заметить, что проводить
развивающие дидактические игры
лучше с группой детей, так
как именно коллективные игры способны
гораздо лучше развить
Развивающее значение игры многообразно.
В игре ребёнок познаёт окружающий
мир, развиваются его мышление, чувства,
воля, формируются взаимоотношения
со сверстниками, происходит становление
самооценки и самосознания. Но ограничимся
рассмотрением того значения, которое
игра имеет для умственного
Ещё одно приобретение в интеллектуальном
развитии, непосредственно связанное
с игрой, - формирование способности
становиться на точку зрения другого
человека, смотреть на вещи его глазами.
Замещение и моделирование
Таким образом, развитие мышления
в игре неразрывно связано с развитием
воображения. Разумеется, что было сказано
выше о развивающем значении игры,
действительно при условии, когда
сама игра достигает у дошкольников
достаточно высокой степени развития.
А для этого систематическое
и умелое руководство ею со стороны
взрослых. Да и при наличии такого
руководства те интеллектуальные качества,
которые несёт в себе игра, развиваются
не у всех детей в одинаковой мере:
это зависит от того места, которое
занимает ребёнок в совместных играх,
от его индивидуально-
Дидактические игры помогают
усвоению, закреплению знаний, овладению
способами познавательной деятельности.
Дети осваивают признаки предметов,
учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.
Использование дидактической
Информация о работе Дидактическая игра как средство развития интеллекта дошкольников