Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 13:51, курсовая работа
Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Н.К. Крупская писала: "Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения…. изучает растения, животных"
Введение
Глава 1. Теоретический анализ вопроса развития интеллекта дошкольников в работах отечественных и зарубежных психологов
1.1 Развитие интеллектуальных способностей в дошкольном возрасте
1.2 Использование дидактических игр как средства развития интеллекта дошкольников
1.3 Классификация игр и их влияние на развитие психических процессов дошкольников
Выводы по главе 1
Глава 2. Экспериментальное исследование развития интеллектуальных способностей дошкольников
2.1 Методика проведения констатирующего эксперимента
2.2 Методика проведения формирующего эксперимента
2.3 Контрольный эксперимент, сопоставление результатов контрольной и экспериментальной группы
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованной литературы
В результате нашего исследования нам удалось показать эффективность целенаправленного применения дидактических игр для развития интеллектуальных способностей дошкольников, т.е. цель нашего исследования была достигнута.
В ходе работы была проанализирована
психолого-педагогическая литература
поданной проблеме, было раскрыто значение
дидактических игр в развитии
психических процессов детей, была
проведена диагностика
В результате проведённого исследования гипотеза о том, что, если целенаправленно и систематически использовать дидактические игры, то можно повысить уровень интеллектуальных способностей дошкольников, нашла своё подтверждение.
Также следует отметить, что
развитие интеллекта в дошкольном возрасте
начинается вне зависимости от применения
образовательных ли развивающих
программ. Использование игрового материала
в процессе обучения ведёт к интенсивному
развитию интеллектуальных способностей
дошкольников; построение образовательного
процесса на основе игрового материала,
позволяет развивать его
Список использованной литературы
1. Крупская Н.К. Дети - наше будущее. - М., 1986. - С.85.
2. Ендовицкая Т.В. Развитие памяти. М., 1998.
3. Выгодский Л.С. Воображение и развитие в детском возрасте. М., 1991.
4. Веклерова Х.М. Формирование логических структур у старших дошкольников. Обнинск, 1998.
5. Психология и педагогика игры дошкольника. / под редакцией А.П. Усовой, А.В. Запорожца. М., 1996.
6. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М., 1996.
7. Зак З.А. Методика развития интеллектуальных способностей у детей. М., 2001.
8. Поддьяков Н.Н., Сохин
Ф.А. Умственное воспитание
9. Бохорский Е.М. Развитие
самостоятельности мышления
10. Холодная М.А. Психология интеллекта. С-Пб., 2002.
11. Зак А.Г. Различия в мышлении детей. М., 1992.
12. Поливанов А.Н. Психология интеллекта. М., 1997.
13. Степанов С.С. Диагностика
интеллекта методом
14. Коломинский Я.Л., Панько
Е.А. Учителю о психологии
15. Абромян Л.А., Антонова Т.В. и др. Игра дошкольника. М., 1999.
16. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск, 1998.
17. Шведова Л.М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта. Донецк, 2004.
18. Азаров Ю.П. Игра в дошкольном возрасте. М., 2000.
19. Богусловская З.М.
20. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1998.
21. Джапаридзе М.А. О
психологическом механизме
22. Субботин О.Ю. Дидактические игры и интеллект. М., 2000.
23. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 1992.
24. Рубинштейн С.Л. Краткий
словарь психологических
25. Швайко Г.С. Игры и
игровые упражнения для
26. Акимова Н.К., Козлова В.Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков. С-Пб., 1998.
27. Смоленцева А.А. Сюжетно-
28. Базард Э.А. Дидактическая
игра в развитии произвольной
образной памяти старших
29. Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. М., 1991.
30. Вилькеев Д.В. Развитие
у дошкольников общего
31. Заика Е.В. Комплекс
интеллектуальных игр для
32. Столяр А.А. Давайте поиграем. М., 1991.
33. Алексеева Е.О. Использование
дидактических игр в процессе
усвоения пространственных
34. Тихомирова Л.Ф., Басов
А.В. Развитие логического
35. Инельдер Б.О. Развитие
мыслительных действий ребёнка.
36. Седж Н.В. Игры и
упражнения в обучении
37. Айзенк Г. Интеллект: новый взгляд. /Вопросы психологии, 1995, №1.
38. Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте. М., 1999.
39. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. М., 1986.
40. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей. Ярославль, 1996.
41. Бурков Ф.М. О психическом развитии ребёнка. М., 1998.
42. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. / под редакцией А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, М., 1998.
43. Агофонова И.Н. Рисую и размышляю, играю и учусь. С-Пб., 1993.
44. Дружинин В.М. Психология общих способностей. С-Пб., 1999.
45. Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребёнка. С-Пб., 1998.
46. Аванесова В.Н. Дидактические игры. /Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. / под редакцией Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. М., 1999.
47. Дружинин В.М.
48. Вяхирева Е.А. Виды игр и их особенности. М., 1994.
49. Давидчук А.Н. Восприятие и модели памяти. С-Пб., 1998.
50. Гаудис В.Я. Память в процессе развития. М., 2000.
51. Журавлёв А.П. Механизмы игры. М., 1997.
52. Левина М.З. Логика и математика для дошкольников: методическое пособие. С-Пб., 1997.
53. Редько А.З. Способы
активизации познавательной
54. Умственное развитие. / под редакцией В.М. Ольшанского. М., 2000.
55. Щедровицкая Г.В. Игра и её особенности в дошкольном возрасте. М., 1997.
56. Коленцева Н.Г. Методика
работы с дидактическими
57. Альманах психологических тестов. М., 1998.
58. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1994.
59. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1998.
60. Зак З.А. Методика
развития интеллектуальных
Приложение 1
Результаты выполнения тестовых
заданий детей контрольной
до после до после
1 2 3 18 19
2 2 3 19 21
3 1 1 24 27
4 2 4 22 25
5 3 4 13 14
6 2 2 20 21
7 4 3 24 26
8 2 2 24 27
9 3 4 19 21
10 2 3 19 22
11 1 3 22 25
12 2 2 21 25
13 2 3 28 30
14 1 2 22 26
15 1 1 14 15
16 1 2 17 17
17 2 2 21 22
18 2 3 17 21
19 1 1 22 25
20 2 2 18 24
21 1 2 16 19
22 2 3 19 21
Приложение 2
Результаты выполнения тестовых заданий детьми экспериментальной группы в констатирующем эксперименте и после формирующего эксперимента
№ "Логические классификации" "Прогрессивные цветные матрицы"
до после до после
1 1 3 21 24
2 2 4 14 15
3 2 3 15 16
4 2 4 18 19
5 2 3 21 25
6 2 3 24 26
7 1 3 22 25
8 2 3 18 20
9 3 4 19 22
10 2 3 24 28
11 4 5 22 25
12 2 3 13 16
13 3 4 20 23
14 2 3 24 26
15 1 4 24 29
16 2 2 19 22
17 2 3 19 24
18 1 2 22 26
19 1 2 21 25
20 1 3 22 27
21 2 3 14 26
22 2 3 17 29
Приложение 3
Упражнения и игры для развития тонкой моторики пальцев рук
Комплекс№1 (гимнастический)
1. Выпрямить кисть, плотно
сомкнуть пальцы и медленно
сжимать их в кулак.
2. Руку плотно положить на стол ладонями вниз и поочерёдно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочерёдно каждой рукой.
3. Выпрямить кисть и
поочерёдно присоединять
4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочерёдно каждой рукой. Затем - двумя руками вместе.
5. Сгибать и разгибать
пальцы. Пальцы разомкнуть как
можно шире, затем сомкнуть и
так продолжать дальше. Поочерёдно
каждой рукой, затем сразу
6. Положить руки ладонями
вверх. Ребёнок поднимает по
одному пальцы сначала на
7. Ладони лежат на столе.
Ребёнок поднимает пальцы
8. Ребёнок зажимает карандаш
средним и указательным
9. Положить на стол 10-15
карандашей или палочек.
10. Ребёнок зажимает карандаш
между средним и указательным
пальцами. Далее выполняется движение
так, что сначала впереди
Комплекс№2 (игры для развития тонкой моторики пальцев рук)
Игра "Гребешок"
Пальцы сцеплены в замок. Концы пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладоней левой руки, прогибают её так, что пальцы левой руки встают как петушиный гребень. Затем на тыльную сторону правой руки нажимают пальцами левой - и в петушиный гребень превращаются пальцы правой руки.
Игра "Кошка выпускает коготки"
Поджать подушечки пальцев к верхней части ладони. Затем быстро выпрямить и растопырить пальцы.
Игра "Бег"
Указательный и средний
пальцы выпрямлены, остальные пальцы
прижаты к ладони. Переставлять пальцами,
человечек бежит к
Игра "Быстрые вращения"
Сцепить пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы). Большими пальцами делать вращательные движения вокруг друг друга, всё быстрее и быстрее.
Игра "Солнышко, заборчик, камешки"
Руки поднять вверх, пальцы обеих рук выпрямлены и широко разведены - это "солнышко".
Теперь пальцы плотно прижать друг к другу и выпрямить - это "заборчик".
Обе руки сжать в кулак - это "камешки".
По вашей команде: "Солнышко, заборчик, камешки" дети показывают пальчиками. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, затем всё быстрее и быстрее.
Доклад для защиты исследовательской работы.
Актуальность выбранной
темы объясняется тем, что в дошкольном
возрасте ведущим видом деятельности
является игра. В игре формируются
и перестраиваются частные
В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщённые типичные образы, мысленно преобразовывать их.
В психологии установлено, что
внутренние, умственные действия формируются
на основе внешних, материальных действий
путём их поэтапного изменения и
"вращения" в психику. Эти закономерности
проявляются не только в школьном
обучении, но и в игровой деятельности.
Но в игре поэтапная обработка
происходит стихийно и неорганизованно:
одни этапы опускаются, другие совмещаются
между собой, то есть эффективность
формирования умственных действий оказывается
различной. Однако при соответствующих
методах педагогического
Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению грамоте, формированию элементарных математических представлений. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности, поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п.
Информация о работе Дидактическая игра как средство развития интеллекта дошкольников