Дидактическая игра как средство развития интеллекта дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 13:51, курсовая работа

Описание

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Н.К. Крупская писала: "Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения…. изучает растения, животных"

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретический анализ вопроса развития интеллекта дошкольников в работах отечественных и зарубежных психологов

1.1 Развитие интеллектуальных способностей в дошкольном возрасте

1.2 Использование дидактических игр как средства развития интеллекта дошкольников

1.3 Классификация игр и их влияние на развитие психических процессов дошкольников

Выводы по главе 1

Глава 2. Экспериментальное исследование развития интеллектуальных способностей дошкольников

2.1 Методика проведения констатирующего эксперимента

2.2 Методика проведения формирующего эксперимента

2.3 Контрольный эксперимент, сопоставление результатов контрольной и экспериментальной группы

Выводы по главе 2

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Дидактическая игра как средство развития интеллекта дошкольников.docx

— 73.66 Кб (Скачать документ)

 

В результате нашего исследования нам удалось показать эффективность  целенаправленного применения дидактических  игр для развития интеллектуальных способностей дошкольников, т.е. цель нашего исследования была достигнута.

 

В ходе работы была проанализирована психолого-педагогическая литература поданной проблеме, было раскрыто значение дидактических игр в развитии психических процессов детей, была проведена диагностика интеллекта дошкольников и оценена эффективность  использования дидактических игр  в развитии интеллекта детей, т.е. все  задачи, которые были поставлены перед  нами, были решены.

 

В результате проведённого исследования гипотеза о том, что, если целенаправленно  и систематически использовать дидактические  игры, то можно повысить уровень  интеллектуальных способностей дошкольников, нашла своё подтверждение.

 

Также следует отметить, что  развитие интеллекта в дошкольном возрасте начинается вне зависимости от применения образовательных ли развивающих  программ. Использование игрового материала  в процессе обучения ведёт к интенсивному развитию интеллектуальных способностей дошкольников; построение образовательного процесса на основе игрового материала, позволяет развивать его интеллект.

 

Список использованной литературы

 

 

1. Крупская Н.К. Дети - наше  будущее. - М., 1986. - С.85.

 

2. Ендовицкая Т.В. Развитие  памяти. М., 1998.

 

3. Выгодский Л.С. Воображение  и развитие в детском возрасте. М., 1991.

 

4. Веклерова Х.М. Формирование  логических структур у старших  дошкольников. Обнинск, 1998.

 

5. Психология и педагогика  игры дошкольника. / под редакцией А.П. Усовой, А.В. Запорожца. М., 1996.

 

6. Корчак Я. Избранные  педагогические произведения. М., 1996.

 

7. Зак З.А. Методика развития  интеллектуальных способностей  у детей. М., 2001.

 

8. Поддьяков Н.Н., Сохин  Ф.А. Умственное воспитание детей  дошкольного возраста. М., 1988.

 

9. Бохорский Е.М. Развитие  самостоятельности мышления детей  подготовительной к школе группы  с помощью словесных дидактических  игр. М., 1997.

 

10. Холодная М.А. Психология  интеллекта. С-Пб., 2002.

 

11. Зак А.Г. Различия  в мышлении детей. М., 1992.

 

12. Поливанов А.Н. Психология  интеллекта. М., 1997.

 

13. Степанов С.С. Диагностика  интеллекта методом рисуночного  теста. М., 2004.

 

14. Коломинский Я.Л., Панько  Е.А. Учителю о психологии детей  шестилетнего возраста. М., 1988.

 

15. Абромян Л.А., Антонова  Т.В. и др. Игра дошкольника.  М., 1999.

 

16. Удальцова Е.И. Дидактические  игры в воспитании и обучении  дошкольников. Минск, 1998.

 

17. Шведова Л.М. Развитие  логического мышления, сообразительности,  воображения и интеллекта. Донецк, 2004.

 

18. Азаров Ю.П. Игра в  дошкольном возрасте. М., 2000.

 

19. Богусловская З.М. Психологические  особенности познавательной деятельности  детей-дошкольников в условиях  дидактической игры. М., 1996.

 

20. Бондаренко А.К. Дидактические  игры в детском саду. М., 1998.

 

21. Джапаридзе М.А. О  психологическом механизме дидактической  игры. Тбилиси, 1999.

 

22. Субботин О.Ю. Дидактические  игры и интеллект. М., 2000.

 

23. Сорокина А.И. Дидактические  игры в детском саду. М., 1992.

 

24. Рубинштейн С.Л. Краткий  словарь психологических понятий.  М., 1996.

 

25. Швайко Г.С. Игры и  игровые упражнения для развития  речи и ума. М., 1998.

 

26. Акимова Н.К., Козлова  В.Т. Упражнения по развитию  мыслительных навыков. С-Пб., 1998.

 

27. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические  игры с математическим содержанием.  М, 1996.

 

28. Базард Э.А. Дидактическая  игра в развитии произвольной  образной памяти старших дошкольников. Минск, 1999.

 

29. Дьяченко О.М., Агаева  Е.Л. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей  от 3 до 6 лет. М., 1991.

 

30. Вилькеев Д.В. Развитие  у дошкольников общего умственного  действия и классификация в  процессе организованной самостоятельной  работы. С-Пб., 2000.

 

31. Заика Е.В. Комплекс  интеллектуальных игр для развития  мышления. /Вопросы психологии, 1999,№  6.

 

32. Столяр А.А. Давайте  поиграем. М., 1991.

 

33. Алексеева Е.О. Использование  дидактических игр в процессе  усвоения пространственных отношений.  М., 2002.

 

34. Тихомирова Л.Ф., Басов  А.В. Развитие логического мышления  детей. Ярославль, Академия развития, 1996.

 

35. Инельдер Б.О. Развитие  мыслительных действий ребёнка.  М. 1997.

 

36. Седж Н.В. Игры и  упражнения в обучении шестилеток. Минск, 1985.

 

37. Айзенк Г. Интеллект:  новый взгляд. /Вопросы психологии, 1995, №1.

 

38. Антюхина А.В. Дидактические  игры и их роль в старшем  дошкольном возрасте. М., 1999.

 

39. Васильева М.А. Руководство  играми детей в дошкольных  учреждениях. М., 1986.

 

40. Тихомирова Л.Ф. Развитие  интеллектуальных способностей. Ярославль, 1996.

 

41. Бурков Ф.М. О психическом  развитии ребёнка. М., 1998.

 

42. Психология детей дошкольного  возраста. Развитие познавательных  процессов. / под редакцией А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, М., 1998.

 

43. Агофонова И.Н. Рисую  и размышляю, играю и учусь.  С-Пб., 1993.

 

44. Дружинин В.М. Психология  общих способностей. С-Пб., 1999.

 

45. Тамберг Ю.Г. Развитие  интеллекта ребёнка. С-Пб., 1998.

 

46. Аванесова В.Н. Дидактические  игры. /Сенсорное воспитание в  детском саду. Пособие для воспитателей. / под редакцией Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. М., 1999.

 

47. Дружинин В.М. Экспериментальная  психология. С-Пб., 2000.

 

48. Вяхирева Е.А. Виды  игр и их особенности. М., 1994.

 

49. Давидчук А.Н. Восприятие  и модели памяти. С-Пб., 1998.

 

50. Гаудис В.Я. Память  в процессе развития. М., 2000.

 

51. Журавлёв А.П. Механизмы  игры. М., 1997.

 

52. Левина М.З. Логика  и математика для дошкольников: методическое пособие. С-Пб., 1997.

 

53. Редько А.З. Способы  активизации познавательной деятельности  дошкольников. /Вестник науки, 1998.

 

54. Умственное развитие. / под редакцией В.М. Ольшанского. М., 2000.

 

55. Щедровицкая Г.В. Игра  и её особенности в дошкольном  возрасте. М., 1997.

 

56. Коленцева Н.Г. Методика  работы с дидактическими материалами  в детском саду. Тбилиси, 2000.

 

57. Альманах психологических  тестов. М., 1998.

 

58. Обухова Л.Ф. Этапы  развития детского мышления. М., 1994.

 

59. Левитов Н.Д. Детская  и педагогическая психология. М., 1998.

 

60. Зак З.А. Методика  развития интеллектуальных способностей  у детей. М., 2001.

 

Приложение 1

 

 

Результаты выполнения тестовых заданий детей контрольной группы в констатирующем эксперименте и  после формирующего эксперимента№ "Логическая классификация" "Прогрессивные цветные матрицы"

 

до после до после

1 2 3 18 19

2 2 3 19 21

3 1 1 24 27

4 2 4 22 25

5 3 4 13 14

6 2 2 20 21

7 4 3 24 26

8 2 2 24 27

9 3 4 19 21

10 2 3 19 22

11 1 3 22 25

12 2 2 21 25

13 2 3 28 30

14 1 2 22 26

15 1 1 14 15

16 1 2 17 17

17 2 2 21 22

18 2 3 17 21

19 1 1 22 25

20 2 2 18 24

21 1 2 16 19

22 2 3 19 21

 

 

 

Приложение 2

 

 

Результаты выполнения тестовых заданий детьми экспериментальной  группы в констатирующем эксперименте и после формирующего эксперимента

№ "Логические классификации" "Прогрессивные цветные матрицы"

 

до после до после

1 1 3 21 24

2 2 4 14 15

3 2 3 15 16

4 2 4 18 19

5 2 3 21 25

6 2 3 24 26

7 1 3 22 25

8 2 3 18 20

9 3 4 19 22

10 2 3 24 28

11 4 5 22 25

12 2 3 13 16

13 3 4 20 23

14 2 3 24 26

15 1 4 24 29

16 2 2 19 22

17 2 3 19 24

18 1 2 22 26

19 1 2 21 25

20 1 3 22 27

21 2 3 14 26

22 2 3 17 29

 

 

 

Приложение 3

 

 

Упражнения и игры для  развития тонкой моторики пальцев рук

 

Комплекс№1 (гимнастический)

 

1. Выпрямить кисть, плотно  сомкнуть пальцы и медленно  сжимать их в кулак. Поочерёдно  выполнять каждой рукой.

 

2. Руку плотно положить  на стол ладонями вниз и  поочерёдно сгибать пальцы: средний,  указательный, большой, мизинец,  безымянный. Выполнять поочерёдно  каждой рукой.

 

3. Выпрямить кисть и  поочерёдно присоединять безымянный  палец к мизинцу, средний - к указательному.

 

4. Сжать пальцы в кулак  и вращать кисть в разных  направлениях. Сначала поочерёдно  каждой рукой. Затем - двумя  руками вместе.

 

5. Сгибать и разгибать  пальцы. Пальцы разомкнуть как  можно шире, затем сомкнуть и  так продолжать дальше. Поочерёдно  каждой рукой, затем сразу обеими.

 

6. Положить руки ладонями  вверх. Ребёнок поднимает по  одному пальцы сначала на одной  руке, затем на другой. Повторить  это упражнение в обратном  порядке.

 

7. Ладони лежат на столе.  Ребёнок поднимает пальцы сразу  обеих рук, начиная с мизинца.

 

8. Ребёнок зажимает карандаш  средним и указательным пальцами. Сгибает и разгибает эти пальцы.

 

9. Положить на стол 10-15 карандашей или палочек. Ребёнок  одной рукой пытается собрать  все карандаши (палочки). При этом  нельзя помогать другой рукой  и надо стараться брать карандаши  по одному.

 

10. Ребёнок зажимает карандаш  между средним и указательным  пальцами. Далее выполняется движение  так, что сначала впереди оказывается  средний палец, потом указательный.

 

Комплекс№2 (игры для развития тонкой моторики пальцев рук)

 

Игра "Гребешок"

 

Пальцы сцеплены в замок. Концы пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны  ладоней левой руки, прогибают  её так, что пальцы левой руки встают как петушиный гребень. Затем  на тыльную сторону правой руки нажимают пальцами левой - и в петушиный  гребень превращаются пальцы правой руки.

 

Игра "Кошка выпускает  коготки"

 

Поджать подушечки пальцев  к верхней части ладони. Затем  быстро выпрямить и растопырить  пальцы.

 

Игра "Бег"

 

Указательный и средний  пальцы выпрямлены, остальные пальцы прижаты к ладони. Переставлять пальцами, человечек бежит к противоположному краю стола. То же упражнение для указательного  и безымянного пальцев.

 

Игра "Быстрые вращения"

 

Сцепить пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы). Большими пальцами делать вращательные движения вокруг друг друга, всё быстрее  и быстрее.

 

Игра "Солнышко, заборчик, камешки"

 

Руки поднять вверх, пальцы обеих рук выпрямлены и широко разведены - это "солнышко".

 

Теперь пальцы плотно прижать  друг к другу и выпрямить - это "заборчик".

 

Обе руки сжать в кулак - это "камешки".

 

По вашей команде: "Солнышко, заборчик, камешки" дети показывают пальчиками. Сначала упражнение выполняется  в медленном темпе, затем всё  быстрее и быстрее.

 

Доклад для защиты исследовательской  работы.

 

Актуальность выбранной  темы объясняется тем, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. В игре формируются  и перестраиваются частные психические  процессы. В игре ребёнок раньше и легче удерживает сознательную цель запоминать и, например, запоминает большее количество слов, чем в  лабораторных условиях.

 

В игре складываются благоприятные  условия для развития интеллекта ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщённые типичные образы, мысленно преобразовывать их.

 

В психологии установлено, что  внутренние, умственные действия формируются  на основе внешних, материальных действий путём их поэтапного изменения и "вращения" в психику. Эти закономерности проявляются не только в школьном обучении, но и в игровой деятельности. Но в игре поэтапная обработка  происходит стихийно и неорганизованно: одни этапы опускаются, другие совмещаются  между собой, то есть эффективность  формирования умственных действий оказывается  различной. Однако при соответствующих  методах педагогического руководства  игрой эта эффективность может  быть повышена. А для этого требуется  систематическое и умелое руководство  игрой со стороны взрослых. Но и  при наличии такого руководства  те интеллектуальные качества, которые  несёт в себе игра, развиваются  не у всех детей в одинаковой мере: это зависит от того места, которое  занимает ребёнок в совместных играх, от его индивидуально-психологических  особенностей и от ряда других причин. Но важно подчеркнуть: эти качества имеют непреходящее значение, составляют золотой фонд личности. Так, способность  к наглядному моделированию, развитое воображение необходимы в различных  видах труда, и, если они не будут  сформированы в дошкольном возрасте, наверстать это потом чрезвычайно  трудно.

 

Использование дидактической  игры повышает интерес детей к  занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти  игры на занятиях по ознакомлению с  окружающим, по обучению грамоте, формированию элементарных математических представлений. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности, поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п.

Информация о работе Дидактическая игра как средство развития интеллекта дошкольников