Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 13:51, курсовая работа
Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Н.К. Крупская писала: "Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения…. изучает растения, животных"
Введение
Глава 1. Теоретический анализ вопроса развития интеллекта дошкольников в работах отечественных и зарубежных психологов
1.1 Развитие интеллектуальных способностей в дошкольном возрасте
1.2 Использование дидактических игр как средства развития интеллекта дошкольников
1.3 Классификация игр и их влияние на развитие психических процессов дошкольников
Выводы по главе 1
Глава 2. Экспериментальное исследование развития интеллектуальных способностей дошкольников
2.1 Методика проведения констатирующего эксперимента
2.2 Методика проведения формирующего эксперимента
2.3 Контрольный эксперимент, сопоставление результатов контрольной и экспериментальной группы
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованной литературы
В наше время возникает новый вид игр - компьютерные. Они имеют самое прямое отношение к интеллектуальному развитию. С одной стороны, они требуют психологической готовности ребёнка, заключающейся в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, с другой стороны, - могут стать важным средством развития основ логического мышления. Однако компьютерные игры, их содержание требуют серьёзного научного обоснования и пока могут использоваться в детских садах в экспериментальном порядке, под наблюдением специалистов - педагогов, психологов. Но, несомненно, недалёк день, когда они пополнят арсенал средств, направленных на интеллектуальное развитие ребёнка.
1.3 Классификация игр и
их влияние на развитие
В работе дошкольных учреждений
большое место занимают дидактические
игры. Они используются на занятиях
и в самостоятельной
В детском саду, в каждой
возрастной группе, должны быть разнообразные
дидактические игры. Необходимость
подбора разнообразных игр
Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим, развитие речи. Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений. Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.). Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребёнок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения. Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях. Если проанализировать дидактические игры сточки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребёнком более успешно, так как его внимание прежде всего направлено на развёртывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу. Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны/16/.
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:
1. с игрушками и предметами;
2. настольно-печатные;
3. словесные.
Дидактические игры-занятия
с предметами и игрушками больше
всего соответствуют задачам
развития предметно-игровой деятельности
детей раннего возраста. Малыши осваивают
действия с предметами и тем самым
познают разнообразные их свойства.
Они начинают практически понимать
различия между, например, кубом и
шаром, между объёмным предметом
и плоским. Игры-занятия с дидактическими
игрушками развивают
Настольно-печатные игры отвечают
особенностям наглядно-действенного мышления
детей раннего возраста. В процессе
этих игр малыши усваивают и закрепляют
знания в практических действиях
не с предметами, а с их изображением
на картинках. Разнообразны и задачи,
решаемые на занятиях: закрепление
знаний о предметах, их назначении,
классификации, обобщение предметов
по существенным признакам, установление
взаимосвязи между предметами, составление
целого из частей. Чтобы поддержать
интерес детей к играм-занятиям
и сформировать обобщённые представления
о признаках предметов, следует
предлагать им решение одной и
той же задачи на разном дидактическом
материале. В методологических пособиях
по обучению и воспитанию детей приводится
содержание разных видов игр-занятий,
указывается последовательность усложнения
познавательных задач. Так, игры, разработанные
Л.М. Шведовой, направлены на формирование
элементарной культуры мышления, способности
переносить усвоенные умения на решение
новых практических задач. Игры-занятия
с образными игрушками
Большое значение в речевом
развитии детей имеют словесные
дидактические игры. Они формируют
слуховое внимание, умение прислушиваться
к звукам речи, повторять звукосочетания
и слова. Игровые действия в словесных
дидактических играх (имитация движений,
поиск того, кто позвал, действия
по словесному сигналу, звукоподражание)
побуждают к многократному
Большую ценность в интеллектуальном
развитии детей представляют словесные
игры (народные загадки, молчанка, запретное
слово). Эти игры возбуждают умственную
активность. Правильно используемые
дидактические игры помогают формировать
у детей усидчивость, умение тормозить
свои чувства и желания, подчиняться
правилам. В играх ребёнок вынужден
проявлять умственную активность и
настойчивость в овладении
Данную тему широко освятили
в своих работах такие
Выводы по главе 1
В дошкольном возрасте закладывается
фундамент представлений и
Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Дидактические игры - незаменимое
средство обучения детей преодолению
различных затруднений в
В игре происходит формирование
восприятия, мышления, памяти, речи - тех
фундаментальных психических
Глава 2. Экспериментальное исследование развития интеллектуальных способностей дошкольников
2.1 Методика проведения констатирующего эксперимента
Эффективность применения дидактических игр для развития интеллектуальных способностей дошкольников может быть проверена при проведении педагогического эксперимента.
Эксперимент является методом педагогических исследований, это метод познания, с помощью которого в естественных или искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях исследуются педагогические явления, ищется новый, более эффективный способ решения педагогической проблемы, задачи. Эксперимент позволяет получить ответ на поставленный вопрос при соблюдении всех необходимых требований и условий его проведения.
Структура педагогического эксперимента включает - констатирующий этап эксперимента (сентябрь), формирующий этап (сентябрь-февраль), контрольный эксперимент (март).
Констатирующий эксперимент, иногда также называемый методом срезов, ориентирован на установление фактического состояния исследуемого объекта, констатацию исходных параметров. Главная цель - определить состояние интеллектуальных способностей дошкольников на начало эксперимента. Для этого необходимо было провести тестирование.
Констатирующий эксперимент проводился в сентябре 2005 года с детьми шести-семи лет подготовительной к школе группы ясли-сада "Ракета". Для проведения констатирующего эксперимента мы использовали психодиагностические методики, позволяющие определить уровень интеллектуальных способностей дошкольников. Таким образом, в исследовании мы обратились к области психодиагностики.
В энциклопедическом словаре
даётся следующее определение
Психодиагностические методики успешно используются в случаях, когда необходимо получить оценку той или иной психической особенности конкретного индивида или группы, кроме того, они позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и дать информацию не вообще о человеке, а прицельно о тех или иных его особенностях.
На сегодняшний день из
всех существующих диагностических
методик наиболее распространёнными
и употребляемыми являются тесты - достаточно
краткие, стандартизированные пробы,
испытания, позволяющие в ограниченный
период времени получить характеристики
индивидуально-психологических
В нашем случае предпочтение отдаётся индивидуальной форме тестирования, т.к. она позволяет осуществлять контроль за функциональным состоянием испытуемых, таких как утомление и др., добиться взаимопонимания с испытуемыми, заинтересовать, т.е. осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его психологических особенностей. Преимуществом индивидуальных тестов является возможность получить в результате не только баллы, но и целостное представление о многих личностных особенностях тестируемого (мотивации, отношения к учебной деятельности и др.).
Информация о работе Дидактическая игра как средство развития интеллекта дошкольников