Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:05, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть дислалию как вид речевого нарушения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить коррекционно-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- изучить этиологию дислалии;
-рассмотреть различные подходы к классификации дислалии;
-изучить недостатки в произношении некоторых звуков.
Введение
Глава 1.Теоретические основы изучения дислалии
1.1 История изучения дислалии
1.2 Этиология дислалии
1.3 Классификация дислалии
Глава 2. Недостатки произношения согласных звуков
Заключение
Литература
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Рязанский
государственный университет
Институт психологии, педагогики и социальной работы
Кафедра психологии личности, специальной психологии
и коррекционной педагогики
Дислалия
как вид речевого нарушения
Курсовая работа по логопедии
студентки ОЗО
специальности «Логопедия»
II курса 23 Л группы
Научный руководитель
старший преподаватель
Рязань 2011
Оглавление
Введение |
3 |
Глава 1.Теоретические основы изучения дислалии |
|
1.1 История изучения дислалии |
5 |
1.2 Этиология дислалии |
13 |
1.3 Классификация дислалии |
19 |
Глава 2. Недостатки произношения согласных звуков |
27 |
Заключение |
38 |
Литература |
41 |
Введение
Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические процессы, способность к понятийному мышлению. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка со сверстниками и взрослыми. Формирование правильного произношение у детей – это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственною. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни [31, с.18].
Время диктует свои условия: сейчас к шести годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь довольно богатый словарный запас, уметь четко выражать свои мысли, но и читать, писать печатными буквами, уметь производить звуко-буквенный анализ слов.
В
связи с тем, что в настоящее
время значительно возросло
Актуальность изучения данного вопроса продиктована следующим.
Во-первых, дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов произношения. Статистические данные отечественных и зарубежных исследователей указывают, что недостатки произношения имеются у 25—30% детей дошкольного возраста (5—6 лет), у 17—20% детей школьного возраста (I— II классы). У учащихся более старшего возраста недостатки произношения занимают не более 1 %.
Во - вторых, на сегодняшний день еще не окончательно решены вопросы классификации данной патологии.
Объект исследования - различные виды речевых нарушений.
Предмет исследования - дислалия как вид речевого нарушения.
Цель исследования: рассмотреть дислалию как вид речевого нарушения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить коррекционно-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- изучить этиологию дислалии;
-рассмотреть различные подходы к классификации дислалии;
-изучить
недостатки в произношении
Глава 1.Теоретические основы изучения дислалии.
1.1 История изучения дислалии
Изучение расстройств произношения началось очень давно, но велось недостаточно дифференцировано. Поэтому долгое время различные речевые расстройства, при которых отмечались дефекты произношения, были объединены под общим названием «косноязычие». Косноязычием называлось всякое отклонение в произношении звуков речи от общепринятых норм в данном языке. Термин «косноязычие» очень древний, народный, долгое время он обозначал всякую неправильную речь. Уточнение понятия косноязычие возникает в медицинской литературе в первой половине 19 века, после того как заикание было выделено в самостоятельную группу речевых расстройств. Термин «дислалия» одним из первых в Европе ввел в научное обращение профессор Вильнюсского университета врач И. Франк. В монографии, вышедшей в 1827 г., он применил его в обобщенном значении как наименование всех видов произносительных расстройств различной этиологии. Несколько позже, в 30-е годы XIX столетия, швейцарский врач Р. Шультесс все речевые нарушения разделил на две группы: заикание и косноязычие. Косноязычие он обозначил термином «дислалия», но в более узком, нежели у И. Франка, значении: он причисляет к дислалии лишь произносительные нарушения, обусловленные анатомическими дефектами органов артикуляции. В классификации Куссмауля была принята точка зрения Шультесса, такое же понимание дислалии встречается в работах Гутцмана. В 1879 году А. Куссмауль называет косноязычием все недостатки речи, основанные на расстройствах в буквенном звукообразовании. А. Куссмауль различает также косноязычие врожденное и приобретенное. Последнее чаще бывает функциональным вследствие неправильного воспитания и недостаточного упражнения, но может быть и органическим. Органическое косноязычие, по его мнению, является одной из форм центрального, органически обусловленного нарушения речи. С этого времени в связи с развитием логопедии все больше и больше стала уточняться картина нарушений звуковой стороны речи и механизмов, лежащих в их основе. Это нашло свое отражение в работах многих авторов, в том числе Куссмауля, Беркана, а позднее в работах Е.С. Боришпольского, Гутцмана.
Несколько иную позицию занимал польский исследователь В. Олтушевский, который относил к дислалии случаи нарушения произношения, не обусловленные анатомическими дефектами речевого аппарата. Он выделял две формы: функциональную и обусловленную снижением слуха (dislalia audiogenes). Дефекты произношения, обусловленные патологическими изменениями в артикуляционном аппарате, он обозначил термином «дисглоссия» и выделил четыре вида этого дефекта в зависимости от того, какой из артикуляционных отделов оказывается нарушенным: губную (labialis), язычную (lingualis), зубную (dentalis) и нёбную (palatalis).
Многие авторы ставили вопрос о классификации дислалий и выделении в особую группу таких нарушений звукопроизношения, которые обусловлены функциональными расстройствами речедвигательного аппарата. Еще в 80-х годах 19 века Коен пытался дать классификацию дислалий, указывая на наличие как механических, так и функциональных дислалий. Причины последних он видел в плохом воспитании и подражании неправильному звукопроизношению.
В отечественной логопедии начала 20 века объем понятий дислалии не отличался от принятого в работах Куссмауля и Гутцмана. В 1912 году Е.С. Боришпольский разделил расстройства также на две группы: центральные и периферические. К центральным расстройствам он относил афазии органического происхождения и функциональные (заикание и лепетание). К периферической группе он относил дислалии, или алалии. Среди дислалий (алалий) выделялись глухонемота, связанная с поражением уха, и косноязычие. Е.С. Боришпольский считал, что косноязычие зависит только от несовершенства артикуляционного аппарата.
Далее рассмотрим
взгляды отечественных
Безусловно, понимание сущности этого явления до сих пор вызывает много споров, и поэтому нет определенного стандарта при характеристике данного речевого нарушения.
Таким образом, при написании работы была использована учебная, справочная, научная и методическая литература и ее анализ по проблеме исследования позволил проследить путь изучения термина «дислалия».