Дислалия как вид речевого нарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:05, курсовая работа

Описание

Цель исследования: рассмотреть дислалию как вид речевого нарушения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить коррекционно-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- изучить этиологию дислалии;
-рассмотреть различные подходы к классификации дислалии;
-изучить недостатки в произношении некоторых звуков.

Содержание

Введение
Глава 1.Теоретические основы изучения дислалии
1.1 История изучения дислалии
1.2 Этиология дислалии
1.3 Классификация дислалии
Глава 2. Недостатки произношения согласных звуков
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по логопедии.docx

— 135.14 Кб (Скачать документ)

Замена  звука р звуком в.

При этой замене артикуляция звука р осуществляется не языком, а нижней губой, которая поднимается к верхним резцам и образует с ними щель, в нее и проходит воздушная струя. Язык не принимает участия в произношении. Мы слышим: «Вому вазбудил удав гвома».

Предрасполагающими  к ротацизму анатомическими аномалиями могут служить короткая подъязычная  связка, узкое и высокое нёбо, чрезмерно узкий, или массивный, или недостаточно пластичный язык. [24,с. 60].

 Ламбдацизм

Ламбдацизм — это недостатки произношения звуков [л], [л']. При произнесении звука Л положение губ и расстояние между зубами зависят от последующего гласного звука. Кончик языка поднят вверх и упирается в верхние резцы. Боковые края языка опущены, между ними и коренными зубами образуется щель, через которую проходит вдыхаемая струя воздуха. Коренная часть языка поднята; нёбная занавеска поднята и закрывает проход в носовую полость. Голосовые складки подняты и вибрируют, Звук всегда звонкий. Артикуляция мягкого звука ЛЬ отличается тем, что кончик языка более напряжен, поднята не корневая, а передне-средняя часть стенки языка.

Дефекты произношения звуков л-ль

1. Звук Л  дети опускают:

2. Звуки Л—ЛЬ  заменяют другими звуками (характер  подобного нарушения называется параламбдацизмом):

-   Л— звуком ЛЬ: лямпа (лампа), столь (стол);

-   Л, ЛЬ— йот: ямпа (лампа), ента (лента);

-   Л, ЛЬ— звуком В: вампа (лампа), вента (лента);

-   Л, ЛЬ— кратким У(язык при этом втягивается в глубь рта, как при гласном у);

-   Л, ЛЬ — Н, НГ: неук (лук), ну к (лук).

Искаженное  произношение звуков:

-   межзубное произношение Л—ЛЬ

-   носовое произношение Л—ЛЬ (при этом корень языка образует смычку с мягким нёбом и воздушная струя проходит через носовую полость). [24,с. 63].

Параламбдацизмы -замена звуков л, л' другими звуками.

Замена звука  л звуком j. При этом нарушении кончик языка остается внизу, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки выгибается вверх дугой, вместо того чтобы опускаться. Ребенок говорит так: «Мышка весеё жия, на пуху в угью спая. Мышка ея сыр и саё, но все мышке быё мае».

Замена звука  л звуком у. При этом нарушении активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык. Взрослые часто затрудняются сказать, как ребенок произносит звук л, потому что, вытягивая губы вперед, как при звуке у, он быстро переходит к следующему звуку в слове и слушающий не успевает заметить, как произносится звук. Но если предложить ребенку протянуть звук л, будет легче заметить движения его губ. Если придержать пальцами ребенка его губы в углах рта, чтобы они были неподвижными, можно легко убедиться в том, что он совсем не может произнести звук л. При этой замене речь ребенка звучит примерно так: «Мышка весеуо жиуа, на пуху в угуу спауа. Мышка еуа сыр и сауо, но все мышке быуо мауо». Этот недостаток, если его не исправлять, часто остается на всю жизнь.

Замена звука  л звуком ы. При этом виде неправильного произношения задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен. Дети не замечают, что заменяют звук, а взрослые нередко считают, что звук л пропускается. Ребенок говорит: «Мышка весеыо жиыа, на пуху в угыу спаыа. Мышка еыа сыр и саыо, но все мышке быыо маыо».

Замена звука  л звуком в. При такой замене язык не принимает участия, к верхним резцам двигается нижняя губа. Дети и взрослые часто считают, что это не недостаток речи, а лишь нечеткость произношения звука л. При этой замене мы слышим: «Мышка весево жива, на пуху в угву спава. Мышка ева сыр и саво, но все мышке быво маво».

Замена звука  л звуком г. В этом случае кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упирается в мягкое нёбо, вместо того чтобы только приподниматься. Речь ребенка звучит так: «Мышка весего жига, на пуху в уггу спага. Мышка ега сыр и саго, но все мышке быго маго».

Каппацизмы

Недостатки  произношения заднеязычных звуков к, к', г, г', х, х' объединяются общим названием — каппацизмы. (Иногда их подразделяют на три группы: каппацизмы — нарушения звуков к, к', гаммацизмы — нарушения звуков г, г', хитизмы — нарушения звуков х, х'.)

К каппацизмам относятся отсутствие звуков к, к’, г, г', х, х' и их искажения (например, носовой или боковой или др.)

Если  фонемы к, к’, г, г', х, х' заменяются другими  фонемами, например: к — г (ког — «тот»), г — д (гном — «дном»), х — г (хата — «тата»), такие нарушения называются паракаппацизмами.

Характеристика  звуков к, к’ г, г', х, х’ и их артикуляция

Для всех звуков этой группы общим является место образования: они заднеязычные. По способу образования к к’ г г' — взрывные, а х, х' — щелевые. Произношение звуков г, г' отличается от произношения к наличием голоса. Артикуляция звуков к', г’ отличается от артикуляции звука к подъемом средней части спинки языка. Таким образом, в группе заднеязычных звуков основной является артикуляция звука к, и значит, он будет базовым в этой группе.

Правильная  артикуляция звука к заключается  в следующем:

губы  — раскрыты, занимают нейтральное  положение;

зубы  — разомкнуты;

язык  — кончик языка лежит у нижних зубов и не касается их, передняя и средняя части спинки языка  опущены, задняя часть спинки языка  поднята и упирается в мягкое нёбо, боковые края языка слегка касаются задней части твердого нёба;

мягкое  нёбо — поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;

голосовые связки — не напряжены, раздвинуты, голос не образуется;

воздушная струя — при выходе попадает в  ротовую полость и взрывает смычку между задней частью спинки языка  и мягким нёбом.

Мягкий  звук к' отличается от парного твердого тем, что:

- губы  растягиваются в легкой улыбке  и открывают зубы,

- кончик  языка продвигается ближе к  нижним зубам, но обычно не  касается их,

- передняя  часть спинки языка опущена,

- средняя  часть приближается к твердому  нёбу и весь язык продвигается вперед, производя смычку с твердым нёбом,

- боковые  края языка касаются средне-задней  части твердого нёба.

Если  звук к произносится правильно, то, добавив голос, можно получить звук г; добавив подъем средней части спинки языка,— получить правильное произношение звуков к', г'; если задняя часть спинки языка не будет полностью смыкаться с нёбом и между ними останется щель, идущая по средней линии языка,— получить звук х.

Твердые звуки к, г нарушаются чаще, чем х, так как при артикуляции х не происходит полного смыкания задней части спинки языка с мягким нёбом. Мягкие звуки к', г', х' обычно нарушаются все вместе, поскольку их произношение обусловлено дополнительной артикуляцией — подъемом средней части спинки языка, что и может вызывать затруднения.

Среди предрасполагающих  факторов неправильного произношения заднеязычных звуков могут быть такие:

- слишком  высокое и узкое твердое нёбо, что затрудняет образование смычки  между ним и языком;

- слабость  отдельных групп мышц языка;

- нарушение  фонематического слуха.

Отсутствие  звуков к, к', г, г', х, х'

Если  ребенок не произносит заднеязычные звуки, его речь становится некрасивой, малопонятной, например: «Ена атался на оньа» (Гена катался на коньках). Ребенок понимает, что говорит неправильно, стесняется этого, но самостоятельно исправить свой недостаток не может. Воспитатель легко определит это нарушение, если внимательно прислушается к речи ребенка. [24,с. 65].

Паракаппацизмы - замена звуков к, к', г, г', х, х' другими звуками

Наиболее  часто заднеязычные звуки к, г, х  заменяются переднеязычными т, д. Обычно к и х заменяются звуком г, а г — д. Речь ребенка звучит так: «Татя татает том» (Катя катает ком), «Дуси дромто додочут» (Гуси громко гогочут), «Мута летала отоло ута» (Муха летала около уха). Взрослые и дети без труда замечают такое дефектное произношение. Можно легко увидеть и неправильную артикуляцию. Попросив ребенка произнести, например, слово гамак, воспитатель увидит, как у него в начале и в конце слова кончик языка поднимается и прижимается к нёбу за верхними зубами (в норме кончик языка должен находиться внизу, а подниматься должна задняя часть языка). Этот недостаток может сказаться и на письменной речи (происходит замена букв к, х на г, а г — на д), если не будет своевременно проведена работа по исправлению и дифференциации этих звуков.

Сигматизм

Сигматизм — это недостатки в произношении свистящих и шипящих звуков [с], [с'], [з],[ з'], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ].

При правильном произношении звуков С, 3, Ц артикуляция следующая:

-   зубы сближены на расстоянии 1 мм;

-   положение губ и расстояние между зубами зависят от последующего гласного звука;

-   язык широко распластан, и его кончик упирается в нижние резцы;

-   спинка языка умеренно выгнута;

-   боковые края языка подняты и изнутри плотно прижаты к верхним коренным зубам;

-   посередине стенки языка образуется желобок, по которому проходит холодная струя выдыхаемого воздуха;

-   нёбная занавеска (мягкое нёбо) поднята и прижата к задней стенке глотки, не пропуская воздушную струю через носовую полость;

-   голосовые складки разомкнуты, звук глухой.

При произнесении мягкого звука СЬ язык напряжен, кончик языка гораздо сильнее упирается в нижние резцы, а спинка языка выгнута и приближена к твердому нёбу.

Артикуляция звонких звуков 3—3' отличается прежде всего тем, что звуки звонкие, т.к. голосовые складки сомкнуты и вибрируют; спинка языка поднята  выше, выдох меньше, чем при звуках С – СЬ.

Звук  Ц образуется при слитном и  быстром произнесении двух звуков Т—С (ТС — при этом Т произносится не кончиком, а спинкой языка): сначала кончик языка упирается в нижние резцы, как при С, спинка выгнута и касается альвеол, потом кончик языка остается в том же положении, а спинка после взрыва при соприкосновении с альвеолами опускается до положения, занимаемого при произнесении С, а по образовавшемуся желобку проходит холодная струя воздуха.

Звуки Ш  и Ж — шипящие, при произнесении которых:

-   губы слегка выдвинуты вперед; §   передняя часть языка в виде ковшика поднята к верхним альвеолам, но не касается их; образуется щель, через которую проходит теплая струя воздуха;

-   боковые края языка подняты и плотно примыкают к верхним коренным зубам, не пропуская воздушную струю;

-   мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость;

-   голосовые складки при Ш разомкнуты, а при Ж сомкнуты и вибрируют.

Звук  Ш — глухой, а Ж — звонкий.

Звуки Ч  и Щ

При правильной артикуляции звук Ч произносится как ТЬШЬ. Сначала кончик языка  образует смычку с корнями верхних  резцов, а затем, после взрыва, отодвигается назад к альвеолам — образуется сильная воздушная струя. Корень языка приподнят, приближаясь к  твердому нёбу. Мягкое нёбо поднято  и плотно закрывает проход в носовую  полость, голосовые складки разомкнуты.

При произнесении звука Щ (ШЬШЬ) губы выдвинуты вперед, кончик языка поднят к альвеолам; образуется щель, по которой проходит теплая воздушная струя, боковые края смыкаются с верхними зубами. Язык напряжен, корневая часть его приподнята. Нёбная занавеска закрывает проход в носовую полость. Голосовые складки разомкнуты.

Звуки Ч  и Щ всегда глухие.

Дефекты в произнесении свистящих и шипящих  звуков

Нарушение одного из вышеописанных артикуляционных  укладов приводит к неправильному произношению данных звуков. В связи с этим выделяется 6 видов сигматизма: губно-зубной, межзубный, боковой, носовой, призубный, шипяще-свистящий.

Губно-зубной сигматизм проявляется в замене свистящих и шипящих звуков фонемой, близкой к Ф. Это объясняется тем, что при произнесении звука образуется смычка нижней губы с верхними резцами.

Призубный сигматизм проявляется в замене свистящих и шипящих звуками Т – Д.

Сущность  данного дефекта состоит в  том, что кончик языка упирается  в края верхних и нижних резцов, образуя преграду для прохода  воздушной струи через зубную щель.

Шипящий сигматизм проявляется в замене свистящих звуками Ш, Ж. При этом кончик языка несколько оттянут в глубь рта и приподнят, спинка резко выгнута — вместо свиста образуется несколько смягченное Ш или Ж.

При свистящем  сигматизме шипящие звуки заменяются свистящими.

Замена свистящих  и шипящих звуков другими, более  простыми по артикуляции называется парасигматизмом.

Межзубный сигматизм проявляется в том, что кончик языка занимает положение между зубами. Этим объясняется появление шепелявого оттенка звука.

Боковой сигматизм характеризуется тем, что кончик языка упирается в верхние альвеолы, в результате не образуется смычка между боковыми краями языка и верхними коренными зубами — там появляется щель, через которую проходит воздушная струя. Результатом такой артикуляции может быть боковой сигматизм (правосторонний, левосторонний), двусторонний.

Носовой сигматизм характеризуется появлением носового (назального) оттенка при произнесении свистящих и шипящих, которые заменяются звуком, похожим на X с назальным призвуком. Такой дефект вызван тем, что корень языка поднимается и примыкает к мягкому нёбу, в результате чего мягкое нёбо опускается и струя выдыхаемого воздуха проходит через образовавшийся проход в носовую полость. [24,с.53-57].

Парасигматизмы – замена свистящих или шипящих другими звуками,

если фонема с или ш заменяется другой фонемой, например т (собака — «тобака», шуба — «туба») или ф («фобака», «фуба» и т. п.).

Информация о работе Дислалия как вид речевого нарушения