Дислалия как вид речевого нарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:05, курсовая работа

Описание

Цель исследования: рассмотреть дислалию как вид речевого нарушения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить коррекционно-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- изучить этиологию дислалии;
-рассмотреть различные подходы к классификации дислалии;
-изучить недостатки в произношении некоторых звуков.

Содержание

Введение
Глава 1.Теоретические основы изучения дислалии
1.1 История изучения дислалии
1.2 Этиология дислалии
1.3 Классификация дислалии
Глава 2. Недостатки произношения согласных звуков
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по логопедии.docx

— 135.14 Кб (Скачать документ)

Йотацизм

  Неправильное  произношение звука j  и (У)  называется  йотацизмом.

Недостатки  произношения йотованных звуков (йа — я, йо — ё, йу — ю, йэ —е) обычно выражаются в замене звука и звуком ль, например: йа — ля (моя—моля), йо — Лё (ёлка — лёлька), йу –лю (гуляю — гулялю),йэ — ле {ехать — лехать), и — ль (майка — малька).

Этот  недостаток встречается обычно у  детей преддошкольного возраста,

реже у  дошкольников. [24,с 65].

Дефекты озвончения

В русском  языке согласные звуки делятся  по участию голоса в их произнесении на звонкие и глухие. Однако звуки Р — РЬ, Л — ЛЬ, М — МЬ, Н — НЬ, ЙОТ всегда звонкие, а Ц, Ч, Щ— всегда глухие.

Дефекты произношения звонких согласных  проявляются в замене их глухими б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к и т. д., из-за отсутствия смычки голосовых складок. Например, «самок», «щук», вместо замок, жук; «терево», «куси», «пулка» вместо дерево, гуси, булка. Обратная замена глухих звуков звонкими встречается крайне редко. Нередко этот недостаток сопутствует тугоухости.

Этот  недостаток часто встречается у  детей, страдающих тугоухостью[24, с.68].

 

Дефекты смягчения

 В современном русском языке согласные звуки делятся по признаку твердости и мягкости: в—въ, т—тъ, л—ль и т.д.

Однако  звуки Ш, Ж являются только твердыми, а Ч, Щ — только мягкими. При произнесении звуков Ть, Дъ, На кончик языка упирается в нижние резцы, а передняя часть спинки одновременно образует смычку с верхними резцами.

По степени  легкости произнесения мягкие фонемы располагаются в определенной последовательности: Ть, Дь, Пь, Фъ, Въ, Пъ, Бь, Мъ, СЬ, Зь, Ръ, Сь.

Недостатки  произношения мягких звуков выражаются в замене их твердыми фонемами д'-д, п'-п, к'-к, р'-р и т. д.. Характер подобных нарушений может быть выражен по-разному:

-   полная замена всех мягких звуков твердыми: утата (утята), Анута (Анюта);

-   частичная замена мягких звуков: утук (утюг), утата, мод (мёд), нобо (нёбо) и т.д.;

-   смешение мягких и твердых согласных, когда в простых словах ребенок произносит звуки правильно, а в усложненном контексте допускает их замены (Пета — Петя, пен — пень, патъ — пять, мач — мяч и т.д.).

Дефект  смягчения нередко обнаруживается и у детей с алалией и  при нарушениях слуха. Подобные нарушения  произношения мягких звуков часто приводят к специфическим ошибкам на письме: кубыки (кубики), Ката (Катя), Мита (Митя), Дыма (Дима), пынь (пень) и т.д. [24, с.69].

Неправильное  произношение может наблюдаться  в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые  просты по способу артикуляции и  не требуют дополнительных движений языка, например м, н, т, п.

Чаще  всего нарушается произношение следующих звуков: язычных, например р, л, свистящих (с, з, ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ).

Обычно  твердые и мягкие пары согласных  нарушаются в одинаковой степени. Например, если ребенок неправильно произносит звуки с, з, то дефектными оказываются также и их мягкие пары, т. Е. с' и з'. Исключение составляют звуки р и л. Мягкие пары этих согласных чаще всего произносятся правильно, так как они более просты по способу артикуляции, чем их твердые варианты.

Нарушения звукопроизношения у детей могут  проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в их искажениях, либо в заменах.

Рассмотрим  каждый из этих случаев подробно. Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (например, вместо рыба ребенок говорит  «ыба»), в середине (пароход — «паоход») и в конце (шар — «ша»).

Искажение звука выражается в том, что вместо правильного звука произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка. Например, велярное и увулярное произношение звука[ р] и т.д.

Звук  может заменяться другим звуком, имеющимся  в фонетической системе языка. Замены эти могут быть следующими:

1) замена  звуков, одинаковых по способу  образования и различающихся по месту артикуляции, например замена взрывных заднеязычных к и г взрывными переднеязычными т и д («тулак» вместо кулак, «дудок» вместо гудок и т. П.);

2) замена  звуков, одинаковых по месту артикуляции  и различающихся по способу  образования, например фрикативного  переднеязычного с переднеязычным взрывным т («танки» вместо санки);

3) замена  звуков, одинаковых по способу  образования и различающихся по участию органов артикуляции, например с губно-зубным ф («фумка» вместо сумка и т. П.);

4) замена  звуков, одинаковых по месту и  способу образования и различающихся по участию голоса, например звонких звуков глухими («пулка» вместо булка, «субы» вместо зубы);

5) замена  звуков, одинаковых по способу  образования и по активнодействующему органу артикуляции и различающихся по признаку твердости и мягкости, например мягких твердыми и твердых мягкими («ряз» вместо раз, «пула» вместо пила).

Таким образом, недостатками произношения согласных звуков являются:

1.Ротациз - неправильность в произношении звука [р] и [р'].

2. Параротацизмы - замена р звуками р',л,л',й (j), г, д.

3. Ламбдацизм — это недостатки произношения звуков [л], [л'].

4. Параламбдацизмы -замена звуков л, л' другими звуками.

5. Каппацизмы -недостатки произношения заднеязычных звуков к, к', г, г', х, х' объединяются общим названием. Иногда их подразделяют на три группы: каппацизмы — нарушения звуков к, к', гаммацизмы — нарушения звуков г, г', хитизмы — нарушения звуков х, х'.

6.Паракаппацизмы_-замена звуков к, к’, г, г', х, х' другими звуками.

7. Сигматизм — это недостатки в произношении свистящих и шипящих звуков [с], [с'], [з],[ з'], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ].

8. Парасигматизмы – замена свистящих или шипящих другими звуками.

9. Йотацизм - неправильное произношение звука [j ] и [У].

10. Дефекты озвончения - дефекты произношения звонких согласных проявляются в замене их глухими б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к и т. д.

11. Дефекты смягчения -недостатки произношения мягких звуков выражаются в замене их твердыми фонемами д'-д, п'-п, к'-к, р'-р и т. д.

12.Замены звуков

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящее  время значительно возросло число  детей с речевыми нарушениями, а  как известно правильная речь является одной из важнейших предпосылок  дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации, выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить в более ранние сроки. Поэтому изучение развития речи детей раннего возраста, а также выявление отклонений в развитии речи в раннем возрасте является наиболее актуальной темой в настоящее время.

При написании  работы  была использована учебная, справочная, научная и методическая литература и ее анализ по проблеме исследования позволил проследить  путь развития термина «дислалия». Дано определение дислалии, как речевого нарушения, при котором ребёнок не может произнести те или иные звуки, заменяет их другими или смешивает их между собой. Проанализированы научные подходы отечественных логопедов, таких как Хватцев М.Е., Правдина О.В. и Гриншпун Б.М.

При рассматривании различных подходов к классификации дислалии, выделены следующие ее типы: простая и сложная дислалия, сенсорная и моторная дислалия, акустико-фонематическая, артикуляторно – фонематическая, артикуляторно – фонетическая дислалия.

Существует  две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обуславливающих дефект звукопроизношения: функциональная и механическая.

Причинами механической дислалии являются:

-укороченная подъязычная уздечка; 

-дефекты строения челюсти и зубов;

- верхняя челюсть сильно выступает над нижней;

 - нижняя челюсть выступает вперед;

- между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток;

- неправильное строение неба; 

- укороченная уздечка верхней губы;

- расщепление твердого неба, губы.

Причины функциональной дислалии являются :

- неправильное воспитание речи ребенка в семье;

- подражание ребенком неправильному звукопроизношению взрослых;

- педагогическая запущенность;

-недоразвитие фонематического слуха;

- снижение слуха .

Недостатками произношения согласных звуков являются:

1.Ротациз  - неправильность в произношении  звука [р] и [р'].

2. Параротацизмы - замена р звуками р',л,л',й (j), г, д.

3. Каппацизмы -недостатки произношения заднеязычных звуков к, к', г, г', х, х' объединяются общим названием. Иногда их подразделяют на три группы: каппацизмы — нарушения звуков к, к', гаммацизмы — нарушения звуков г, г', хитизмы — нарушения звуков х, х'.

4.Паракаппацизмы_-замена  фонемы к, к’, г, г', х, х' другими  фонема-ми.

5. Ламбдацизм — это недостатки произношения звуков [л], [л'].

6. Йотацизм - неправильное произношение звука [j ] и [У].

7. Сигматизм — это недостатки в произношении свистящих и шипящих звуков [с], [с'], [з],[ з'], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ].

8. Дефекты  озвончения - дефекты произношения  звонких согласных проявляются  в замене их глухими б-п,  д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к и т.  д.

9. Дефекты  смягчения -недостатки произношения  мягких звуков выражаются в замене их твердыми фонемами д'-д, п'-п, к'-к, р'-р и т. д.

10.Замены  звуков.

 Благодаря исследованиям отечественных логопедов, мы имеем полное представление о структурной организации такого речевого дефекта, как дислалия. Эти данные необходимы школам, детским садам и специальным пунктам, на базе которых работают  логопеды, олигофренопедагоги и многие другие, занимающиеся вопросами детской речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.Волкова Л. С. Нарушения детской речи и их устранение в учебно-воспитательном процессе (1969) //Хрестоматия по логопедии (извлечение и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведе-ний: В 2 тт. Т. 1/ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. Цент ВЛАДОС, 1997

2.Гриншпун Б. М. Дислалия (1989) //Хрестоматия по логопедии (извлечение и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведе-ний: В 2 тт. Т. 1/ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. Цент ВЛАДОС, 1997

3.Дефектологический словарь. Гл. ред. А.Н. Дьячков. – М.: Педагогика, 1980.

  4.Дефектология: Словарь – справочник /Под ред. С.С. Степанова. – М., 1996

  5.Дифференциация дислалии (1967) //Хрестоматия по логопедии (извлечение и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведе-ний: В 2 тт. Т. 1/ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. Цент ВЛАДОС, 1997

6.Зееман. Косноязычные дети (1962) //Хрестоматия по логопедии (извлечение и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведе-ний: В 2 тт. Т. 1/ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. Цент ВЛАДОС, 1997

7.Куссмауль А. Косноязычие и лепетание (1879) //Хрестоматия по логопедии (извлечение и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведе-ний: В 2 тт. Т. 1/ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. Цент ВЛАДОС, 1997

8.Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов по спец. «Дефектология»/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Просвещение, 1989

9.Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии (1963) //Хрестоматия по логопедии (извлечение и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведе-ний: В 2 тт. Т. 1/ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. Цент ВЛАДОС, 1997

10. Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е. Левиной – М., 1968 – С. 271 – 290

11.Очерки по патологии речи и голоса /Под ред. С.С. Ляпидевского. – М., 1963 – С. 34 – 35; 77 – 79

12.Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – СПБ: Питер, 2004. – С. 80 – 81

13.Пискунов А.М. Анатомо–физиологические основы и терапия косноязычия. – М.: 1962. – С. 4

14. Правдина О.В. Логопедия. – М., 1969

 Правдина О. В. Дислалия (1973) //Хрестоматия по логопедии (извлечение и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведе-ний: В 2 тт. Т. 1/ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. Цент ВЛАДОС, 1997

15.Приемы исправления недостатков произношения фонем (1968) //Хрестоматия по логопедии (извлечение и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведе-ний: В 2 тт. Т. 1/ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. Цент ВЛАДОС, 1997

16.Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя детского сада. / Под. ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1950.

17. Расстройства речи у детей и подростков /Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: 1963 – С. 100 – 101

18.Рау Е.Ф. Воспитание правильного произношения у детей. – М.: Медгиз, 1971.

Информация о работе Дислалия как вид речевого нарушения