Факторы, определяющие развитие и эффективность памяти человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 11:16, контрольная работа

Описание

Явление памяти было одним из первых объяснено древнегреческим философом Аристотелем; он предполагал, что частицы информации проникают в голову человека и оставляют отпечаток на мягком веществе мозга, как на глине или воске. Несмотря на долгое изучение памяти, вначале XX отсутствовала четкая характеристика этого явления. Но появление новых методов изучений и исследований стало причиной того, что ученые смогли сделать более научно обоснованные выводы, касающееся процесса памяти.

Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили, у них более сильны кратковременная память.

Цель работы – изучить процессы памяти и ее виды.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава1.Факторы, определяющие развитие памяти у человека………………..….4
1.1. Запоминание………………………………………………………..………..…4
1.2. Сохранение…………………………………………………………………….7
1.3. Воспроизведение и узнавание…………………………………….................7
1.4. Забывание ……………….…………………………………….……………....8
Глава 2. Развитие эффективной памяти………………………………………….10
Заключение………………………………………………………….……………..18
Список литературы………………………………………………….…................

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 48.29 Кб (Скачать документ)

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава1.Факторы, определяющие развитие памяти у человека………………..….4

1.1. Запоминание………………………………………………………..………..…4

1.2. Сохранение…………………………………………………………………….7

1.3. Воспроизведение и  узнавание…………………………………….................7

1.4. Забывание ……………….…………………………………….……………....8

Глава 2. Развитие эффективной памяти………………………………………….10

Заключение………………………………………………………….……………..18

Список литературы………………………………………………….…................19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Явление памяти было одним  из первых объяснено древнегреческим  философом Аристотелем; он предполагал, что частицы информации проникают  в голову человека и оставляют  отпечаток на мягком веществе мозга, как на глине или воске. Несмотря на долгое изучение памяти, вначале XX отсутствовала четкая характеристика этого явления. Но появление новых методов изучений и исследований стало причиной того, что ученые смогли сделать более научно обоснованные выводы, касающееся процесса памяти.

Память человека можно  определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили, у них более сильны кратковременная память.

Цель работы – изучить процессы памяти и ее виды.

Основные задачи, которые я поставила перед собой, являются:

  • рассмотреть более подробно процессы: запоминания,  сохранения, воспроизведения и узнавания, забывания и охарактеризовать их;
  • изучить основные методы развития более эффективной памяти.

В этой работе я использовала следующие методы – анализ литературных источников по теме работы, обобщение полученных знаний.

 

 

Глава 1. Факторы, определяющие развитие и эффективность памяти у человека.

 

    1. Запоминание.

Запоминание - это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.

Запоминание может быть как  произвольным (запланированным), так  и непроизвольным, т.е. протекать  независимо от воли человека. Непроизвольно  запоминается многое из того, с чем  человек встречается в жизни: окружающие явления, предметы, события  повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, прочитанных без  цели  изучить, познать и т. п., хотя не все они запоминаются одинаково хорошо. То, что воспринимается человеком, не исчезает бесследно: в коре больших полушарий мозга сохраняются следы от процесса возбуждения, которые создают возможность возникновения ассоциативных цепей и при отсутствии вызвавшего их раздражителя. [10,с560] На этой основе человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести образ отсутствующего предмета или усвоенные ранее знания.

        Даже непроизвольное  запоминание носит избирательный  характер, определяется отношением субъекта к окружающему. Произвольное запоминание может проходить двумя способами:

-  через механическое  фиксирование;

- быть смысловым (логическим).

Второй способ обычно достигает лучших результатов, так как человек осмысленно, целенаправленно работает с материалом, а ведь только действуя на этом основании,  мы запоминаем более качественно[5,с 120 ]. При прочих равных условиях произвольное запоминание заметно продуктивнее непреднамеренного, непроизвольного запоминания. Запоминается, как и осознаётся, прежде всего, то, что составляет цель нашего действия – запомнить – определяя собой всю деятельность запоминания.

Запоминание начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.

Кратковременная память связана  с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Долговременная память (то, что удерживается более 30 минут) - память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока. - Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы и их механизмы полностью разные. Интересно, что чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Интересно заметить, что умственные способности не всегда являются показателем качества памяти. Например, у слабоумных людей, иногда встречается феноменальная долговременная память.

Немецкий ученый Г.Эббингауз [21,с.246-269] обобщил и вывел некоторые закономерности в механизме памяти:

  1. При запоминании материала, лучше всего воспроизводятся его начало или конец (“эффект края”).
  2. Запоминание пройдет лучше, если повторять материал несколько раз в течение времени: нескольких часов или дней.
  3. Любое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше. Повторение вообще играет большую роль, причем как было сказано, не механическое, а логическая обработка материала.
  4. Установка на запоминание ведет к лучшему запоминанию. Очень полезно связать материал с  целью деятельности.
  5. Один из интересных эффектов памяти - это явление реминисценции  - улучшение со временем, воспроизведения изученного материала, без какого-то дополнительного повторения. Реминисценция чаще всего происходит на 2-3 день после выучивания материала.
  6. Простые события, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго.
  7. Более сложные и не такие интересные события человек может переживать много раз, но в памяти они не отложатся надолго.
  8. Любое новое впечатление не остается в памяти изолированным. Память о событии меняется, так как вступает в связь с другими впечатлениями.
  9. Память человека всегда связана с его личностью, поэтому любые патологические изменения в личности всегда сопровождаются нарушениями памяти.
  10. Память человека всегда теряется и восстанавливается по одному и тому же "сценарию":  при потере память первыми теряются более сложные и недавние впечатления. При восстановлении наоборот: стачала, восстанавливаются более простые и старые воспоминания. А затем более сложные и недавние.

 

    1. . Сохранение.

Сохранение – это процесс, когда следы памяти не исчезают, а фиксируются в нервных сплетениях, даже после того, как исчезают возбудители, которые их вызвали. Благодаря этому "банк информации" постоянно возрастает. Не вся информация сохраняется одинаково хорошо: одни образы остаются, другие слабнут, третьи вообще быстро исчезают.

Сохранение определяется степенью участия материала в деятельности личности. Процент сохранения заученного материала после определенного отрезка времени находится в обратно пропорциональном отношении  к объекту этого материала при условии количественно и качественно одинаковой работы с ним.

Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока материал не забыт.

 

    1. Воспроизведение и узнавание.

Воспроизведение и узнавание — процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же — в отсутствие объекта.

Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное — это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведение — целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием. Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании и сохранении мы можем только по воспроизведению[1,с246].

Формы воспроизведения:

  • узнавание — проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;
  • воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;
  • припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в долговременной памяти информации;
  • реминисценция — отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;
  • эйдетизм — зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

 

    1. Забывание.

Забывание — естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или  иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, полезное. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее, обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы.

Забывание проявляется в  двух основных формах:

а) невозможность припомнить или узнать;

б) неверное припоминание или  узнавание.

Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные  степени воспроизведения и узнавания. Принято выделять три таких уровня[5,с425]:

1) воспроизводящая память;

2) опознающая память;

3) облегчающая память.

Забывание протекает во времени  неравномерно. Наибольшая потеря материала  происходит сразу же после его  восприятия, а в дальнейшем забывание  идет медленнее. Забывание может  быть полным или частичным, длительным или временным.

При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается.

Частичное забывание материала  происходит тогда, когда человек  воспроизводит его не весь или  с ошибками, а также тогда, когда  только узнает, но не может воспроизвести.

Длительное (полное или частичное) забывание характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого  времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо.

Часто забывание бывает временным, когда человек не может воспроизвести  нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его.

Забывание может быть обусловлено  различными факторами. Первый и самый  очевидный из них — время. Менее  часа требуется, чтобы забыть половину механически заученного материала.

Для уменьшения забывания  необходимо:

1) понимание, осмысление  информации

2) повторение информации.

 

 

 

Глава 2. Развитие эффективной памяти.

 

Для более эффективной  памяти у человека можно использовать следующие приемы и упражнения для развития памяти:

1. Образование смысловых фраз  из начальных букв запоминаемой  информации (“Каждый охотник желает  знать, где сидит фазан” —  о последовательности цветов  в спектре: красный, оранжевый  и т. д.).

Информация о работе Факторы, определяющие развитие и эффективность памяти человека