Факторы успешной беседы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 16:20, творческая работа

Описание

Для начала для данной темы нам нужно разобраться, что же такое одаренность. На этот ответ есть несколько определений, Одаренностью называется наличие у человека врожденных особенностей, являющихся предпосылкой развития его выдающихся способностей. Практически об одаренности человека судят по высокому уровню развития способностей.

Работа состоит из  1 файл

Шелакина К.А. ТР Общий психологический практикум.doc

— 70.00 Кб (Скачать документ)

     Основные данные о работе

Версия  шаблона 1.1
Филиал Балаковский
Вид работы Творческая  работа
Название  дисциплины  
Тема факторы успешной беседы
Фамилия студента Шелакина
Имя студента Ксения
Отчество  студента Анатольевна
№ контракта 14700100702099

 

     Содержание

 

   Понятие Одарённости…….………………………………………………………3

     Основная  часть

     Понятие одарённости

     Для начала для данной темы нам нужно  разобраться, что же такое одаренность. На этот ответ есть несколько определений, Одаренностью называется наличие у человека врожденных особенностей, являющихся предпосылкой развития его выдающихся способностей. Практически об одаренности человека судят по высокому уровню развития способностей. Ещё Одаренность можно классифицировать как талант, гениальность  проявляются в личности  как  яркие неповторимые   творческие,   интеллектуальные,  эмоциональные способности в той или иной области человеческой  деятельности. С определением определились, что же дальше? Найдём и изучим, откуда взялось это определение, и какие есть виды у одарённости. Понятие одаренности не получило общепризнанного определения. Наиболее распространенным является определение немецкого психолога В.Штерна. Несмотря на критику, в частности, со стороны английского психолога Ч.Спирмена, который направил свои возражения против "приспособления" и теологичности, определение, данное В.Штерн, остается ведущим в современной трактовке проблемы одаренности. Ч.Спирмен отстаивает положение о существовании общей одаренности в своей теории "двух факторов", рассматривая ее как "общий фактор наряду со специальными способностями. Существование общей одаренности признают также В.Штерн, Э.Мейман и др. Наиболее решительными оппонентами этой точки зрения являются Т.Циген, Э.Торндайк, т.е. представители ассоциативной психологии. Различают общую одаренность и ее специальные виды. Под общей одаренностью понимают некий общий уровень развития личности человека, характеризующийся большими способностями к умственной деятельности, ярко выраженными чертами темперамента, характерными особенностями и глубиною чувств, оригинальными чертами творческой деятельности и т. д. Под специальными видами одаренности понимают высокий уровень развития какой-нибудь отдельной, изолированной способности, который может быть и не связан обязательно с высоким общим развитием личности. Например, человек может обладать выдающейся памятью, далеко превосходящей все те проявления памяти, которые наблюдаются у других людей, и вместе с тем по развитию своего интеллекта быть ниже среднего уровня; он может обладать выдающимся музыкальным слухом и в то же время низким уровнем музыкальной культуры и т. д.Талант в той или другой области не может основываться только на специальной одаренности, он всегда требует высокого уровня развития нескольких взаимосвязанных способностей. Так, талантливый музыкант, кроме музыкального слуха, обычно обладает высокоразвитым чувством ритма и музыкальной формы, тонким эстетическим вкусом, творческим воображением, впечатлительностью. А теперь посмотрим виды детской одарённости. Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. К выделенным видам одаренности относятся следующее. Художественная одаренность-Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников. Общая интеллектуальная и академическая одаренность. Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной. Творческая одаренность. Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Социальная одаренность. Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д. Кроме того, у одарённых детей могут быть и отнюдь не положительные характеристики. Например, дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях: Отсутствие внимания условностям и авторитетам; Большая независимость в суждениях; Тонкое чувство юмора; Отсутствие внимания к порядку и организации работы; Яркий темперамент. Так же, Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общее черты: Интеллект выше среднего; Умение принимать решение; Способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями; Ощущение цели, направления движения; Гибкость; приспосабливаемость; Чувство ответственности; Уверенность в себе и знание себя; Настойчивость; Энтузиазм; Умение ясно выражать мысли. Центральным в проблеме одаренности является вопрос о ее типах, силе и полноте проявления, а также об основных критериях талантливости. Типы одаренности детей весьма разнообразны. В целях определения, выявления типов одаренности необходимо тесное сочетание специальных упражнений. Существует несколько типов интеллектуальной одаренности. Ра­ционально-мыслительный тип проявляется в наклонности ребенка к понятийно-отвлеченному, абстрактному мышлению, к различного рода теоретическим обобщениям. Такая способность преимущественно необходима ученым, политикам, экономистам, общественным деятелям — всем, чья профессия требует умения обобщать оперировать символами, делать обоснованный, взвешенный выбор в многообразных научных, хозяйственных, политических ситуациях и принимать ответственные решения. Абстрактному рациональному способу освоения реального мира противостоит образно-художест­венный мыслительный тип. Его отличительная черта — мышление образами, способность оперировать образно-зрительными, образно-слуховыми представлениями, создавать в воображении новые образные обобщения, конструкции, модели, комбинации из элементов звука, зрительного и словесного материала. Образное мышление широко используется в художественно-творческих, дизайнерских, конструкторских профессиях, позволяет эффективно выбирать оптимальные варианты для новых технико-технологических и художественно-промышленных решений, создавать оригинальные произведения искусства. Встречается и смешанный, рационально-об­разный тип одаренности, позволяющий ученому использовать воображение в научных открытиях и создавать художественные произведения, а художнику, писателю, композитору — ярко проявлять себя в качестве мыслителей: философов, историков, политиков, ученых, религиозных деятелей. Одаренность проявляется и в повышенной эмоциональной чувствительности одного человека к биополю другого. На этой основе развивается экстрасенсорная способность отдельных индивидов активного воздействия на физические и духовно-психологические состояния людей. Такая одаренность чрезвычайно важна для врача, особенно психотерапевта, актера, режиссера, общественного деятеля, работающего с массами. Разнообразны типы одаренности в физической организации, нередко сочетающиеся с теми или иными типами интеллектуальной одаренности. Среди них такие типы, как двигательно-физический, нервно-пластический, интеллектуально-физический. Физическая одаренность важна для каждого человека, но совершенно необходима для исполнения рабочих, крестьянских, космических, воинских профессий, а также для танцовщиков, актеров, физкультурников и спортсменов. Одаренность различных направлений и типов как качественное новообразование в человеке проявляется в результате разнообразных комбинаций всех сущностных сил. Развитию ее в ребенке способствует информация о возрастных проявлениях талантливости, степени, силе и форме ее выражения. Направленность некоторых способностей ребенка может проявляться ярко уже в раннем, дошкольном возрасте. Одаренность в двигательно-физической сфере, придающая телу особую пластичность, открывающая перспективу занятий балетом и спортом, подлежит развитию, едва завершится первоначальный этап становления организма. Раннее проявление талантливости обнаруживается в области теоретико-интеллектуального и художественного творчества. Включение в активную деятельность соответствующих сущностных сил дошкольников (слуха, зрения, осязания, психических процессов, нервной системы, дыхания)— решающее условие приобретения ими специальных навыков, успеха в достижении в будущем мастерства.

     Теперь выясним признаки одаренности, как они проявляются и как их развить. Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка можно описать по следующими признаками:1). Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня  успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия  ее осуществления: быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений. Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности – новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности.2). Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности "все делать по-своему" и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Например, для него весьма типичен – наряду со способностью практически мгновенно схватывать существенную деталь или очень быстро находить путь решения задачи – рефлексивный способ переработки информации (склонность тщательно анализировать проблему до принятия какого-либо решения).3). Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности). Это обеспечивает удивительную легкость перехода от единичного факта или образа к их обобщению и развернутой форме интерпретации. Кроме того, знания одаренного ребенка (как,  впрочем, и одаренного взрослого) отличаются повышенной "клейкостью", высоким удельным весом процедурных знаний (знаний о способах действия и условиях их использования), большим объемом мета когнитивных (управляющих, организующих) знаний, особой ро­лью метафор как способа обработки информации и т.д.Следует учитывать, что знания могут иметь разное строение в зависимости от то­го, испытывает ли человек интерес к соответствующей предметной области. Следовательно, особые характеристики знаний одаренного ребенка  могут обнаружить себя в большей степени в сфере его доминирующих интересов.4) Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды


Информация о работе Факторы успешной беседы