Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:41, дипломная работа
Цель настоящей работы состоит в выявлении особенностей объективного характера социально-психологического феномена лидерства в управлении. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
• Выявить понятие лидерства
• Проанализировать типологию лидерства
Введение
Глава 1. Понятие лидерства, типология и способы изучения концепции лидерства
1.1. Понятие лидерства
1.2. Типология лидерства
1.3. Современные подходы к феномену лидерства
Глава 2. Анализ лидерства в организации
2.1. Лидерство и лидер как психологический феномен в организации
2.2. Реализация концепции лидерства на предприятии
Глава 3. Концепция лидерства в руководстве как социально-психологический феномен
3.1. Теория личных качеств лидера
3.2. Поведенческий подход к лидерству
3.3. Ситуационные теории руководства
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие лидерства, типология и способы изучения концепции лидерства
1.1. Понятие лидерства
1.2. Типология лидерства
1.3. Современные подходы к феномену лидерства
Глава 2. Анализ лидерства в организации
2.1. Лидерство и лидер как психологический феномен в организации
2.2. Реализация концепции лидерства на предприятии
Глава 3. Концепция лидерства
в руководстве как социально-
3.1. Теория личных качеств лидера
3.2. Поведенческий подход к лидерству
3.3. Ситуационные теории руководства
Заключение
Список литературы
Введение
Работа посвящена специфике теории лидерства как социально-психологическому феномену в управлении предприятием. Актуальность темы исследования обосновывается необходимостью осознавать специфику данных основ изучения концепции лидерства в различных формах ее проявления. Впервые нами делается попытка не только охарактеризовать специфику теоретических подходов к лидерству, но и проанализировать конкретные их виды и способы реализации на конкретном предприятии..
Степень научной разработанности темы исследования представлена разнообразными теориями, гипотезами, моделями и стратегиями. Вслед за М. Вебером мы попытаемся дать определение различным типам лидерства. А также огромный интерес для нашего исследования приобретают работы Ч.К. Манца, М. Лоуб и др. Данные работы стали методологической и плюралистской основой данного исследования.
Объектом исследования является феномен лидерства с точки зрения теоретического и прикладного подходов его определения. Предмет исследования – реализации концепции лидерства на предприятии, психологические модели выявления лидерских качеств, анкеты, тесты и проч.
Цель настоящей работы состоит в выявлении особенностей объективного характера социально-психологического феномена лидерства в управлении. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
Эмпирическая база исследования включает в себя парадигму психологических исследований (анкеты, схемы и проч.), справочную литературу, монографии. В качестве источников можно обозначить и ряд исследователей, упомянутых выше.
Методологическая база исследования. Цель и задачи данной работы предполагают использование целого ряда методов и исследовательских подходов к составляющей ее фактуре. Используются общие методы научного познания: систематизации и анализа информации, сравнительный, типологический, системный. Кроме того, в работе применены структурно-функциональный, нормативно-ценностный, позволяющие раскрыть сущность государственных интересов.
Глава 1. Понятие лидерства, типология и способы изучения концепции лидерства
1.1. Понятие лидерства
Лидер (от англ. leader - ведущий, первый, идущий впереди) - лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.[5; 16]
Лидерство – это искусство влияния на людей, умение вдохновить их на то, чтобы они стремились достичь нужных целей. Люди следуют за лидером потому, что он в состоянии предложить им средства для удовлетворения их потребностей, указать направление деятельности. [5; 26]
Личностные качества настоящего лидера: открытость, решительность и смелость, любознательность, умение слушать других, внимательность и критическая настроенность, уверенность и спокойствие, гибкость и чувствительность, ориентирован на результат, а не на процесс, имеет богатый жизненный опыт, свободен от предрассудков.
Лидерство присуще самой природе человека и является древнейшей формой организации жизни людей, действенным средством разрешения насущных вопросов. Уже на первых этапах развития человечества выбирался такой порядок общественной жизни, где ведущую роль играли более опытные, умные, сильные, наконец, более человечные люди. Они получали признание, доверие, авторитет среди своих соплеменников, становились лидерами. По мере развития социальной жизни усложнялась система лидерства, множились соответствующие связи и отношения, росло количество разрешаемых вопросов. От личностного лидерства общество переходило к более сложным формам.
Лидерство как социальное явление вездесуще. Можно смело утверждать: там, где сложилась та или иная человеческая общность, там должны появиться и лидеры.
В обществе существует объективная потребность в лидерстве, и она не может не реализовываться. Лидерство — один из механизмов объединения групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняют роль лидера, то есть организуют, направляют действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает действия лидера. [3; 100]
Роль лидеров особенно велика в переломные периоды развития, когда нужно быстро принимать решения, уметь правильно понять конкретные задачи. При этом бытует мнение, что «сильный лидер» может решить все проблемы.
Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния на поведение других. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.
Основная задача лидера — стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены. [6; 73]
Таким образом, можно утверждать, что лидер обладает властью, позволяющей контролировать действия других людей. Существует множество трактовок природы власти. Так согласно психологическому подходу власть – особенная сущность, носителем которой выступает личность. Эта сущность выражается в концентрированной энергии, заставляющей других людей повиноваться. Чаще всего эта концентрированная энергия именуется властной волей. Наряду с психологическим существует социологический подход, сторонники которого переносят акцент с властной воли на социальное взаимодействие. Классическое определение с позиций данного подхода дал Макс Вебер. Он определяет власть как любую возможность проводить внутри данных общественных отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению, вне зависимости от того, на чем такая возможность основывается.
В большинстве стран остро стоит вопрос о необходимости выдвижения лидеров, которые смогли бы определить курс для выхода из экономического и социального кризиса, найти оптимальный путь развития в будущем. Конечно, некоторые лидеры открыто превышают свои полномочия и узурпируют власть. Однако большинство является примером желанного руководителя, а также идеального лидера. Подобные лидеры играют значительную роль при создании определенного образа мышления и служат символами морального единения общества. Лидеры выражают действующую этику и этические ценности, которые объединяют все общество.
1.2. Типология лидерства
Проявление
лидерства достаточно разнообразны.
Попытки типологизации столь
сложного явления обусловлены стремление
мпрогнозировать вероятное
Тип лидера связан с природой общественного строя, характером группы и конкретной ситуацией.
Существуют
разнообразные классификации
Макс Вебер (1864-1920), немецкий социолог, историк, экономист и юрист. В основе методологии Вебера, опирающейся на неокантианскую гносеологию, разграничение опытного знания и ценностей; концепция «понимания», по которой социальное действие объясняется через истолкование индивидуальных мотивов; теория идеальных типов абстрактных и произвольных мысленных конструкций исторического процесса. Выступал против марксизма.
Макс Вебер выделяет три типа лидеров, соответствующих различным формам авторитета:
а) традиционное лидерство–основано на вере в святость традиций, передаваемых по наследству.
б) Рационально-легальное лидерство– устанавливается через всеобщие свободные выборы, опирается на учёт интересов выборщиков и лидера.
в) Харизматическое
лидерство–связано с верой в св
В рамках исследования лидерства в малых группах различают формальное и неформальное лидерство.
Рационально-легальное лидерство
Рационально-легальное лидерство опирается на представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий. Его власть основана правовых нормах, признанных обществом или рутинных, - это лидеры, избранные демократическим путем. Компетенция каждого носителя власти четко очерчивается конституцией и нормативно-правовыми актами. В рационально-легальном обществе легитимность власти основывается на вере участников политической жизни в справедливость существующих правил формирования власти. Институты власти в своей деятельности подчиняются закону. Мотивом подчинения населения власти является рационально осознанный интерес избирателя, который высказывает его на выборах, голосуя за ту или иную партию, лидера. В качестве особенности данного типа легитимности М.Вебер называл “господство в силу “легальности”, в силу веры в обязательность легального установления и деловой “компетентности”, обоснованной рационально созданными правилами”. Человечество движется именно к такому типу лидерства. [8; 143]
Традиционное лидерство
Традиционное лидерство опирается на механизм традиций, ритуалов, силу привычки. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции и передачи власти по наследству. Право же на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. Такой тип лидерства характерен для традиционного общества, в основе которого лежит авторитет “вечно вчерашнего: авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение”. На привычке подчиняться власти, вере в ее божественный характер и священность права престолонаследия основан авторитет вождей, старейшин, монархов и царей. Традиционный тип легитимности и, соответственно, традиционный тип лидерства сохранился до настоящего времени, хотя и заметно трансформировался. К нему относятся режимы королевской власти в таких странах, как Непал, Саудовская Аравия, Оман, Иордания, Кувейт.
По мере того, как религия
утрачивала свое значение, а всеобщее
избирательное право все более
укреплялось и
Харизматическое лидерство
В социальной психологии
феномен харизмы рассматриваетс
Харизма - (от греч. charisme - божественная благодать, дар) - исключительные свойства, которыми наделяется лидер в глазах своих почитателей.
Харизма - наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности, это способность увлекать за собой массы без помощи инструментов власти.
Понятие "харизматический лидер" активно используется в организационной психологии, психологии влияния, психологии политики. Под ним понимается человек, который в силу своих личностных способностей и качеств способен оказывать глубокое и необычайное влияние на окружающих его людей.
Харизматический лидер - человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом.
Харизматический лидер востребован прежде всего в таком обществе, где постоянно происходят какие-то кризисные ситуации и отсутствует система контроля власти со стороны граждан.
Когда после радикальных
перемен наступает